Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 18:06, реферат
Одна из наиболее острых и актуальных проблем в настоящее время — обеспечение всевозрастающих потребностей многих стран мира топливно-энергетическими ресурсами. К середине XX в. их традиционные виды — уголь и древесное топливо — уступили место нефти, а затем и газу, ставшими не только главными источниками энергии, но и важнейшим сырьем для химической промышленности. За 20 лет, с 1950 по 1970 г., мировое потребление нефти повысилось в 4 раза, а природного газа в 5 раз. В мировом энергетическом балансе доля нефти и газа достигла 64%, в том числе во всех развитых странах она превысила 75%, из которых на государства Западной Европы в 2000 г. приходилось 67%, а США — около 80%.
Основные задачи судостроения на сегодняшний день, - это увеличение грузовместимости при неизменных размерах корпуса, уменьшение стоимости изоляции, уменьшение времени постройки судов.
5 МОРСКАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА СЖАТОГО ГАЗА ПО ТЕХНОЛОГИИ CNG
Проектирование судов CNG интенсивно ведет в настоящее время ряд зарубежных консорциумов, а появления первых судов CNG на маршрутах транспортировки природного газа можно ожидать уже на рубеже 2010-2011 гг.. (см. рисунок 5.1)
Рисунок 5.1- Челночная транспортировка на судах
В России имеется достаточный научно-производственный потенциал для того, чтобы среди первых судов CNG оказались и суда российской постройки. Это даст российским компаниям реальную возможность с помощью новой технологии CNG уже в ближайшем будущем:
По многочисленным оценкам международных экспертов, транспортировка природного газа на судах CNG будет в 1,5-2,0 раза экономически более выгодна в сравнении с транспортировкой по морским трубопроводам или в сжиженном состоянии на судах LNG (Liquefied Natural Gas) при объемах поставок природного газа от 0,5 до 4,0 млрд. м3 в год на маршрутах протяженностью от 250 до 2500 морских миль. В ходе собственных исследований нами получены аналогичные выводы (см. рисунок 5.2).
Рисунок 5.2 Сравнительная стоимость доставки
Анализ полученных результатов позволил заключить, что применение технологии CNG может открыть путь к решению проблем освоения целого ряда новых месторождений на шельфе РФ, газоснабжения приморских территорий страны и организации экспортных поставок. При этом перспективные проекты на основе применения технологии CNG могут быть объединены в следующие группы.
Наиболее перспективные направления транспортировки природного газа на судах CNG в Северо-Западном регионе представлены на (см. рисунок 5.3).
Рисунок 5.3 Наиболее перспективные направления транспортировки природного газа на судах CNG
Наиболее привлекательный рынок для природного газа с этих месторождений – Западная Европа, где спрос на энергоносители стабильно растет. Регион находится на удалении 1500-1700 морских миль от западноевропейских портов, что делает поставки газа судами CNG экономически конкурентоспособными по отношению к энергоносителям, доступным на этом рынке из других источников.
Для обслуживания каждого месторождения с объемами добычи порядка 0,5 млрд. м3 в год достаточно одного-двух судов CNG. С учетом количества таких месторождений, транспорт газа с этих месторождений может быть обеспечен 50-100 судами CNG.
5 ПЕРЕВОЗКА УГЛЕВОДОРОДОВ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ
Транспортная нагрузка, рост объемов добычи углеводородов и объемов нефтеперевозок повышают экологические риски в его самой продуктивной и насыщенной биоресурсами части Арктики
С 2002 года наблюдается резкий рост объёма перевозок нефти и нефтепродуктов через порты Баренцева, Белого и Карского морей, что обусловлено включением северных морских маршрутов в схему экспортных поставок российской нефти на Запад. К 2004 году объём перевозимой нефти возрос до 12 млн тонн и с некоторыми колебаниями оставался на уровне 9,5-11,6 млн тонн по 2008 год включительно. В ближайшие годы прогнозируется очередной рост объёмов перевозки нефти и нефтепродуктов по Баренцеву морю. С введением в строй нового морского перегрузочного терминала «Варандей» в Печорском море поток российской нефти на западные рынки увеличится до 15 млн тонн в год»(см. рисунок 6.1).
Рисунок 6.1- Перевозка углеводородов в Баренцевом море
Как отмечают ученые, каботажные перевозки нефти и готовых светлых и тёмных нефтепродуктов (внутренние перевалки между терминалами и перевозки для снабжения горюче-смазочными материалами северных территорий России) составят около 2,5 млн тонн. Примерно 5 млн тонн сжиженного газа будет перевозиться от введённого в эксплуатацию три года назад норвежского газового месторождения «Snohvit». Транспорт у берегов Норвегии также таит потенциальную опасность загрязнения Баренцева моря по системе ветвей Нордкапского и прибрежного течений, ориентированных на восток.
