Методы бюджетного и налогового планирования и прогнозирования: характеристика и современная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Проблема существования прогностики как науки связана с тем, что очень часто сделанные прогнозы не оправдываются. Поэтому многие специалисты выражают сомнение в действенности общепринятых методов прогнозирования, в частности, путём экстраполяции, и предлагают другие методы экономических, социальных и политических прогнозов. Тем не менее, согласно мнению большинства ученых, прогностика как наука имеет право на существование, если она соблюдает определенные правила, о которых более подробно будет сказано в тексте работы.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................3
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования................................5
1.1.Понятие бюджетного планирования и прогнозирования..............................5
1.2. Понятие налогового планирования и прогнозирования.............................14
2. Характеристика методов бюджетного и налогового планирования и прогнозирования......................................................................................................17
2.1. Основы прогнозирования и планирования...................................................17
2.2. Прогнозирование в сфере бюджетной и налоговой политики...................20
3. Проблемы применения методов бюджетного и налогового планирования и прогнозирования и пути их решения...................................................................31
Заключение..............................................................................................................34
Список используемой литературы...........................................

Файлы: 1 файл

Бюджетное планир.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

Уральский государственный экономический университет

Институт непрерывного образования

Факультет сокращенной подготовки

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

 
    БЮДЖЕТНОЕ И НАЛОГОВОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

на тему:  
МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО И НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА

 

 

 

 

 

 

Студента 

 
Екатеринбург, 2014

 

СодержаниеВведение.....................................................................................................................3 
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования................................5

  1.1.Понятие бюджетного планирования и прогнозирования..............................5

  1.2. Понятие налогового планирования и прогнозирования.............................14

2. Характеристика методов  бюджетного и налогового планирования  и прогнозирования......................................................................................................17

 2.1. Основы прогнозирования и планирования...................................................17

 2.2. Прогнозирование в сфере бюджетной и налоговой политики...................20

3. Проблемы применения  методов бюджетного и налогового  планирования и прогнозирования  и пути их решения...................................................................31

Заключение..............................................................................................................34

Список используемой литературы........................................................................36

          Введение

 

Прогнозирование является одним из общенаучных методов. Прогнозирование используется во всех научных дисциплинах. В современном мире прогнозы играют решающую роль.

В основе теории прогнозирования в большинстве сфер лежит общая теория прогнозирования и экономическая теория прогнозирования. Поскольку прогнозирование, как только что говорилось, является общенаучным методом, ему и прогностике как науке посвящены многочисленные рассуждения в самых разных источниках.

Проблема существования прогностики как науки связана с тем, что очень часто сделанные прогнозы не оправдываются. Поэтому многие специалисты выражают сомнение в действенности общепринятых методов прогнозирования, в частности, путём экстраполяции, и предлагают другие методы экономических, социальных и политических прогнозов. Тем не менее, согласно мнению большинства ученых, прогностика как наука имеет право на существование, если она соблюдает определенные правила, о которых более подробно будет сказано в тексте работы.

В странах с развитой рыночной экономикой общепризнанна необходимость государственного регулирования экономических процессов. Важными инструментами регулирования являются прогнозирование и бюджетное планирование. Прогнозирование основывается на научном предвидении будущего, которое позволяет принять оптимальное решение по перспективе развития социально-экономической и других сфер жизни общества в прогнозируемых условиях.

Основная цель работы заключалась в анализе методов бюджетного и налогового планирования и прогнозирования.

При исследовании проблемы использовались как работы общего характера, посвященные теоретическим основам прогнозирования1, так и работы посвященные непосредственно экономическим методам анализа в сфере бюджетирования и налоговой политики2.

1. Теоретические  основы планирования и прогнозирования

1.1 Понятие бюджетного  планирования: сущность, субъекты, принципы

Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. «Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчётов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.)».

По масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.

Во временном аспекте прогнозы подразделяются на: долгосрочные (от 5 до 15-20 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (от одного месяца – на каждый день, неделю, декаду).

Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.

К планированию относятся:

общественно-политический надзор над экономикой и контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.);

оценка состояния экономики на конкретный момент времени;

оценка спонтанных тенденций развития;

проецирование на будущее желаемого экономического уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения намеченных целей.

