Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:24, курсовая работа
Проблема существования прогностики как науки связана с тем, что очень часто сделанные прогнозы не оправдываются. Поэтому многие специалисты выражают сомнение в действенности общепринятых методов прогнозирования, в частности, путём экстраполяции, и предлагают другие методы экономических, социальных и политических прогнозов. Тем не менее, согласно мнению большинства ученых, прогностика как наука имеет право на существование, если она соблюдает определенные правила, о которых более подробно будет сказано в тексте работы.
Введение.....................................................................................................................3
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования................................5
1.1.Понятие бюджетного планирования и прогнозирования..............................5
1.2. Понятие налогового планирования и прогнозирования.............................14
2. Характеристика методов бюджетного и налогового планирования и прогнозирования......................................................................................................17
2.1. Основы прогнозирования и планирования...................................................17
2.2. Прогнозирование в сфере бюджетной и налоговой политики...................20
3. Проблемы применения методов бюджетного и налогового планирования и прогнозирования и пути их решения...................................................................31
Заключение..............................................................................................................34
Список используемой литературы...........................................
Методы экспертных оценок обычно применяются в сочетании с другими методами и дают наибольшую эффективность в условиях относительно стабильной экономической среды. Недостатками данных методов считаются субъективный характер и зависимость от квалификации экспертов, а преимуществами - небольшая затратность и достаточная точность прогнозов при соответствующей компетентности экспертов.
Метод математического моделирования - наиболее сложный метод прогнозирования, состоящий из разнообразных подходов к прогнозированию сложных систем, процессов и явлений. Математическое моделирование процесса поступления налоговых доходов бюджета заключается в построении интегрированной модели экономики, учитывающей экономические связи между наиболее важными группами хозяйствующих субъектов.
Данный метод применяется для средне- и долгосрочного прогнозирования налоговых доходов бюджета в условиях неопределенности будущего развития экономики. Достоинством данного метода является учет множества взаимосвязанных факторов и возможность разработки нескольких вариантов развития экономики. Недостатками же являются повышенная сложность и высокая стоимость реализации, а также необходимость большого количества исходных статистических данных.
Бюджетное планирование осуществляется на основе бюджетного прогнозирования, которое анализирует достигнутые показатели и учитывает объективные закономерности развития экономики в различных вариантах внешних условий. Регулирующая роль государства заключается в создании таких условий, которые максимально благоприятствуют развитию экономики и росту благосостояния населения. Оптимальный вариант бюджетной политики государства закладывается в расчеты планирования бюджета.
Существуют различные методы бюджетного планирования – индексный, нормативный, балансовый, программно-целевой, экспертного прогнозирования, экстраполяции, моделирования, экономического анализа и др12.
Индексный метод основан на анализе динамики таких показателей, как уровень инфляции, уровень реальной заработной платы или реальных доходов и др. Полученные на основе сравнения статистических данных индексы позволяют применить их к прогнозному расчету несоизмеримых показателей. Точность прогнозного расчета увеличивается при увеличении количества и весомости учитываемых индексов.
Балансовый метод позволяет составить баланс расходов и доходов бюджета, распределить их по планируемым периодам и среди бюджетополучателей всех уровней. Прогноз балансов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, спроса и предложения на внутреннем и международном рынках, доходов и расходов позволяет увязать потребность макроэкономики в ресурсах производства с планированием источников получения, производства и распределения ресурсов, обеспечить равновесие рыночной экономики. Балансовый метод используется для выработки социальной, бюджетной, кредитно-денежной и внешнеэкономической политики государства. Он позволяет определить имеющиеся диспропорции в макроэкономике и разработать пути их преодоления.
Программно-целевой метод используется для приоритетного бюджетного планирования выполнения государственных целевых программ, обеспечения их необходимыми ресурсами.
Метод экспертного прогнозирования позволяет совместить в прогнозировании имеющиеся статистические данные с аналитическими выводами высококвалифицированных экспертов, основанных на интуиции, нестандартном логическом мышлении и научном подходе. Этот метод используется при невозможности с достаточной достоверностью определить динамику внешних условий социально-экономического развития. Этот метод содержит субъективный подход к прогнозированию и возможность ошибочности прогноза. С целью увеличения достоверности экспертного прогноза приходится привлекать большое количество экспертов, но и в этом случае выбор оптимального варианта носит субъективный характер.
Метод экстраполяции переносит тенденции развития текущего и прошлых этапов на планирование последующего. Ряды значений различных показателей в прошлом и настоящем продолжаются на будущее с учетом закономерности построения соответствующего ряда. Учитывая цикличность развития экономики, метод экстраполяции может быть применим в пределах одного этапа цикла, но в критические периоды смены этапов цикла математические закономерности построения ряда показателей резко изменяются, в этом случае прогноз, построенный по методу экстраполяции, может оказаться ошибочным.
Метод моделирования позволяет заложить
в модель различные условия динамики социально-экономических
процессов и в случае ошибочности выбранного
варианта прогноза быстро откорректировать
допущенные отклонения и адаптироваться
к реальным условиям.
Метод экономического анализа увязывает
закономерности развития макроэкономики
и ее объектов.