Сырая и очищенная нефть, нефтепродукты и газоконденсаты для морской транспортировки поступают на береговые и морские терминалы от месторождений Тимано-Печорской, Волго-Вятской, Западно-Сибирской нефтегазовых провинций, от нефтеперегонных заводов по трубопроводам, железной дороге и речным маршрутам. Структура перевозок российских неф-тепродуктов приблизительно выглядит так: сырая нефть - 42%, газоконденсат - 21%, мазут - 5%, бензин - 32%. Береговые перегрузочные терминалы специализируются в основном на перегрузке светлых и тёмных нефтепродуктов, а морские - на перевалке сырой нефти и газоконденсата.
Развитие нефтегазового комплекса Российской Федерации предполагает рост добычи нефти на месторождениях Тимано-Печорской провинции, включая шельф Печорского моря, на месторождениях в Западной Сибири, в том числе на месторождениях в Обской губе. Растущие в связи с этим поставки нефти и нефтепродуктов на экспорт определяют расширение пропускной способности наземной и морской транспортной инфраструктуры и в первую очередь перегрузочных терминалов в Белом и Баренцевом морях.
Стационарные и плавучие перегрузочные комплексы включают в себя накопители сырья и элементы портовой инфраструктуры, в том числе наземные железнодорожные и трубопроводные магистрали.
Объёмы нефтеперевозок и нефтегрузовых операций в портах западноарктических морей
В портах в Кольском заливе, включая сеть действующих терминалов, перевалка нефти осуществляется по схемам: ж/д-накопитель - морской танкер; танкер-челнок - накопитель - морской танкер. В 2010 году по этим схемам осуществлена перевалка 6000 тыс.т/год,
В 2015 году по прогнозу - 13000 тыс.т/год.
Через терминал «Варандей» осуществляется погрузка нефти на танкеры через морские нефтепроводы: в 2010 году - 10000 тыс.т/год, в 2015 году по прогнозу - 12500 тыс.т/год.
Через терминал на о. Колгуев осуществляется погрузка нефти на танкеры через морские трубопроводы: в 2010 году - 50 тыс.т/год, в 2015 году по прогнозу - 70 тыс.т/год.
Через терминал Обской губы перевалка нефти осуществляется по схеме: речной транспорт - накопитель - танкер-челнок. В 2010 году было перевалено 350 тыс.т/год, в 2015 году по прогнозу - 3000 тыс.т/год.
Через терминал в порту «Талаги» (Архангельск) перевалка нефтепродуктов осуществляется с железнодорожного транспорта на морские танкеры. В 2010 году перевалено - 4500 тыс.т/год, в 2015 году по прогнозу - 12000 тыс.т/год.
Через терминал порта «Витино» осуществляется перевалка нефти и газоконденсата с ж/д на морские танкеры: в 2010 году - 6000 тыс.т/год, в 2015 году по прогнозу - 12000 тыс.т/год.
С месторождения Приразломное планируется
осуществлять погрузку нефти на танкеры
с добывающей платформы в 2015 году - 45000
тыс.т/год.
7 МОРСКАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТИ С СИБИРСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
Восточное плечо баренцевоморских маршрутов перевозки углеводородов включает пункты отгрузки нефти в портах «Тикси», «Дудинка» и «Диксон». Нефть Талаканского и группы Ванкорских месторождений с 2001 года поставлялась в Роттердам морскими танкерами по Севморпути. В 2006-2008 годах этот поток был направлен по нефтепроводу к Тихоокеанскому побережью. Однако после развития береговой инфраструктуры и высоких объёмов добычи в 2009 году по группе месторождений Ванкор морская транспортировка в западном направлении может быть возобновлена.
Нефть и нефтепродукты западносибирских месторождений переваливается на морские танкеры-челноки из накопителя в устье Обской губы. Танкерами-челноками дедвейтом 20000 тонн нефть транспортируется по Севморпути к рейдовому перегрузочному комплексу «Белокаменка» в Кольском заливе. В 2007 и 2008 годах Российской инновационной топливной компанией при поддержке Мурманского морского пароходства ежегодно перевозилось по 240 тысяч тонн нефти. С месторождений полуостровов Ямал и Гыданский на экспорт вывозится газоконденсат в объёме примерно 35 тысяч тонн.
7.1 НЕФТЯНОЙ ТЕРМИНАЛ «ВАРАНДЕЙ»
Морской прибрежный терминал «Варандей» переваливает на морские танкеры-челноки нефть Варандейских месторождений Тимано-Печорской провинции с 2000 года. Материковые нефтяные месторождения куста Варандей с общим запасом примерно 558 млн тонн соединены внутренним нефтепроводом. Инфраструктура нового терминала «Варандей» объединяет морской ледостойкий перегрузочный комплекс Foirot, две линии подводного нефтепровода длиной 22,6 км, береговой склад-накопитель вместимостью 325 тыс.куб.м. Нефть перевозится от терминала в круглогодичном режиме танкерами-челноками ледового класса дедвейтом 20000 тонн на РПК 1 и РПК 3 «Белокаменка» в Кольский залив. В 2009 году отгружено примерно 8 млн тонн. Перевозку в дальнейшем будут осуществлять 3 танкера ледового класса дедвейтом 70 000 т на РПК 3 «Белокаменка» и непосредственно на западный рынок.
