Методы управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение современного состояния государственного долга РФ, а так же определение методов управления государственным долгом. Задачами работы является рассмотрение основных документов регламентирующих государственный долг: Бюджетный кодекс РФ, вступивший в силу с 01.01.09 и Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», который был подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым 29 апреля 2012 года. А так же задачами является расчет в практической главе на основе таблиц, взятых с сайта Министерства Финансов РФ, абсолютных и относительных показателей динамики внутреннего и внешнего долгов и построение наглядных диаграмм.

Содержание работы

Введение. 4
1. Сущность и нормативное регулирование
государственного долга РФ. 6
1.1 Нормативное регулирование государственным долгом РФ. 6
1.2 Понятие, виды и формы государственного долга. 7
1.3. Международные финансовые организации, специализирующиеся на финансовых операциях. 18
Глава 2.
Анализ политики управления государственным долгом РФ. 26
2.1. Современное состояние государственного долга РФ. 26
2.2. Современная структура государственного долга РФ. 29
Глава 3.
Методы управления государственным долгом. 40
3.1 Классификация методов управления. 40
3.2 Перспективы развития государственного долга РФ в условиях кризиса. 49
Заключение. 52
Список литературы. 54

Файлы: 1 файл

Госуд. долг.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

Однако наибольшая активность в деятельности Парижского Клуба  приходится все-таки на последние двадцать лет нашего столетия, когда около  ста стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на общую сумму 350 млрд. долл.

Особенность структурной  организации Парижского Клуба состоит  в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельными должниками, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из принципов периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский  Клуб не имеет фиксированного членства, то в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое  государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. При этом, поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то поэтому последние почти всегда участвуют в переговорах.

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском  Клубе следует назвать Международный  Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности.

Иногда переговоры проводятся на многосторонней основе, в частности, когда в них участвуют Россия или Бразилия. В этом случае обсуждаются  и вопросы погашения долгов и России как кредитору, а также самой России в качестве должника. Такой многосторонний подход является более эффективным и существенно облегчает работу в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности.

Кроме того, кредиторы  придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения  бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств перед другими кредиторами.

При этом в рамках Парижского Клуба уже выработан базовый  перечень условий реструктуризации долга. Они получили название тех городов, в которых вырабатывались.

Торонтские условия, которые  будут применяться лишь в отношении  тех стран, у которых доход  на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня, который  дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития.

Торонтские  условия: При этом было разработано три базовых варианта льготных режимов:

1. Уменьшение  суммы долга

а) списать треть долга;

б) в отношении остальной  части пересмотреть условия погашения  по рыночным процентным ставкам;

в) срок погашения 14 лет, в том числе 8 лет льготного периода

2. Долгосрочные  долги

а) проценты начисляются  по рыночным ставкам;

б) срок погашения 25 лет, включая льготный период 14 лет;

3. Уменьшение  платежей по обслуживанию долга

а) предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половину рыночной ставки);

б) срок погашения 14 лет, включая льготный период 8 лет.

Хьюстонские условия: До 1990 года беднейшие из стран со средним уровнем дохода могли рассчитывать лишь на пересмотр долгов на обычных условиях, то есть по ним уже никаких льгот не предусматривалось. В эту группу были отнесены страны с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Именно для этих стран предназначены Хьюстонские условия.

В результате, были выработаны льготные условия, которые состоят  в следующем:

    • срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, при этом льготный срок - 8 лет;
    • срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программы официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - 10 лет;
    • было разработано положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия  развитию, либо 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн. долл., если данная величина ожидается больше, чем названные 10%).

Были разработаны и  соответствующие критерии о пересмотре долга:

    • годовой доход не должен превышать установленный Всемирным банком потолок 1235 долл. США;
    • соотношение суммы кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять не менее 1,5;
    • установленные показатели масштаба задолженности: сумма долга не менее 50% ВВП, отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%, коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.[10]

 

Глава 2. Анализ политики управления государственным долгом РФ

2.1. Современное состояние  государственного долга РФ

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями. Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский, объединяющий представителей банков-кредиторов 19 стран. Лондонский клуб объединяет на неформальной основе около 600 крупнейших коммерческих банков. Лондонский клуб весьма отличается от Парижского - как коммерческий банк отличается от государства. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные наймы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

В 1995 году Россия вступила в Парижский  клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для  России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

6 октября 1997 года Россия подписала  с Лондонским клубом кредиторов соглашение о реструктуризации задолженности бывшего СССР членам клуба. Долг в 24 млрд. долларов реструктурируется на 25 лет, а выплата начинается с 2005 года равными долями. В настоящее время наступил период погашения долгов Парижскому и Лондонскому клубам. Россия уже погасила около 10 млрд, долларов. И далее она будет выполнять свои обязательства. 

