Местные бюджеты как фин основа местных органов власти РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:11, реферат

Описание работы

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов. Современная бюджетная система Республики Беларусь объединяет республиканский и 1667 местных бюджетов, связанных между собой сложными отношениями по распределению доходов и расходов между бюджетами территориальных уровней. Как экономическая категория местный бюджет - это система денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств административно-территориальных единиц.

Файлы: 1 файл

гос бюджет реферат мб как фин основа местн орг вл.docx

— 47.58 Кб (Скачать файл)

 

Основы и принципы межбюджетных отношений в Республике Беларусь изложены в Бюджетном кодексе  Республики Беларусь. Так, согласно ст.71 межбюджетными отношениями являются отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса. Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий.

Согласно ст.72 Бюджетного кодекса Республики Беларусь межбюджетные отношения основываются наследующих принципах:

-разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;

-распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;

-выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь[5].

При распределении доходов  и расходов между отдельными бюджетами  решаются следующие задачи:

-сбалансирование доходов  и расходов каждого бюджета;

-заинтересованность местных  органов власти в выполнении  планов поступлений доходов и  расходов;

-равномерность поступления  доходов в бюджет в течение  года во избежание временных  классовых разрывов бюджета для  своевременного финансирования  всех предусмотренных мероприятий;

-приоритет республиканского  бюджета в финансировании общереспубликанских  программ и мероприятий по  руководству народным хозяйством  страны, координации деятельности  всех сфер общественного воспроизводства[1,с.85].

Межбюджетные отношения регулируются  ежегодным Законом «О бюджете» Республики Беларусь, который определяет нормативы разделения общегосударственных налогов, состав собственных и закрепленных за местными бюджетами налогов, размеры налоговых ставок и налоговых баз, общие размеры дотаций, субвенций и субсидий, направляемых из республиканского бюджета в субнациональные бюджеты. Тем самым, происходит трансформация системы местного управления и самоуправления в общегосударственную систему финансов.

Сложившаяся система межбюджетных отношений в Беларуси охватывает две основных части: подсистему налогового разделения («расщепление» как общегосударственных налогов (НДС, налога на прибыль), так и разделение некоторых собственных и закрепленных налогов в порядке внутриобластного бюджетного регулирования) и подсистему предоставления финансовой помощи через дотации, субсидии и субвенции. Через данные подсистемы осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание[6]. При этом вертикальное выравнивание предполагает устранение несоответствий между расходными и доходными частями регионального бюджета за счет предоставления недостающих ресурсов из бюджета вышестоящего уровня. Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение средств между местными бюджетами одного и того же уровня с целью компенсации вариации бюджетных потенциалов различных территорий и обеспечения всем гражданам вне зависимости от региона их проживания равных возможностей [7].

Как отмечалось выше, горизонтальное выравнивание осуществляется через:

- дотации – бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  на безвозмездной и безвозвратной  основе для покрытия текущих  расходов;

- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы на  условиях долевого финансирования  целевых расходов;

-субвенции – бюджетные  средства, предоставляемые на безвозмездной  и безвозвратной основе на  финансирование целевых расходов  в рамках бюджетной системы  или юридическим лицам[1,с.86-87].

В Республике Беларусь также  активно используются различные  методы финансового выравнивания, в  том числе:

-финансирование из фонда поддержки административно-территориальных единиц, создаваемого за счет отчислений от налога на добавленную стоимость и налога на доходы и прибыль, зачисляемых в республиканский бюджет;

-трансферты, осуществляемые в виде субвенций на содержание объектов социально-культурной сферы, субвенций на строительство объектов коммунальной собственности и субсидий на жилищное строительство.

Межбюджетным отношениям в Беларуси присущи черты централизованной модели межбюджетных отношений:

- наличие  собственных, закрепленных  и  регулирующих  налогов  и  доходов  для  каждого  уровня  бюджетной системы;

-широкое  участие областных властей во внутриобластном  межбюджетном регулировании закрепленных и собственных доходов;

- повышенная ответственностью центра  за состояние местных финансов (доведение показателей до  местных бюджетов,  ответственность за дефицит местных бюджетов и др.);

-ограничение самостоятельности низовых властей в вопросах установления налоговых ставок и налоговых баз;

-наличие развитого внутриобластного механизма перераспределения  денежных  средств между  уровнями управления [6].

В целях дальнейшего развития межбюджетных отношений в Беларуси, по мнению некоторых ученых, необходимо:

-определиться с системой расходных полномочий и расходных функции местных органов власти, разработать конкретные критерии доля отнесения расходных полномочий и функций тому или иному местному уровню;

-определить доходные назначения на уровне местных бюджетов, т.е. необходимо определить те налоги и доходы, которые наиболее подходят для каждого уровня управления с тем, чтобы впоследствии закрепить их законодательно и не допускать неоправданного их «расщепления» в целях  всевозможных внутриобластных регулирований бюджетов;

-минимизировать встречные бюджетные  потоки в межбюджетных отношениях, наиболее оптимально производить налоговое разделение на уровне базовых территориальных бюджетов [6].

 

    1. Составление и исполнение местных бюджетов

Согласно ст.121 Конституции  Республики Беларусь местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, причем вмешательство любых органов или организаций в данный процесс не допускается. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется соответствующими Советами депутатов через исполнительные органы и Контрольную палату Республики Беларусь [3,с.288].