В России основным является нормативный метод бюджетного планирования. Суть его в определении целевых расходов бюджета в пределах прогнозируемых доходов. Бюджетополучатели составляют сметы планируемых расходов, распорядитель бюджетных средств анализирует и корректирует сметы бюджетополучателей, приводит величину расходов в соответствие с доходами бюджета, выбирая приоритетные направления, и согласовывает проект плана бюджета с Правительством. Проект бюджета представляется Правительством законодательному органу, который вносит поправки, согласовывает их с Правительством и принимает бюджет на планируемый год в виде федерального закона.
Бюджетное планирование использует в необходимых случаях те или иные методы планирования и ежегодно осуществляется на федеральном, региональном и местном уровне.
В зависимости от сложившихся условий при составлении бюджетов используется совокупность тех или иных методов прогнозирования и планирования с учетом их специфических особенностей. В современной России используется программный подход к бюджетному планированию. Расходы бюджета определяются в зависимости от их особенностей нормативным, программно-целевым, балансовым, индикативным и другими методами. Бюджетные средства распределяются ведомствам постатейно в соответствии с Бюджетным кодексом. Рациональность использования бюджетных средств определяет государственная целевая программа. Доля расхода бюджетных средств на цели, предусмотренные государственной программой, с 2006 г. ежегодно увеличивается на 5% и в 2010 г. достигла 70%13.
Методы бюджетного планирования постоянно совершенствуются. Сложившаяся в России практика среднесрочного планирования на 3 года связана с применение метода планирования, ориентированного на результат, внедренного в 2004 г14. Этот метод позволяет для финансирования приоритетных направлений государственной программы использовать доходы бюджета будущих периодов (в пределах планируемых 3 лет).
Бюджетное планирование является составной частью федерального стратегического планирования развития макроэкономики. Сбалансированность и научность бюджета определяют эффективность социально-экономического развития на планируемом этапе общего стратегического плана.
Федеральный бюджет обеспечивает баланс в макроэкономике и рациональное использование всех ресурсов производства. Бюджеты всех уровней увязывают интересы регионов страны и субъектов микроэкономики с общегосударственными стратегическими целями.
Заключение
Прогнозирование представляет собой крайне неблагодарную, крайне сложную и крайне насущную задачу. Сложность создания достоверных долговременных прогнозов связана с тем, что прогнозирование не имеет в своем распоряжении абсолютно достоверных методов. Во-вторых, на любое явление действует множество факторов и не всегда возможно их учесть. Наконец, часто для того, чтобы прогнозировать будущее, надо хорошо знать прошлое, а в сфере многих наук эти данные очень скудны и охватывают относительно краткосрочный период.
Поэтому очень важно жёстко отличать действительно научные прогнозы от спекулятивных предсказаний и пророчеств. Действительно, научные прогнозы с высокой степенью достоверности можно делать только на основе методов математической статистики, математического моделирования и общенаучных методов. Разумеется, сама теория прогнозирования может работать только в том случае, если она верна и неоднократно доказала свою точность на практике.
В современном мире прогнозирование становится неотъемлемым элементом изучения и использования всей системы общественных отношений, начиная с функционирования хозяйствующих субъектов и заканчивая обществом в его глобальном масштабе. Любая составляющая хозяйственной жизни остро нуждается в глубоких, многовариантных прогнозах своего развития. К ним относятся налоговые системы.
Классический набор функций управления в теории менеджмента предполагает прогнозирование, постановку цели с формированием стратегии их достижения, планирование, принятие решений, контроль, анализ и оценку результатов (при вводе оценки как новой информации в процесс корректировки прогнозов замыкается контур обратной связи и начинается очередной цикл).
В абстрактной модели прогнозирование предшествует планированию, однако в прогнозировании налоговых доходов бюджета все функции переплетены и осуществляются одновременно. Поэтому налоговое прогнозирование и налоговое планирование правомерно рассматривать как единый адаптивный процесс, в рамках которого происходит регулярная (в рамках заданной периодичности) корректировка решений, оформленных в качестве показателей, пересмотр мер по их достижению на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.
Список использованной литературы
1 Гвишиани Д. М., Лисичкин В. А. Прогностика. - М., 2012; Лисичкин В. А. Теория и практика прогностики. - М., 2002; Орлов А. И. Теория принятия решений. - М., 2006.
2 Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2014; Бакша Н. В., Гамукин В. В. Свинцова А. П. Аспекты бюджета. - М.; Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. – М.: Экономика, 2011.
3 Орлов А. И. Теория принятия решений. - М., 2011. – С. 236.
4 Там же. – С. 543.
5 Орлов А. И. Теория принятия решений. - М., 2011. - С. 98.
6 Новейший философский словарь. – Минск, 2011. – С. 435.
7 Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. – М.: Экономика, 2011. –С. 67.
8 Уотшем Т. Количественные методы в финансах. - М.: Финансы; ЮНИТИ, 2009. – С. 126.
9 Там же. – С. 127.
10 Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2014. – С. 58.
11 Бакша Н. В., Гамукин В. В. Свинцова А. П. Аспекты бюджета. - М.:
Профиздат, 2012. – С. 312
12 Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 56.
13 Бородин А.И. Механизм реализации целей стратегического управления в различных временных рамках// Менеджмент – 2012. - № 7. – С. 109.
14 Там же. – С. 110.