7.2 ПЕСЧАНООЗЕРСКИЙ ТЕРМИНАЛ НА О. КОЛГУЕВ
Запасы Песчаноозерского месторождения составляют 4,3 млн тонн нефти и 0,8 млрд куб.м газа. Перевалка добываемой нефти обеспечивается прибрежным терминалом по схеме: нефтехранилище - подводный дюкер - танкеры-челноки дедвейтом до 20000 тонн. Нефть транспортируется к терминалу РПК 3 «Белокаменка» или отправляется непосредственно на западный рынок. Вследствие истощения запасов добыча и объемы транспортировки нефти с месторождения Песчаноозерское сократились в 2008 году до 50 тысяч тонн. В будущем объёмы отгрузки могут возрасти незначительно. Навигационный период транспортировки нефти от о. Колгуев длится примерно 6 месяцев.
7.3 ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ТЕРМИНАЛ «ПРИРАЗЛОМНОЕ»
Нефтяное месторождение «Приразломное»
- одно из наиболее крупных на шельфе Печорского моря, подготовленное
к разработке. Начало разработки компанией
«Севморнефтегаз» ожидается в 2011 году.
Совокупная добыча сырья составит 76 млн
тонн. Расчётный срок эксплуатации месторождения
- 23 года. Максимальная производительность
добычи составит 7,5 млн т/год. Разработка
месторождения будет вестись с ледостойкой
платформы с накопителями сырья на 110 тысяч
куб.м. Экспортная схема предусматривает
отгрузку нефти на танкеры-челноки ледового
класса дедвейтом по 20-70 тысяч тонн, доставляющие
нефть на перегрузочные комплексы в незамерзающей
части Баренцева моря.
7.4. АРХАНГЕЛЬСКИЙ ПОРТ(ТЕРМИНАЛ «ТАЛАГИ»,НЕФТЕБАЗА)
С 2002 года нефтебаза «Талаги» Архангельского порта вовлечена в перевалку тяжелой нефти Тимано-Печорской провинции. В транспортную
доставки нефти к морскому терминалу включен ж/д терминал «Приводино» (близ Котласа), который переваливает нефть из нефтепровода Уса - Ухта - Ярославль на ж/д транспорт. После реконструкции портовой инфраструктуры, проведённой в 2005-2006 годах, терминал «Талаги» перегружает с ж/д транспорта на морские танкеры-челноки 4,2 млн т нефти и 1,8 млн тонн легких нефтепродуктов ежегодно. Танкерами-челноками дедвейтом 30 тысяч тонн нефть доставляется на РПК 3 «Белокаменка» - 1,5 млн тонн. В перспективе ожидается увеличение объемов до 12 млн тонн в год. Перевозка осуществляется в круглогодичном режиме.
7.5 МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ«ВИТИНО»
Морской порт «Витино» - старейший и до недавнего времени крупнейший терминал на Северо-Западе России. Он проводит операции по хранению и перевалке нефти, мазута и стабилизированного газового конденсата. С 2002 года осуществляется круглогодичная транспортировка нефти. Портовый терминал «Витино» располагает четырьмя причалами: один глубоководный причал принимает морские танкеры дедвейтом 80 тысяч тонн, три причала предназначены для судов дедвейтом 2500 тонн. Комплекс включает ж/д терминал на ст. Бакланка (Вологодская область) для перегрузки на ж/д транспорт нефти из нефтепровода Уса - Ухта - Ярославль. В 2008 году через терминал «Витино» экспортировано 4,4 млн тонн неф-тепродуктов, включая 0,7 млн тонн сырой нефти и более 2 млн тонн конденсата. Сырье доставляется морскими танкерами непосредственно на западный рынок или танкерами-челноками на РПК в Баренцевом море. В 2005-2008 годах оффшорные перегрузочные операции выполнялись на норвежских терминалах в Бокфьорде и Сорнесфьорде.
7.6. ТЕРМИНАЛЫ МУРМАНСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТ
Мурманский торговый порт - единственный в Европейской части России глубоководный, способный принимать супертанкеры. В Кольском заливе сосредоточен основной транспортный потенциал экспортных перево-зок нефти в арктических морях. В заливе действуют несколько береговых перегрузочных терминалов и рейдовых (оффшорных) перегрузочных комплексов. По генеральной схеме развития Мурманского транспортного узла в 2010-2015 годах грузооборот нефти и нефтепродуктов возрастёт до 27 млн тонн.
Терминал Мурманского рыбного порта (Мурманская
нефтебаза)
Операции по перегрузке с ж/д транспорта
на морские танкеры экспортной нефти и
нефтепродуктов на терминале нефтебазы
в рыбном порту начаты в 2003 году. Нефть
и легкие нефтепродукты перегружаются
в танкеры дедвейтом 15000 тонн и транспортируются
к РПК 1 в Кольском заливе. В 2007 году терминал
освоил 900 тысяч тонн, но к 2008 году объем
был снижен до 340 тысяч тонн.
Информация о работе Морская и океаническая транспортировка углеводородного сырья