Контрольная работа по "Бюджету и бюджетным системам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:00, контрольная работа

Описание работы

Основная цель данной работы – углубление знаний в области дисциплины «бюджетная система».
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- изучены сущность бюджета субъекта РФ и его роль в социально-экономическом развитии субъекта РФ;
- рассмотрено место регионального бюджета в системе финансовых отношений государства;
- проанализированы современные тенденции бюджетной и налоговой политики РФ,

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика бюджетов бюджетной системы РФ на современном этапе……………………………………………………………………………..5
1.1 Характеристика бюджетной системы РФ ………………………………..5
1.2 Изучение бюджетного процесса на федеральном уровне……………….6
1.3 Анализ основных показателей Федерального бюджета…………………..9
1.4 Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ…...16
Глава 2. Функционирование региональных бюджетов……………………….17
2.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в бюджетной системе РФ…17
2.2 Доходы и расходы регионального бюджета и пути их укрепления……..22
2.3 Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2011-13г..28
Заключение……………………………………………………………………...30
Список используемых источников и литературы…………………………….31

Файлы: 1 файл

Контрольная Сарян.docx

— 113.41 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ

 г. СОЧИ

 



 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА «Экономики, информатики и вычислительной техники»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бюджет и бюджетные системы»

 

 

 

,

 

 

 

Выполнила:

Студентка5  курса ЗФО

специальности «ФиК»

Бегян Наталья Александровна

Проверил:

к.э.н, доцент Сарян А.А.

.

 

 

 

 

 

г. Сочи 2013

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Характеристика бюджетов бюджетной системы РФ на современном этапе……………………………………………………………………………..5

1.1 Характеристика бюджетной системы РФ ………………………………..5

1.2 Изучение бюджетного процесса на федеральном  уровне……………….6

1.3 Анализ основных показателей Федерального бюджета…………………..9

1.4 Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ…...16

Глава 2. Функционирование региональных бюджетов……………………….17

2.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в бюджетной системе РФ…17

2.2 Доходы и расходы регионального бюджета и пути их укрепления……..22

2.3 Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2011-13г..28

Заключение……………………………………………………………………...30

Список используемых источников и литературы…………………………….31

доход бюджет,

Введение

Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Главная экономическая роль бюджета  выражается в том, что он формирует  финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется  в тех общественных отношениях, которые  связаны с концентрацией и  использованием его средств.

Важной проблемой развития бюджетной  системы Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений  между бюджетами различных уровней. Будучи федеративным государством с  трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна  проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений  органов власти и управления различных  уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами  к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

Основная цель данной работы –  углубление знаний в области дисциплины «бюджетная система».

Для достижения поставленной цели в  работе решены следующие задачи:

- изучены сущность бюджета субъекта  РФ и его роль в социально-экономическом  развитии субъекта РФ;

- рассмотрено место регионального  бюджета в системе финансовых  отношений государства;

- проанализированы современные  тенденции бюджетной и налоговой  политики РФ,

Объект исследований – бюджетная система РФ.

В работе использованы источники таких авторов как: Петрова М.Г., Раманова А.Ю., Докучева Д., Ермасовой Н.Б., Новиковой И.А. и других, а также законодательные и нормативные правовые акты и официальные сайты в Интернете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика бюджетов бюджетной системы РФ на современном этапе

 

1.1 Характеристика бюджетной системы РФ

Прежде всего, бюджет государства - это самый важный финансовый документ страны. В нем  определяются потребности, которые  удовлетворяются за счет государственной  казны, и в то же время в нем  указываются источники и объемы поступлений в нее. Именно с помощью  бюджета государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Бюджет - не просто план доходов и расходов, он является экономической категорией. Бюджет как экономическая категория  выражает систему экономических  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями, организациями  и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения  совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Основу бюджетного устройства Российской Федерации составляет бюджетная система. Бюджетная система России — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

К бюджетам бюджетной системы России, как федеративного государства, относятся бюджеты трех уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
  2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты, в число которых входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

1.2 Изучение бюджетного процесса на федеральном уровне

 

а) Заполним таблицу 1. Участники бюджетного процесса, их основные функции

Таблица 1 Участники бюджетного процесса, их основные функции

Основные стадии бюджетного процесса

Участники бюджетного процесса

Основные задачи, функции, полномочия

Составление проекта бюджета

Минфин РФ

- составление проектов  федерального бюджета и представление  его в Правительство РФ, участие  в разработке проектов бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

- осуществление методического  руководства в области составления  проекта федерального бюджета  и исполнения федерального бюджета;

- получение от федеральных органов  исполнительной власти субъектов  РФ, государственных внебюджетных  фондов и органов местного  самоуправления материалы, необходимые  для составления проекта федерального  бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

- осуществление предварительного  и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

- составление отчета об исполнении  федерального бюджета, а также  бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов в случае заключения  соответствующих бюджетных соглашений;

- представляет отчет об исполнении  федерального бюджета в Правительство  РФ и др.

Рассмотрение, утверждение  бюджета 

Совет Федерации

Президент РФ

Рассмотрение, корректировка  и утверждение бюджета

Исполнение бюджета, ведение  бюджетного учета 

Федеральное казначейство Министерства финансов РФ

- организация, осуществление  и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

- регулирование финансовых отношений  между федеральным бюджетом и  государственными (федеральными) внебюджетными  фондами, финансовое исполнение  этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

- сбор, обработка и анализ информации  о состоянии государственных  финансов, представление высшим  законодательным и исполнительным  органам государственной власти  РФ отчетности о финансовых  операциях Правительства РФ по  федеральному бюджету, о государственных  (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной  системы Российской Федерации;

- осуществление краткосрочного  прогнозирования объемов государственных  финансовых ресурсов, а также  оперативное управление этими  ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

- управление и обслуживание  совместно с Центральным банком  РФ и другими уполномоченными  банками государственного внутреннего  и внешнего долга РФ;

- разработка методологических  и инструктивных материалов по  вопросам, относящимся к компетенции  казначейства, обязательных для  органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

- ведение операций по учету  государственной казны РФ.

