Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:24, курсовая работа
Проблема существования прогностики как науки связана с тем, что очень часто сделанные прогнозы не оправдываются. Поэтому многие специалисты выражают сомнение в действенности общепринятых методов прогнозирования, в частности, путём экстраполяции, и предлагают другие методы экономических, социальных и политических прогнозов. Тем не менее, согласно мнению большинства ученых, прогностика как наука имеет право на существование, если она соблюдает определенные правила, о которых более подробно будет сказано в тексте работы.
Введение.....................................................................................................................3
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования................................5
1.1.Понятие бюджетного планирования и прогнозирования..............................5
1.2. Понятие налогового планирования и прогнозирования.............................14
2. Характеристика методов бюджетного и налогового планирования и прогнозирования......................................................................................................17
2.1. Основы прогнозирования и планирования...................................................17
2.2. Прогнозирование в сфере бюджетной и налоговой политики...................20
3. Проблемы применения методов бюджетного и налогового планирования и прогнозирования и пути их решения...................................................................31
Заключение..............................................................................................................34
Список используемой литературы...........................................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
Уральский государственный экономический университет
Институт непрерывного образования
Факультет сокращенной подготовки
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
БЮДЖЕТНОЕ И НАЛОГОВОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
на тему:
МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО И НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА И СОВРЕМЕННАЯ
ПРАКТИКА
Студента
Екатеринбург, 2014
СодержаниеВведение............
1. Теоретические основы планирования
и прогнозирования...............
1.1.Понятие бюджетного планирования
и прогнозирования...............
1.2. Понятие налогового планирования
и прогнозирования...............
2. Характеристика методов
бюджетного и налогового
2.1. Основы прогнозирования
и планирования..................
2.2. Прогнозирование в сфере бюджетной и налоговой политики...................20
3. Проблемы применения
методов бюджетного и
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
Прогнозирование является одним из общенаучных методов. Прогнозирование используется во всех научных дисциплинах. В современном мире прогнозы играют решающую роль.
В основе теории прогнозирования в большинстве сфер лежит общая теория прогнозирования и экономическая теория прогнозирования. Поскольку прогнозирование, как только что говорилось, является общенаучным методом, ему и прогностике как науке посвящены многочисленные рассуждения в самых разных источниках.
Проблема существования прогностики как науки связана с тем, что очень часто сделанные прогнозы не оправдываются. Поэтому многие специалисты выражают сомнение в действенности общепринятых методов прогнозирования, в частности, путём экстраполяции, и предлагают другие методы экономических, социальных и политических прогнозов. Тем не менее, согласно мнению большинства ученых, прогностика как наука имеет право на существование, если она соблюдает определенные правила, о которых более подробно будет сказано в тексте работы.
В странах с развитой рыночной экономикой общепризнанна необходимость государственного регулирования экономических процессов. Важными инструментами регулирования являются прогнозирование и бюджетное планирование. Прогнозирование основывается на научном предвидении будущего, которое позволяет принять оптимальное решение по перспективе развития социально-экономической и других сфер жизни общества в прогнозируемых условиях.
Основная цель работы заключалась в анализе методов бюджетного и налогового планирования и прогнозирования.
При исследовании проблемы использовались как работы общего характера, посвященные теоретическим основам прогнозирования1, так и работы посвященные непосредственно экономическим методам анализа в сфере бюджетирования и налоговой политики2.
1. Теоретические
основы планирования и
1.1 Понятие бюджетного планирования: сущность, субъекты, принципы
Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. «Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчётов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.)».
По масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.
Во временном аспекте прогнозы подразделяются на: долгосрочные (от 5 до 15-20 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (от одного месяца – на каждый день, неделю, декаду).
Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.
К планированию относятся:
общественно-политический надзор над экономикой и контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.);
оценка состояния экономики на конкретный момент времени;
оценка спонтанных тенденций развития;
проецирование на будущее желаемого экономического уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения намеченных целей.
Основной функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой системой, с последующим формулированием комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в содержании плана.
Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующей в РФ методике и многолетнем опыте сбора и распределения финансовых средств в целях выполнения своих функций перед обществом. Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных и межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Бюджетное планирование на федеральном уровне и уровнях территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального, территориального), каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления. В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальных уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению. Целями такого планирования на всех уровнях власти являются:
• обеспечение координации социального и экономического развития государства и его территорий на основе бюджетной политики;
• прогнозирование объектов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;
• прогнозирование финансовых последствий проведения реформ и выполнения программ;
• определение возможностей по реализации различных мер в области финансово-бюджетной системы.
Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. В целях качественного и своевременного составления проектов бюджетов необходимы сведения о:
• налоговом законодательстве;
• предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой нижестоящим уровням бюджетной системы;
• видах и объемах расходов всех уровней бюджетной системы (иногда передаваемых с одного уровня на другой);
• нормативах финансовых затрат и др.
Проект бюджета основывается на:
• бюджетном послании Президента РФ;
• прогнозе социально-экономического развития соответствующего территориального образования;
• направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующего территориального образования;
•плане развития сектора экономики соответствующего территориального образования.
«Перспективный финансовый план разрабатывается на основе данных и показателей прогноза социально-экономического развития государства. В плане содержатся данные о возможностях бюджетов по мобилизации доходов и финансированию расходов по статьям бюджета. План составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется с учетом реального и прогнозного социально-экономического развития государства. Перспективный финансовый план как документ составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе данных прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ или муниципального образования и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и заимствований»3.
Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и разрабатывается в целях информирования законодательных и представительных органов власти о предполагаемых направлениях социально-экономического развития, выявления возможностей в перспективе реализации мер в области финансовой политики, отслеживания долгосрочных целевых программ и своевременного контроля мер в определенных ситуациях. План разрабатывается на три года и ежегодно корректируется со сдвигом на один год вперед с учетом социально-экономического развития.
План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. Определенные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной политике государства.
Все вышеизложенное относится к макроэкономическому планированию, которое можно определить как сознательное действие. Цель макроэкономического планирования – привести по истечению определенного срока к желаемому результату национальную экономику в целом. Экономической наукой и практикой разработаны различные формы планирования.
Планирование в рыночной экономике осуществляется преимущественно экономическими методами, а основными экономическими регуляторами являются налоги, таможенная и финансовая политики.
Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы, методы проведения прогнозных и плановых расчётов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления. В качестве инструмента, позволяющего реализовать методологические принципы прогнозирования и планирования, выступают методы.
Методология планирования опирается на четыре уровня знаний:
Общефилософский уровень – совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира (философия, культурология, математика; теория систем; теория организации; политология);
Общенаучный уровень, который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации, систем (кибернетика; теория организации, теория систем и др.);
Конкретная методология наук – образует совокупные знания об управлении в социально-экономических системах (макроэкономика; право; социология; статистика, менеджмент и др.);
Методология, методика и технология стратегического планирования – наука о стратегическом планировании, которая наиболее приближена к практической деятельности, и призвана реализовывать достижения других наук.
Классификация прогнозов различается:
по способу описания тенденций изменения объекта или процесса (трендовый и факторный подходы);
по способу формирования параметров, характеризующих объект или процесс (генетический (ресурсный) и нормативный (целевой) подходы).
Трендовый подход в прогнозировании предполагает экстраполяцию выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого показателя.
Факторный подход в прогнозировании предусматривает определение круга воздействующих на прогнозируемый показатель (индикатор), процесс факторов (регуляторов) и формы их взаимосвязи.
Генетический подход основывается на прогнозировании устойчивых тенденций и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее. Он позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без воздействия на этот предмет.
Нормативный подход состоит в определении параметров воспроизводства для достижения заданных целей экономического роста, т.е. развитие объекта рассматривается от будущего к настоящему.
Генетический и нормативный подходы должны использоваться во взаимосвязи, в прогнозировании они выступают альтернативными способами выявления параметров, характеризующих прогнозируемый объект или процесс. Главной задачей прогнозирования становится согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов.