Местные бюджеты как фин основа местных органов власти РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:11, реферат

Описание работы

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов. Современная бюджетная система Республики Беларусь объединяет республиканский и 1667 местных бюджетов, связанных между собой сложными отношениями по распределению доходов и расходов между бюджетами территориальных уровней. Как экономическая категория местный бюджет - это система денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств административно-территориальных единиц.

Файлы: 1 файл

гос бюджет реферат мб как фин основа местн орг вл.docx

— 47.58 Кб (Скачать файл)

1.Понятие, роль и задачи местного бюджета

 

Главное место в бюджетном  устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов. Современная бюджетная система Республики Беларусь объединяет республиканский и 1667 местных бюджетов, связанных между собой сложными отношениями по распределению доходов и расходов между бюджетами территориальных уровней. [1,с.80]

Как экономическая категория  местный бюджет - это система денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования  денежных средств административно-территориальных  единиц.

Мировая и отечественная  история подтверждает важность местных (муниципальных) бюджетов для развития местного хозяйства, благоустройства и санитарного состояния административно-территориальных единиц, а также содержания учреждений социальной сферы. В странах с развитой рыночной экономикой бюджеты местных органов власти перераспределяют порядка одной пятой части всех финансовых ресурсов государства (Англия, США, Япония, Германия и др.) и играют важную роль в создании и расширении рыночной инфраструктуры, благоустройстве городов и других населенных пунктов, в социальном обеспечении граждан. [2, с.285]

Итак, местный бюджет – это централизованный фонд денежных средств конкретного территориального образования, предназначенный для обеспечения задач и функций местного самоуправления, формирование, утверждение, а также контроль за исполнением которого должно осуществляться с участием основного субъекта местного самоуправления. [3, с.173]

Можно выделить следующие  наиболее общие задачи местных бюджетов:

-обеспечение формирования  коммунальной собственности, а  также управление ею;

-контроль за финансовой  и хозяйственной деятельностью  подведомственных предприятий, учреждений  и организаций;

-формирование денежных  фондов, обеспечивающих коммунальную  деятельность;

-распределение и использование  этих фондов между отраслями  народного хозяйства и социально-культурной  сферы, в том числе и на  содержание органов местной власти. [3, с.29]

Местный бюджет интегрируется  в бюджетную деятельность всего  государства, занимает в ней определенное место в пределах законодательно определенных бюджетных прав.[3,с.173]

Функции местных бюджетов тесно связаны с задачами. Исходя из того, что местный бюджет – это одна из основных финансовых категорий, выделим главные его функции:

-формирование фондов денежных средств определенной территориальной единицы;

-распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

-контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, подведомственных местному самоуправлению.

Таким образом, местные бюджеты  обеспечивают развитие хозяйства регионов, благоустройство их территорий и  осуществление социально-культурных мероприятий местного значения.

Местные бюджеты вместе с  республиканским бюджетом образуют бюджетную систему. Сегодня объем  местных бюджетов составляет около 40,5% от консолидированного бюджета республики. При этом объем бюджетов сельских и поселковых Советов депутатов в общем бюджете всего лишь 1,4%. Приоритетом является социальная направленность бюджетной системы.         [3, с.173]

Местные бюджеты Республики Беларусь делятся на:

- бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска);

- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)) [4,с.20].

    1. Доходная часть местных бюджетов

 

Финансовая база местных  бюджетов формируется за счет установленных  источников доходов. Доходы бюджета  – поступающие в бюджет денежные средства, которые аккумулируются в  местных бюджетах в результате изъятия  части доходов хозяйствующих  субъектов и населения, а также  посредством взимания установленных  платежей и сборов. [2,с.38]

В процессе аккумуляции бюджетных  ресурсов реализуются следующие  функции:

- фискальная – обязательная  аккумуляция денежных ресурсов, предназначенных для финансирования  потребностей соответствующей административно-территориальной  единицы;

- регулирующая  – воздействие на общественные процессы в ходе изъятия платежей в бюджет посредством регулирования рентабельности отдельных субъектов, а также стимулирование развития приоритетных отраслей хозяйства;

- контрольная – контроль  над правильностью исчисления  и своевременностью погашения  финансовых обязательств субъектов. [3,с.38]

Источники доходов бюджета  отличаются многообразием. Выделим некоторые классификационные признаки, по которым сгруппируем виды доходов бюджетов и представим в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Классификация  доходов бюджетов.

