Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:11, реферат
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов. Современная бюджетная система Республики Беларусь объединяет республиканский и 1667 местных бюджетов, связанных между собой сложными отношениями по распределению доходов и расходов между бюджетами территориальных уровней. Как экономическая категория местный бюджет - это система денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств административно-территориальных единиц.
Основы и принципы межбюджетных отношений в Республике Беларусь изложены в Бюджетном кодексе Республики Беларусь. Так, согласно ст.71 межбюджетными отношениями являются отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса. Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий.
Согласно ст.72 Бюджетного кодекса Республики Беларусь межбюджетные отношения основываются наследующих принципах:
-разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;
-распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;
-выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь[5].
При распределении доходов и расходов между отдельными бюджетами решаются следующие задачи:
-сбалансирование доходов и расходов каждого бюджета;
-заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений доходов и расходов;
-равномерность поступления
доходов в бюджет в течение
года во избежание временных
классовых разрывов бюджета
-приоритет республиканского
бюджета в финансировании
Межбюджетные отношения регулируются ежегодным Законом «О бюджете» Республики Беларусь, который определяет нормативы разделения общегосударственных налогов, состав собственных и закрепленных за местными бюджетами налогов, размеры налоговых ставок и налоговых баз, общие размеры дотаций, субвенций и субсидий, направляемых из республиканского бюджета в субнациональные бюджеты. Тем самым, происходит трансформация системы местного управления и самоуправления в общегосударственную систему финансов.
Сложившаяся система межбюджетных отношений в Беларуси охватывает две основных части: подсистему налогового разделения («расщепление» как общегосударственных налогов (НДС, налога на прибыль), так и разделение некоторых собственных и закрепленных налогов в порядке внутриобластного бюджетного регулирования) и подсистему предоставления финансовой помощи через дотации, субсидии и субвенции. Через данные подсистемы осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание[6]. При этом вертикальное выравнивание предполагает устранение несоответствий между расходными и доходными частями регионального бюджета за счет предоставления недостающих ресурсов из бюджета вышестоящего уровня. Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение средств между местными бюджетами одного и того же уровня с целью компенсации вариации бюджетных потенциалов различных территорий и обеспечения всем гражданам вне зависимости от региона их проживания равных возможностей [7].
Как отмечалось выше, горизонтальное выравнивание осуществляется через:
- дотации – бюджетные
средства, предоставляемые бюджету
другого уровня бюджетной
- субсидии - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
-субвенции – бюджетные
средства, предоставляемые на
В Республике Беларусь также активно используются различные методы финансового выравнивания, в том числе:
-финансирование из фонда поддержки
административно-
-трансферты, осуществляемые в виде субвенций на содержание объектов социально-культурной сферы, субвенций на строительство объектов коммунальной собственности и субсидий на жилищное строительство.
Межбюджетным отношениям в Беларуси присущи черты централизованной модели межбюджетных отношений:
- наличие собственных, закрепленных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы;
-широкое участие областных властей во внутриобластном межбюджетном регулировании закрепленных и собственных доходов;
- повышенная ответственностью центра за состояние местных финансов (доведение показателей до местных бюджетов, ответственность за дефицит местных бюджетов и др.);
-ограничение самостоятельности низовых властей в вопросах установления налоговых ставок и налоговых баз;
-наличие развитого внутриобластного механизма перераспределения денежных средств между уровнями управления [6].
В целях дальнейшего развития межбюджетных отношений в Беларуси, по мнению некоторых ученых, необходимо:
-определиться с системой расходных полномочий и расходных функции местных органов власти, разработать конкретные критерии доля отнесения расходных полномочий и функций тому или иному местному уровню;
-определить доходные назначения на уровне местных бюджетов, т.е. необходимо определить те налоги и доходы, которые наиболее подходят для каждого уровня управления с тем, чтобы впоследствии закрепить их законодательно и не допускать неоправданного их «расщепления» в целях всевозможных внутриобластных регулирований бюджетов;
-минимизировать встречные бюджетные потоки в межбюджетных отношениях, наиболее оптимально производить налоговое разделение на уровне базовых территориальных бюджетов [6].
Согласно ст.121 Конституции Республики Беларусь местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, причем вмешательство любых органов или организаций в данный процесс не допускается. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется соответствующими Советами депутатов через исполнительные органы и Контрольную палату Республики Беларусь [3,с.288].