Составление проектов местных  бюджетов проводится финансовыми органами исполнительных комитетов на очередной финансовый год и осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц. Составлению проектов местных бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь. Исполнительными и распорядительными органами областного территориального уровня устанавливаются для местных финансовых органов сроки составления расчетных показателей по консолидированным бюджетам соответствующих административно-территориальных единиц, местным бюджетам. После утверждения республиканского бюджета и нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска осуществляется окончательное составление областных бюджетов, бюджета г. Минска и расчетных показателей по консолидированным бюджетам районов, бюджетам городов областного подчинения и областным бюджетам для определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов. Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года. Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

В Беларуси пока бюджет формируется  «сверху донизу». Сначала принимается  закон о республиканском бюджете, в котором определяются взаимоотношения  республиканского бюджета с бюджетами  областей и г.Минска, т.е. нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, а также объемы дотаций бюджетам областей. Далее уже областной Совет депутатов утверждает областной бюджет и формирует отношения с нижестоящими бюджетами – районными и городскими, устанавливая нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, распределяя за местными бюджетами доходные источники, определяя суммы дотаций из областного бюджета. Таким же образом районные и городские Советы, исходя из установленных им доходов и дотаций, формируют расходы на уровне района, а также взаимоотношения с нижестоящими бюджетами [2, с.174]. Такое формирование местных бюджетов нельзя назвать эффективным. По мнению многих ученых необходимо законодательно подчеркнуть самостоятельность местных бюджетов, а также провести комплекс мероприятий в области усовершенствования межбюджетных отношений и в области управления местными финансами.

Местные исполнительные и  распорядительные органы, местные финансовые органы и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в пределах своей компетенции  организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных  доходов и расходование бюджетных  средств в соответствии с их целевым назначением.

Исполнение местных бюджетов по доходам предусматривает:

- зачисление доходов местных бюджетов на единый казначейский счет;

- распределение в соответствии с решением местного Совета депутатов о бюджете на текущий финансовый год регулирующих доходов, зачисление причитающейся доли в доход соответствующих местных бюджетов;

- проведение взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов;

- завершение операций по распределению поступлений регулирующих и иных распределяемых доходов отчетного финансового года, зачисление причитающихся сумм в доход бюджетов других уровней. Указанные действия производятся в течение первых 10 календарных дней текущего финансового года;

-возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход местных бюджетов, в том числе путем взаимозачета задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным займам, исполненным гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов и другим обязательным платежам в бюджет;

- учет и отчетность по исполнению доходной части местных бюджетов;

- анализ выполнения доходов.

Исполнение местных бюджетов по расходам осуществляется через автоматизированную систему государственного казначейства в пределах фактического наличия  бюджетных средств с обязательным соблюдением основных этапов, которыми являются:

- установление бюджетных назначений распорядителям бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;

- доведение бюджетных назначений до распорядителей бюджетных средств, а также утверждение распорядителями бюджетных средств бюджетных смет получателям бюджетных средств;

- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

- подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств;

- осуществление платежей (расходование бюджетных средств);

- использование товаров (работ, услуг) в целях осуществления функций распорядителей бюджетных средств;

-проведение взаимозачета задолженности юридических лиц по бюджетным ссудам, бюджетным займам, процентам по бюджетным займам, пене, начисленной за несвоевременный возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов, а также задолженности по обязательствам, возникшим в случае исполнения местным финансовым органом гарантий местного исполнительного и распорядительного органа, и процентам по ним, иным обязательствам, подлежащим уплате в бюджет, и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим юридическим лицом (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов.

Обязательства, не обеспеченные бюджетными ассигнованиями, а также  принятые организациями с нарушением требований, установленных настоящим  Кодексом и решениями местных  Советов депутатов о бюджете  на очередной финансовый год, не являются бюджетными обязательствами. Расходы  местных бюджетов на покрытие таких  обязательств не осуществляются.

Наличие бюджетных ассигнований должно быть подтверждено отметкой территориального органа государственного казначейства, проставленной в установленном  порядке на предъявленных к регистрации  договорах и иных соглашениях.

Местные исполнительные и  распорядительные органы должны принимать  меры по эффективному управлению временно свободными денежными средствами при  минимизации рисков.

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты представляют в Министерство финансов отчеты об исполнении консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в порядке и сроки, установленные Министерством финансов. К отчету об исполнении консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска прилагаются сводная бухгалтерская отчетность, документы и материалы в составе, определенном Министерством финансов.

 

Список использованных источников:

 

1 Сергейчик Н.А. Государственные финансы: учебное пособие / Н.А.Сергейчик– Могилев, УПКП «Могилевская типография им. Спиридона Соболя», 2003 – 292 с.

2 Финансы и финансовый  рынок: учебное пособие  / О.А.Пузанкевич [и др.]: под ред.О.А.Пузанкевич. – Минск: БГЭУ,2010. – 313с.

3 Сидорчук В.К. Организационно-правовые проблемы экономического самообеспечения местного самоуправления: монография / В.К.Сидорчук. – Минск: Тесей,2010. – 324с.

4 Молокович А.Д. Финансы и финансовый рынок: учебн.пособие / А.Д.Молокович, А.В.Егоров – Минск: Издательство Гревцова, 2012 -256с.

5 Бюджетный Кодекс Республики Беларусь:принят Палатой представителей 17 июня 2008 г., добрен Советом Республики 28 июня 2008 г.; текст по состоянию на 1 декабря 2012г. [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – 2012. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 15.10.2013.

Информация о работе Местные бюджеты как фин основа местных органов власти РБ