Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:11, реферат
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов. Современная бюджетная система Республики Беларусь объединяет республиканский и 1667 местных бюджетов, связанных между собой сложными отношениями по распределению доходов и расходов между бюджетами территориальных уровней. Как экономическая категория местный бюджет - это система денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств административно-территориальных единиц.
1.Понятие, роль и задачи местного бюджета
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов. Современная бюджетная система Республики Беларусь объединяет республиканский и 1667 местных бюджетов, связанных между собой сложными отношениями по распределению доходов и расходов между бюджетами территориальных уровней. [1,с.80]
Как экономическая категория
местный бюджет - это система денежных
отношений по поводу формирования,
распределения и использования
денежных средств административно-
Мировая и отечественная
история подтверждает важность местных
(муниципальных) бюджетов для развития
местного хозяйства, благоустройства
и санитарного состояния административно-
Итак, местный бюджет – это централизованный фонд денежных средств конкретного территориального образования, предназначенный для обеспечения задач и функций местного самоуправления, формирование, утверждение, а также контроль за исполнением которого должно осуществляться с участием основного субъекта местного самоуправления. [3, с.173]
Можно выделить следующие наиболее общие задачи местных бюджетов:
-обеспечение формирования коммунальной собственности, а также управление ею;
-контроль за финансовой
и хозяйственной деятельностью
подведомственных предприятий,
-формирование денежных фондов, обеспечивающих коммунальную деятельность;
-распределение и
Местный бюджет интегрируется в бюджетную деятельность всего государства, занимает в ней определенное место в пределах законодательно определенных бюджетных прав.[3,с.173]
Функции местных бюджетов тесно связаны с задачами. Исходя из того, что местный бюджет – это одна из основных финансовых категорий, выделим главные его функции:
-формирование фондов денежных средств определенной территориальной единицы;
-распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
-контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, подведомственных местному самоуправлению.
Таким образом, местные бюджеты
обеспечивают развитие хозяйства регионов,
благоустройство их территорий и
осуществление социально-
Местные бюджеты вместе с республиканским бюджетом образуют бюджетную систему. Сегодня объем местных бюджетов составляет около 40,5% от консолидированного бюджета республики. При этом объем бюджетов сельских и поселковых Советов депутатов в общем бюджете всего лишь 1,4%. Приоритетом является социальная направленность бюджетной системы. [3, с.173]
Местные бюджеты Республики Беларусь делятся на:
- бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска);
- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)) [4,с.20].
Финансовая база местных бюджетов формируется за счет установленных источников доходов. Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, которые аккумулируются в местных бюджетах в результате изъятия части доходов хозяйствующих субъектов и населения, а также посредством взимания установленных платежей и сборов. [2,с.38]
В процессе аккумуляции бюджетных ресурсов реализуются следующие функции:
- фискальная – обязательная
аккумуляция денежных ресурсов,
предназначенных для
- регулирующая – воздействие на общественные процессы в ходе изъятия платежей в бюджет посредством регулирования рентабельности отдельных субъектов, а также стимулирование развития приоритетных отраслей хозяйства;
- контрольная – контроль
над правильностью исчисления
и своевременностью погашения
финансовых обязательств
Источники доходов бюджета отличаются многообразием. Выделим некоторые классификационные признаки, по которым сгруппируем виды доходов бюджетов и представим в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Классификация доходов бюджетов.
Критерий |
Виды доходов |
Метод аккумуляции доходов |
Обязательные платежи (налоги, сборы) |
Необязательные платежи (займы, пожертвования) | |
Тип плательщика |
Юридические лица |
Физические лица | |
Источник доходов |
Прибыль, доход хозяйствующих субъектов |
Имущество субъектов хозяйствования, граждан | |
Личные доходы граждан | |
Штрафы, удержания | |
Характер поступления платежей |
Текущие (безвозмездные потоки средств, поступающие в виде налогов и сборов, социальных отчислений) |
Капитальные доходы (налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов, капитальные трансферты) |
Данная классификация
в обобщенной форме характеризует
доходы бюджетов в соответствии с
их социально-экономическим
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные поступления.
В каждой из групп можно выделить подгруппы доходов, а из каждой подгруппы – виды доходов. Так, налоговые доходы включают в себя местные налоги и сборы, пени за несвоевременную уплату налогов, проценты за пользование отсрочкой при уплате налогов. К неналоговым доходам можно отнести: доходы от пользования имуществом, находящимся в коммунальной собственности, штрафы и др. Безвозмездные поступления – необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от иностранных государств, организаций и других бюджетов в форме межбюджетных трансфертов.[4, с.29-30]
Укрепление доходной части бюджета в основном зависят от динамичного развития экономики региона и страны в целом, повышения благосостояния населения, а также от результативной деятельности местных органов власти. Важное значение имеет и совершенствование механизма определения и изъятия обязательных платежей в бюджет. Сокращение числа последних должно стимулировать деловую активность товаропроизводителей и оптимизировать налоговую нагрузку. Повышение устойчивости финансовой базы местных бюджетов обеспечивает расширение их возможностей в развитии экономики и социально-культурной сферы.
Расходы бюджета - денежные
средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функции
государства и административно-
Из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
- общегосударственная деятельность: обеспечение функционирования органов местного управления и самоуправления;
- судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
-национальная экономика: программы по развитию предпринимательства, обеспечение функционирования бюджетных сельскохозяйственных организаций и др.;
-охрана окружающей среды;
-жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;
- здравоохранение - обеспечение функционирования больничных п амбулаторно-поликлинических организаций;
- физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;
- образование: проведение централизованных мероприятии в области образовании; повышение квалификации и переподготовка работников организаций, финансируемых из бюджета, программы и мероприятия в области образования др.;
- социальная политика: обеспечение функционирования государственных организаций социальной защиты, государственных социально-педагогических организаций и организаций образования для детей-сирот.
Из бюджетов базового уровня также финансируются расходы на инвестиционные программы и проекты органов местного управления и самоуправления базового уровня.
Из бюджетов первичного уровня финансируются следующие виды расходов:
- деятельность органов местного управления и самоуправления, включая содействие в создании (избрании) и обеспечении деятельности органов территориального общественного самоуправления, формирование резервных фондов местного значения;
-благоустройство населенных
пунктов на территории
В составе местных бюджетов
создаются резервные фонды
Расходы бюджета можно разделить на текущие и капитальные. Текущие расходы направлены на текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов. Капитальные расходы являются частью расходов бюджета, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в коммунальной собственности. Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности [4,с.32-33].
Доходы и расходы местных бюджетов должны быть сбалансированы между собой. Однако проблемой местных бюджетов является дефицит (превышение расходов над доходами). Это несоответствие может возникнуть как на стадии формирования бюджета (плановый дефицит), так и на стадии исполнения бюджета (фактический дефицит). Утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета.
Таким образом, бюджетные ассигнования в основном расходуются по следующим направлениям:
- содержание и развитие социально-культурной сферы;
- благоустройство населенных
пунктов, капитальные вложения
в объекты коммунальной
-создание резервных фондов местного значения;
-содержание аппарата местного самоуправления и др.
Местные органы власти самостоятельно определяют курс бюджетных ассигнований, за исключением переданных ресурсов вышестоящего бюджета, имеющих целевое назначение.
Информация о работе Местные бюджеты как фин основа местных органов власти РБ