Контроль за исполнением, внешняя проверка

Счетная палата РФ

- организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

- оценка обоснованности доходных  и расходных статей проектов  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов  федеральных законов, нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет  средств федерального бюджета,  или влияющих на формирование  и исполнение федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных  на их устранение, а также на  совершенствование бюджетного процесса  в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

- регулярное представление Совету  Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий


 

Б) В соответствии со статьей 36 главы 5 принцип прозрачности (открытости) означает:

1) обязательное опубликование в  средствах массовой информации  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

2) обязательную открытость для  общества и средств массовой  информации проектов бюджетов, внесенных  в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные  органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия  решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим  разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной  власти (представительного органа  муниципального образования), либо  между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального  образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

3) стабильность и (или) преемственность  бюджетной классификации Российской  Федерации, а также обеспечение  сопоставимости показателей бюджета  отчетного, текущего и очередного  финансового года (очередного финансового  года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

 

 

1.3 Анализ основных показателей Федерального бюджета

 

Составим  таблицу  о доходах  и расходах бюджета РФ.

а) Согласно подобранному цифровому  материалу о доходах/расходах Федерального бюджета РФ, а также данных прогнозируемого  объёма ВВП и уровень инфляции за соответствующий период, используя  ст.1 ФЗ «О Федеральном бюджете…» и заполним таблицу 2.

 

а) Таблица 2. Показатели Федерального бюджета РФ

 

2011

2012

2013

Изменения 2011 – 100 %

2012

2013

Доходы, млрд. руб.

8 844

9 503

10 379

7,45

17,36

Расходы, млрд. руб.

10 658

11 237

12 175

5,43

14,23

+ / - , млрд. руб.

- 1 814

- 1 734

- 1 796

- 4, 41

- 0,99

ВВП, млрд. руб.

50 389

55 950

61 920

11,04

22,9

Инфляция, %

6,5

6

5,5

-7,69

-15,39


 

Изменения показателей Федерального бюджета к 2011 году найдем по формуле:

 

Тn = (уn – yo) / yo*100%, (1)

 

Где уn— уровень сравниваемого периода;

yo — уровень базисного периода.

Изменение доходов:

 

Т2012 = (9 503 - 8 844)/ 8 844*100% = 7,45;

Т2013=(10 379 - 8 844) / 8 844*100% = 17,36%.

 

Изменение расходов:

 

Т2012 = (11 237 - 10 658) / 10 658 *100% = 5,43;

Т2013=(12 175 - 10 658) / 10 658 *100% = 14,23%.

 

Изменение + / - :

 

Т2012 = (-1 734+ 1 814))/( - 1814)*100% = 4,41 %;

Т2013=(-1795,7+ 1 814) / (- 1814)*100% = - 0,99 %.

 

Изменение ВВП:

 

Т2012 = (55 950 - 50 389) / 50389 *100% = 11,04%;

Т2013=(61 920 – 50389 )/ 50389 * 100% = 22,9%.

 

Изменение инфляции:

 

Т2012 = (6- 6,5)/ 6,5*100% = -7,69%

Т2013=(5,5- 6,5)/ 6,5*100% = - 15,39%

 

б) Проанализируем полученные данные. Согласно принятому Федеральному бюджету на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. ему бюджетные расходы в 2011 г. составят 10 658 млрд. руб., доходы – 8 844 млрд. руб. В 2012 г. они вырастут до 11 237 и 9 503 млрд. руб. соответственно, а в 2013 г. - до 12 175 и 10 379 млрд. руб. При этом чуть менее половины всех доходов - нефтегазовые поступления. Основные характеристики бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в 2011 г. в размере 50 389 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего 6,5%, в 2012 г. – 55 95 млрд. руб. и 6% соответственно, в 2013 г. – 61 92 млрд. руб. и 5,5%. Рост ВВП в 2011 г. прогнозируется на уровне 4,2%, в 2012 г. - 3,9%, в 2013 г. - 4,5%. Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2011 г. запланирован на уровне 3,6% ВВП (1 814 млрд.руб.), в 2012 г. - 3,1% ВВП (1 734,4 млрд. руб.), в 2013 г. - 2,9% ВВП (1 785,7 млрд. руб.). Бюджетный дефицит в 2012-2013 гг. будет покрываться за счет доходов, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, а в 2011 г. - также за счет средств Резервного фонда. Государственный внешний долг России на начало 2012 г. не должен превышать 55,6 млрд. долл. США, на 1 января 2013 г. - 65,2 млрд. долл. США, на 1 января 2014 г. - 75,6 млрд. долл. США. В 2011 г. более 2/3 расходов федерального бюджета будут осуществлены по разделам «Социальная политика», «Национальная экономика», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». На реализацию инвестиционных проектов направляется в 2011 г. 551,8 млрд. руб., в 2012 г. - 457,6 млрд. руб., в 2013 г. - 419,7 млрд. руб.

в)

Рисунок 1 – Показатели Федерального бюджета РФ.

 

,

Рисунок 2 – Изменение показателей  Федерального бюджета к 2011 году, %

Информация о работе Контрольная работа по "Бюджету и бюджетным системам"