Составление проектов местных
бюджетов проводится финансовыми органами
исполнительных комитетов на очередной
финансовый год и осуществляется в целях
определения объема денежных средств,
необходимых для выполнения функций государственных
органов Республики Беларусь, экономического
и социального развития Республики Беларусь
и соответствующих административно-
В Беларуси пока бюджет формируется
«сверху донизу». Сначала принимается
закон о республиканском
Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые органы и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в пределах своей компетенции организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Исполнение местных бюджетов по доходам предусматривает:
- зачисление доходов местных бюджетов на единый казначейский счет;
- распределение в соответствии с решением местного Совета депутатов о бюджете на текущий финансовый год регулирующих доходов, зачисление причитающейся доли в доход соответствующих местных бюджетов;
- проведение взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов;
- завершение операций по распределению поступлений регулирующих и иных распределяемых доходов отчетного финансового года, зачисление причитающихся сумм в доход бюджетов других уровней. Указанные действия производятся в течение первых 10 календарных дней текущего финансового года;
-возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход местных бюджетов, в том числе путем взаимозачета задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным займам, исполненным гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов и другим обязательным платежам в бюджет;
- учет и отчетность по исполнению доходной части местных бюджетов;
- анализ выполнения доходов.
Исполнение местных бюджетов
по расходам осуществляется через автоматизированную
систему государственного казначейства
в пределах фактического наличия
бюджетных средств с
- установление бюджетных назначений распорядителям бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;
- доведение бюджетных назначений до распорядителей бюджетных средств, а также утверждение распорядителями бюджетных средств бюджетных смет получателям бюджетных средств;
- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств;
- осуществление платежей (расходование бюджетных средств);
- использование товаров (работ, услуг) в целях осуществления функций распорядителей бюджетных средств;
-проведение взаимозачета задолженности юридических лиц по бюджетным ссудам, бюджетным займам, процентам по бюджетным займам, пене, начисленной за несвоевременный возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов, а также задолженности по обязательствам, возникшим в случае исполнения местным финансовым органом гарантий местного исполнительного и распорядительного органа, и процентам по ним, иным обязательствам, подлежащим уплате в бюджет, и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим юридическим лицом (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов.
Обязательства, не обеспеченные бюджетными ассигнованиями, а также принятые организациями с нарушением требований, установленных настоящим Кодексом и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, не являются бюджетными обязательствами. Расходы местных бюджетов на покрытие таких обязательств не осуществляются.
Наличие бюджетных ассигнований должно быть подтверждено отметкой территориального органа государственного казначейства, проставленной в установленном порядке на предъявленных к регистрации договорах и иных соглашениях.
Местные исполнительные и распорядительные органы должны принимать меры по эффективному управлению временно свободными денежными средствами при минимизации рисков.
Областные (Минский городской) исполнительные комитеты представляют в Министерство финансов отчеты об исполнении консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в порядке и сроки, установленные Министерством финансов. К отчету об исполнении консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска прилагаются сводная бухгалтерская отчетность, документы и материалы в составе, определенном Министерством финансов.
1 Сергейчик Н.А. Государственные финансы: учебное пособие / Н.А.Сергейчик– Могилев, УПКП «Могилевская типография им. Спиридона Соболя», 2003 – 292 с.
2 Финансы и финансовый рынок: учебное пособие / О.А.Пузанкевич [и др.]: под ред.О.А.Пузанкевич. – Минск: БГЭУ,2010. – 313с.
3 Сидорчук В.К. Организационно-правовые проблемы экономического самообеспечения местного самоуправления: монография / В.К.Сидорчук. – Минск: Тесей,2010. – 324с.
4 Молокович А.Д. Финансы и финансовый рынок: учебн.пособие / А.Д.Молокович, А.В.Егоров – Минск: Издательство Гревцова, 2012 -256с.
5 Бюджетный Кодекс Республики Беларусь:принят Палатой представителей 17 июня 2008 г., добрен Советом Республики 28 июня 2008 г.; текст по состоянию на 1 декабря 2012г. [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – 2012. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 15.10.2013.
Информация о работе Местные бюджеты как фин основа местных органов власти РБ