Россия и Парижский  клуб подписали многосторонний протокол о досрочном погашении Россией  всего остатка советского долга  на сумму $22,3 млрд., включая выплату $1 млрд. премии. Министр финансов Алексей  Кудрин говорил ранее, что достигнутые  в Париже договоренности предусматривают погашение чуть больше 50% долга по номиналу. Остальное будет погашено с премией, которая составит $1 млрд. Большую часть премии - $700 млн. из $1 млрд. - получит Германия, остальное разделят Франция, Великобритания и Нидерланды. Досрочные выплаты Россия должна осуществить до 21 августа. Долг будет погашен за счет средств  стабилизационного фонда РФ, размер которого на 1 июня  составлял 1,93 трлн. руб.  По расчетам Минфина России, экономия на процентах в связи с досрочным погашением долга Парижскому клубу составит $7,7 млрд., в том числе $3,3 млрд. в 2010-2012 годах, на которые предполагается увеличить инвестиционный фонд России. Кудрин говорил, что после досрочных выплат Парижскому клубу задолженность бывшего СССР сократится на 95% и останется лишь небольшая часть долга перед странами, не входящими в Парижский клуб, которая оценивается в $3-4 млрд. В 2008 году Россия досрочно выплатила странам-кредиторам Парижского клуба по номиналу около $15 млрд. советского долга.[11]

На рынке ГКО-ОФЗ-ОБР (государственных краткосрочных обязательств – облигаций федерального займа – отдела безналичных расчетов) совокупный объем госдолга РФ относительно ВВП снизился с 7,26% на начало 2011 года до 6,3% на начало 2012 года. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития РФ о социально-экономическом развитии РФ в 2011 г. Совокупный объем государственного долга возрос за 2011 год, по оценке Минэкономразвития, на 9%, составив по состоянию на 1 января текущего года 2619,5 млрд. руб. против 2402,78 млрд. руб. на начало 2011 года. По оценке Минэкономразвития, чистое погашение внешнего государственного долга /в методологии Минфина/ составило около 5,9 млрд. долл., что позволило сократить объем на 13,1% до 39 млрд. долл. по состоянию на 1 января 2012 года против 44,88 млрд. долл. на 1 января 2011 года. В рублевом выражении объем государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2012 года оценивается в 1146,8 млрд. руб., или на 4,1% выше объема внешней задолженности на 1 января 2011 года. Рост внешней задолженности в рублевом эквиваленте при сокращении долга в долларовом выражении связан с переоценкой долговых обязательств из-за существенного номинального ослабления курса российского рубля по отношению к доллару.

Государственный долг РФ в госбумагах за январь 2012 г вырос на 0,13% до 1,423 трлн. руб. Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился за январь 2012 г на 0,13% до 1423,268 млрд. руб. на 1 февраля 2012 г. В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 февраля 2012 г. большая часть – 61,97% - приходилась на ОФЗ-АД на общую сумму 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД составляли 329,999 млрд. руб. /23,19%/, ГСО-ФПС - 132 млрд. руб. /9,27%/, ОФЗ-ФК - 33,828 млрд. руб. /2,38%/, ГСО-ППС – 45,415 млрд. руб. /3,19%/. [5]

2.2. Современная структура  государственного долга РФ.

 

Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации

1. Структура государственного  долга Российской Федерации представляет  собой группировку долговых обязательств  Российской Федерации по установленным  настоящей статьей видам долговых  обязательств.

2. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным  от имени Российской Федерации  как заемщика от кредитных  организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным  кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным  бумагам, выпущенным от имени  Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет  из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям  Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии  с законодательством Российской  Федерации на государственный  долг Российской Федерации.

3. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

4. В объем государственного  внутреннего долга Российской  Федерации включаются:

1) номинальная сумма  долга по государственным ценным  бумагам Российской Федерации,  обязательства по которым выражены  в валюте Российской Федерации;

2) объем основного  долга по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного  долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

5. В объем государственного  внешнего долга Российской Федерации  включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

Информация о работе Методы управления государственным долгом