Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:37, контрольная работа
Оборотные средства - это фонд денежных средств и сформированные за его счет оборотные активы предприятия, предназначенные для обеспечения планомерного, непрерывного и расширенного производства и обращения, и авансируемые с одной стороны, в сферу производства и сферу обращения, а с другой — в материальные и нематериальные оборотные активы.
Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначальные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.
Какова же при этом роль государства, государственных органов?
Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.
В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, в ряде случаев устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким образом осуществляет свои управляющие функции. Однако государственные органы не устанавливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изготовляемые различными собственниками.
Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами,— по государственным ценам.
Государственное регулирование цен касается продукции предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также товаров и услуг, определяющих масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.
Поэтому в период перехода к рынку в условиях смешанной (многоукладной) экономики рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития и формировать соответствующие пропорции.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется в ценах, их динамике. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов — стратегического и тактического.
Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен относительно стоимости. Процесс этот весьма сложный.
Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.
Первый фактор — фактор долговременного перспективного действия. Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока; здесь требуется всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и научиться умело пользоваться. В противном случае предприятию или фирме включаться в рыночную экономику не имеет смысла — это чревато для них отрицательными экономическими последствиями.
Первый из названных факторов ставит в наиболее благоприятные условия те фирмы, которые имеют современную технику, передовую технологию, пользуются совершенными методами организации труда и производства и т.д. В результате наибольший выигрыш получают та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже.
Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве и гибко умеют воспользоваться конъюнктурой рынка. И в этом случае требуются гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, а также высокопрофессиональные исполнители (кадры). Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке фирмы и предприятия, умело использующие оба фактора.
Следовательно, в условиях рынка динамика цен формируется совершенно по-иному и в значительной мере непредсказуемо. Но таковы природа рынка и его законы, которые нельзя игнорировать. Напротив, необходимо глубоко и всесторонне изучать все рыночные факторы и учиться правильно ими пользоваться.
Следует иметь в виду (и это подтверждает опыт зарубежных стран), что государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм государственного воздействия на уровень и динамику цен в условиях перехода к рынку у нас слабо налажен, что при высокой степени монополизма многих изготовителей ведет к росту цен.
В связи с этим требуется продуманная система мер, уже опробованных в странах с рыночной экономикой,— установление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и др. Большая роль в этом деле должна отводиться местным органам управления, а все мероприятия, организуемые в этой области, должны быть обязательно закреплены законодательными актами в центре и на местах.
С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.
Функции цены — это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое место в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении.
Функции цены отражают общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию различных видов товаров (работ и услуг), их потребительские свойства и при этом регулируют спрос и предложение потребных товаров и услуг, так как в условиях рыночной конкуренции повышаются потребительские свойства и качество продукции, необходимой для удовлетворения потребностей общества, и посредством экономически целесообразного механизма ценообразования активно осуществляют влияние цены на экономические процессы перераспределения ресурсов и капитала, а также ее взаимодействие с другими экономическими категориями (финансово-кредитной сферой, денежным обращением, инфляцией, налогообложением, оплатой труда, себестоимостью, прибылью, рентабельностью производства) при решении важных социально-экономических проблем.
Следовательно, цены выполняют следующие основные функции:
Учетно-измерительная функция цены заключается в объективном и точном отражении в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учетом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции (товаров, работ и услуг). С помощью данной функции цены соизмеряются общественно необходимые затраты и результаты производства. При этом определяются количества труда, сырья, материалов, оборудования, оплаты труда, г.е. выявляются эффективность издержек производства, обращения товаров и размер прибыли. Следовательно, цена в данном случае показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребностей в какой-либо конкретной продукции.
Важно отметить, что учетную функцию цены в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат, гак как рыночная цена может значительно отклоняться от издержек производства и реализации под воздействием различных рыночных факторов.
Учетно-измерительная функция цены влияет на оборот товаров и тем самым также отражает экономические интересы участников товарного оборота: производителя — посредника — покупателя. Благодаря цене можно измерить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа них. Зная цену рабочей силы, можно рассчитать размер оплаты труда на предприятии, в отрасли и т.д.
Сопоставляя ценность разных товаров и сравнивая их цены, можно дифференцировать товары на дорогие и дешевые. Чем больше цены учитывают потребительские свойства, техническую надежность, высокие эксплуатационные возможности, полезность товара, тем точнее по их уровню можно судить о соотношении уникальных свойств, качества и полезности различных товаров.
Посредством цен разнообразные виды товаров из натурально-вещественной формы переводятся в денежную. Цена в данном случае представляет собой денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности.
Учетно-измерительная функция цены служит на практике для выявления и измерения количественных стоимостных и качественных финансовых показателей (валового внутреннего продукта, национального дохода, объема инвестиций, объема произведенной продукции и розничного товарооборота, уровня прибыли, рентабельности и доходности, производительности труда, себестоимости, фондоотдачи и др.) работы предприятия (организации, фирмы), отрасли.
Выполняя учетно-измерительную
функцию, цена является одним из главных
показателей эффективности
Регулирующая (сбалансирование спроса и предложения) функция цены заключается в том, что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов — уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Кроме того, выполняя указанную функцию, цена выступает в качестве средства влияния на производство и потребление и их взаимосвязи.
Цены могут свидетельствовать о диспропорциях в сферах производства и обращения, поэтому они в значительной степени регулируют структурные пропорции общественного производства. Одновременно цена является макроэкономическим регулятором хозяйственной деятельности, способна стимулировать освоение новой техники и продукции, инновационные процессы, инвестиции. В случае диспропорций в развитии какого-либо производства, несоответствия между спросом и предложением рыночное равновесие достигается в результате роста (сокращения) производства или увеличения (уменьшения) цены либо одновременно двумя указанными путями.
Регулирующую (балансирующую спрос и предложение) функцию в разной степени практически выполняют все виды рыночных цен.
На рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объемов предложения, спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса.
В условиях свободного рынка (естественной конкуренции) цена, благодаря указанной функции, выполняет роль стихийного регулятора общественного производства.
Вследствие постоянных колебаний цен в рамках жизненных циклов товаров (поскольку на указанных рынках свободный характер ценообразования) происходит перелив капитала из одной сферы производства в другую. При этом может свертываться производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы могут регулироваться и направляться на увеличение производства необходимых потребителю товаров или услуг.
На рынках с разной степенью монополизации со стороны как предложения, так и спроса производители (продавцы) и потребители (покупатели) могут оказывать влияние на формирование и изменение цены.
В условиях рынка олигополии или чистой монополии в случае затоваривания производитель может не снижать цену, а сохранять ее прежней, изменив при этом предложение продукции. В случае дефицита товара производитель может не увеличивать предложение, а повышать при этом его цену. В итоге цена может потерять свое «качество» в результате действия механизма спроса и предложения. В связи с этим уровень цены в значительной степени определяется элементами регулирования, проводимого или производителем с монопольной властью, или монополистом-потребителем, или государством, т.е. цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных товаров и ресурсов.
Важно подчеркнуть, что спрос выражает потребность в товаре со стороны всех покупателей, исходя из имеющихся денежных возможностей на его приобретение. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров, т.е. при прочих неизменных условиях снижение цены ведет к возрастанию спроса (сфера эффективного потребления расширяется) и, наоборот, повышение цены уменьшает его (сфера эффективного потребления снижается).
По мере насыщения потребительского рынка наблюдается постепенное снижение спроса, поскольку каждая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, если этот товар выпускается без улучшения его качества и новых потребительских свойств.
Информация о работе Контрольная работа по экономике предприятий