Критерий

Виды доходов

Метод аккумуляции доходов

Обязательные платежи (налоги, сборы)

Необязательные платежи (займы, пожертвования)

Тип плательщика

Юридические лица

Физические лица

Источник доходов

Прибыль, доход хозяйствующих  субъектов

Имущество субъектов хозяйствования, граждан

Личные доходы граждан

Штрафы, удержания

Характер поступления  платежей

Текущие (безвозмездные потоки средств, поступающие в виде налогов  и сборов, социальных отчислений)

Капитальные доходы (налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов, капитальные  трансферты)


 

Данная классификация  в обобщенной форме характеризует  доходы бюджетов в соответствии с  их социально-экономическим содержанием. Согласно закону «О бюджетной классификации  Республики Беларусь» классификация  доходов по группам включает:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления.

В каждой из групп можно  выделить подгруппы доходов, а из каждой подгруппы – виды доходов. Так, налоговые доходы включают в себя местные налоги и сборы, пени за несвоевременную уплату налогов, проценты за пользование отсрочкой при уплате налогов. К неналоговым доходам можно отнести: доходы от пользования имуществом, находящимся в коммунальной собственности, штрафы и др. Безвозмездные поступления – необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от иностранных государств, организаций и других бюджетов в форме межбюджетных трансфертов.[4, с.29-30]

Укрепление доходной части  бюджета в основном зависят от динамичного развития экономики  региона и страны  в целом, повышения  благосостояния населения, а также  от результативной деятельности местных  органов власти. Важное значение имеет и совершенствование механизма определения и изъятия обязательных платежей в бюджет. Сокращение числа последних должно стимулировать деловую активность товаропроизводителей и оптимизировать налоговую нагрузку. Повышение устойчивости финансовой базы местных бюджетов обеспечивает расширение их возможностей в развитии экономики и социально-культурной сферы.

    1. Расходная часть местных бюджетов

 

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции  государства и административно-территориальных  единиц. Формирование расходов бюджета  основывается на государственных минимальных  социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

- общегосударственная деятельность: обеспечение функционирования органов местного управления и самоуправления;

- судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

-национальная экономика: программы по развитию предпринимательства, обеспечение функционирования бюджетных сельскохозяйственных организаций и др.;

-охрана окружающей среды;

-жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;

- здравоохранение -  обеспечение функционирования больничных п амбулаторно-поликлинических организаций;

- физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;

- образование: проведение централизованных мероприятии в области образовании; повышение квалификации и переподготовка работников организаций, финансируемых из бюджета, программы и мероприятия в области образования др.;

- социальная политика: обеспечение функционирования государственных организаций социальной защиты, государственных социально-педагогических организаций и организаций образования для детей-сирот.

Из бюджетов базового уровня также финансируются расходы  на инвестиционные программы и проекты  органов местного управления и самоуправления базового уровня.

Из бюджетов первичного уровня финансируются следующие виды расходов:

- деятельность органов  местного управления и самоуправления, включая содействие в создании (избрании) и обеспечении деятельности органов территориального общественного самоуправления, формирование резервных фондов местного значения;

-благоустройство населенных  пунктов на территории соответствующей административно-территориальной единицы, их хозяйственно-питьевое водоснабжение, а также другие расходы в соответствии с программами жилищного и дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы, утверждаемыми Советами депутатов первичного территориального уровня[3,с.181,184].

В составе местных бюджетов создаются резервные фонды местных  исполнительных и распорядительных органов. Запрещается создание резервных фондов местных Советов депутатов. Общий размер резервных фондов в местных бюджетах не может превышать 1% доходов местных бюджетов без учета государственных и целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.

Расходы бюджета можно разделить на текущие и капитальные. Текущие расходы направлены на текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов. Капитальные расходы являются частью расходов бюджета, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в коммунальной собственности. Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности [4,с.32-33].

Доходы и расходы местных  бюджетов должны быть сбалансированы между собой. Однако проблемой местных бюджетов является дефицит (превышение расходов над доходами). Это несоответствие может возникнуть как на стадии формирования бюджета (плановый дефицит), так и на стадии исполнения бюджета (фактический дефицит). Утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, бюджетные  ассигнования в основном расходуются  по следующим направлениям:

- содержание и развитие  социально-культурной сферы;

- благоустройство населенных  пунктов, капитальные вложения  в объекты коммунальной собственности;

-создание резервных фондов  местного значения;

-содержание аппарата  местного самоуправления и др.

Местные органы власти самостоятельно определяют курс бюджетных ассигнований, за исключением переданных ресурсов вышестоящего бюджета, имеющих целевое  назначение.

    1. Межбюджетные отношения

Информация о работе Местные бюджеты как фин основа местных органов власти РБ