Основной функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой системой, с последующим формулированием комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в содержании плана.

Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующей в РФ методике и многолетнем опыте сбора и распределения финансовых средств в целях выполнения своих функций перед обществом. Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных и межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование на федеральном уровне и уровнях территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального, территориального), каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления. В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальных уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению. Целями такого планирования на всех уровнях власти являются:

• обеспечение координации социального и экономического развития государства и его территорий на основе бюджетной политики;

• прогнозирование объектов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

• прогнозирование финансовых последствий проведения реформ и выполнения программ;

• определение возможностей по реализации различных мер в области финансово-бюджетной системы.

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. В целях качественного и своевременного составления проектов бюджетов необходимы сведения о:

• налоговом законодательстве;

• предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой нижестоящим уровням бюджетной системы;

• видах и объемах расходов всех уровней бюджетной системы (иногда передаваемых с одного уровня на другой);

• нормативах финансовых затрат и др.

Проект бюджета основывается на:

• бюджетном послании Президента РФ;

• прогнозе социально-экономического развития соответствующего территориального образования;

• направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующего территориального образования;

•плане развития сектора экономики соответствующего территориального образования.

«Перспективный финансовый план разрабатывается на основе данных и показателей прогноза социально-экономического развития государства. В плане содержатся данные о возможностях бюджетов по мобилизации доходов и финансированию расходов по статьям бюджета. План составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется с учетом реального и прогнозного социально-экономического развития государства. Перспективный финансовый план как документ составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе данных прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ или муниципального образования и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и заимствований»3.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и разрабатывается в целях информирования законодательных и представительных органов власти о предполагаемых направлениях социально-экономического развития, выявления возможностей в перспективе реализации мер в области финансовой политики, отслеживания долгосрочных целевых программ и своевременного контроля мер в определенных ситуациях. План разрабатывается на три года и ежегодно корректируется со сдвигом на один год вперед с учетом социально-экономического развития.

План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. Определенные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной политике государства.

Все вышеизложенное относится к макроэкономическому планированию, которое можно определить как сознательное действие. Цель макроэкономического планирования – привести по истечению определенного срока к желаемому результату национальную экономику в целом. Экономической наукой и практикой разработаны различные формы планирования.

Планирование в рыночной экономике осуществляется преимущественно экономическими методами, а основными экономическими регуляторами являются налоги, таможенная и финансовая политики.

Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы, методы проведения прогнозных и плановых расчётов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления. В качестве инструмента, позволяющего реализовать методологические принципы прогнозирования и планирования, выступают методы.

Методология планирования опирается на четыре уровня знаний:

Общефилософский уровень – совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира (философия, культурология, математика; теория систем; теория организации; политология);

Общенаучный уровень, который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации, систем (кибернетика; теория организации, теория систем и др.);

Конкретная методология наук – образует совокупные знания об управлении в социально-экономических системах (макроэкономика; право; социология; статистика, менеджмент и др.);

Методология, методика и технология стратегического планирования – наука о стратегическом планировании, которая наиболее приближена к практической деятельности, и призвана реализовывать достижения других наук.

Классификация прогнозов различается:

по способу описания тенденций изменения объекта или процесса (трендовый и факторный подходы);

по способу формирования параметров, характеризующих объект или процесс (генетический (ресурсный) и нормативный (целевой) подходы).

Трендовый подход в прогнозировании предполагает экстраполяцию выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого показателя.

Факторный подход в прогнозировании предусматривает определение круга воздействующих на прогнозируемый показатель (индикатор), процесс факторов (регуляторов) и формы их взаимосвязи.

Генетический подход основывается на прогнозировании устойчивых тенденций и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее. Он позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без воздействия на этот предмет.

Нормативный подход состоит в определении параметров воспроизводства для достижения заданных целей экономического роста, т.е. развитие объекта рассматривается от будущего к настоящему.

Генетический и нормативный подходы должны использоваться во взаимосвязи, в прогнозировании они выступают альтернативными способами выявления параметров, характеризующих прогнозируемый объект или процесс. Главной задачей прогнозирования становится согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов.

Информация о работе Методы бюджетного и налогового планирования и прогнозирования: характеристика и современная практика