Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:21, курсовая работа
Таким образом, основной целью данного исследования является характеристика национальных проектов России.
Объектом исследования являются национальные проекты и их роль в решении социально-экономических проблем страны.
Предметом исследования являются: механизмы финансирования национальных проектов, методы управления их реализацией, инструменты государственного регулирования и финансового контроля за национальными проектами с позиции целевого и эффективного использования как бюджетных средств, так и средств бизнеса.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
-рассмотрены понятия и сущность национальных проектов, приоритетных целей развития;
-рассмотрены основные национальные проекты, подведены итоги их реализации, выделены недостатки.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: ОБЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА 5
1.1. Условия и предпосылки возникновения национальных проектов 6
1.2. Национальные проекты как новый инструмент социальной политики: преимущества, риски и возможности уточнения механизмов реализации 8
1.3. Подходы к достижению ЦРТ+ и целей национальных проектов 12
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИИ 15
2.1.Приоритетный национальный проект «Здоровье» 16
2.2.Приоритетный национальный проект «Образование» 17
2.3.Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» 18
2.4.Национальный проект «Развитие АПК» 20
2.5.Итоги осуществления национальных проектов 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: ОБЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА
1.1. Условия и предпосылки возникновения национальных проектов
1.2. Национальные проекты как новый инструмент социальной политики: преимущества, риски и возможности уточнения механизмов реализации
1.3. Подходы к достижению ЦРТ+ и целей национальных проектов
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИИ
2.1.Приоритетный национальный проект «Здоровье»
2.2.Приоритетный национальный проект «Образование»
2.3.Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»
2.4.Национальный проект «Развитие АПК»
2.5.Итоги осуществления национальных проектов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Национальные проекты, реализация которых началась в России в 2006 г., представляют собой важный шаг, направленный на повышение благосостояния граждан и улучшение качества жизни.
Решение о реализации национальных проектов связано с намерением придать новый импульс развитию здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства и обеспечить основу для повышения эффективности функционирования этих отраслей.
В рамках национальных проектов для достижения актуальных целей социально-экономического развития привлекаются дополнительные бюджетные средства. Только прямые расходы федерального бюджета должны составить не менее 120 млрд. рублей в 2006 г. и более 170 млрд. рублей в 2007 г.
Высокий уровень политического контроля за реализацией национальных проектов позволяет рассчитывать на решение поставленных в них задач. Создание нового координационного органа – Совета при Президенте РФ по реализации национальных проектов и демографической политике – подчеркивает значимость роли, отводимой национальным проектам в текущей политике государства.
Национальные проекты представляют собой новый инструмент осуществления социальной политики. Отсутствие предыдущего опыта реализации и политическая значимость национальных проектов определяют потребность совершенствовать сложившиеся во властных структурах подходы к принятию решений и корректировать механизмы выполнения этих решений.
Публичность национальных проектов предполагает более активное участие экспертного сообщества и общественности в их подготовке, реализации и мониторинге. Безусловная важность национальных проектов для дальнейшего социально-экономического развития страны объясняет стремление совершенствовать их не только за счет внутренних возможностей, но и с привлечением международного опыта.
Цели развития на пороге тысячелетия» (ЦРТ) представляют собой систему индикаторов, предложенную ООН для оценки эффективности социально-экономической политики, проводимой в разных странах мира. Существенная особенность ЦРТ состоит в установлении конкретных количественных значений и временного периода для контроля за достижением поставленных целей. Сформулированные в рамках ЦРТ ориентиры позволяют оценивать уровень социально-экономического развития в каждой конкретной стране, анализировать эффективность государственной политики в социальной сфере, проводить межстрановые сопоставления. Учитывая различия между странами в степени актуальности тех или иных социальных проблем, выбор конкретных ЦРТ и индикаторов их достижения требует проведения научно-аналитической работы для адаптации ЦРТ к особенностям страны. Концепция «Целей развития тысячелетия+» представляет собой адаптированную для России систему ЦРТ и индикаторов, позволяющих проводить оценку достижения целей. Работа по созданию системы ЦРТ+ для России была выполнена в 2005 г. группой независимых экспертов по инициативе Программы развития ООН (ПРООН) в рамках подготовки Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации.
Таким образом, основной целью данного исследования является характеристика национальных проектов России.
Объектом исследования являются национальные проекты и их роль в решении социально-экономических проблем страны.
Предметом исследования являются: механизмы финансирования национальных проектов, методы управления их реализацией, инструменты государственного регулирования и финансового контроля за национальными проектами с позиции целевого и эффективного использования как бюджетных средств, так и средств бизнеса.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
-рассмотрены понятия и сущность национальных проектов, приоритетных целей развития;
-рассмотрены основные национальные проекты, подведены итоги их реализации, выделены недостатки.
Информационную основу курсовой работы составили законодательные и нормативные акты, научные работы отечественных и зарубежных ученых.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.
1.ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: ОБЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА
1.1. Условия и предпосылки возникновения национальных проектов
В начале XXI века в российском обществе и среди политической элиты развернулась широкая дискуссия о необходимости выработки стратегии развития государства. Обстоятельства, обусловившие начало этого процесса, нашли свое отражение в Послании Президента РФ Федеральному собранию в мае 2004 г.: «Отмечу лишь, что за четыре последних года мы перешагнули непростой, но очень важный рубеж. И впервые за долгий период Россия стала политически и экономически стабильной страной. Страной независимой - и в финансовом отношении, и в международных делах. Что само по себе неплохо. ...Напомню, что в последнее десятилетие прошлого века -в условиях разрушенной экономики и утерянных позиций на мировых рынках - Россия была вынуждена одновременно восстанавливать государственность и создавать новую для нас рыночную экономику. Защищать - в борьбе с международным терроризмом - целостность страны и отстаивать демократические завоевания народа».[1]
С начала 90-х годов Россия в своем развитии прошла условно несколько этапов. Первый из них был связан с демонтажем прежней экономической системы. Он сопровождался ломкой привычного уклада жизни, острыми политическими, социальными конфликтами. Его тяжело переживало наше общество.
Второй этап был временем расчистки «завалов», образовавшихся от разрушения «старого здания». При этом удалось остановить наиболее опасные тенденции в экономике и политической сфере. Не все решения, которые принимались в те годы, имели долгосрочный характер. А действия федеральных властей являлись скорее ответами на серьезные угрозы для страны.
Фактически мы только недавно подошли к третьему этапу в развитии современного российского государства. К возможности развития высокими темпами, решения масштабных, общенациональных задач.
В Послании Федеральному собранию весной 2004 г. Президент РФ сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья - и наметил пути социальной модернизации. Осенью 2005 г. Президентом РФ было заявлено о национальных проектах в тех же сферах.[2]
Первоначально было провозглашено повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого прежде всего следовало, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И только дополнительную медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения необходимо оплачивать пациенту. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. Одновременно необходимо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования. Сверхзадача модернизации отечественного здравоохранения - повышение его эффективности и, как следствие, показателей здоровья нации в интересах общей безопасности государства и поступательного развития России.
Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда.
В жилищной сфере старые методы и подходы государственных органов Российской Федерации в 90-х гг. XX в. показали полную несостоятельность в решении «квартирного вопроса» для большинства граждан страны. Поэтому для основной части работающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья на рынке, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим социального жилья. Поставлена задача - создать такие условия, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могли бы приобрести квартиры, отвечающие современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов (ипотеки).
Таким образом, сформулированные в 2004 г. Президентом РФ задачи в Послании Федеральному собранию в области здравоохранения, образования и жилья для государственной социальной политики носят стратегический характер. Их решение во многом зависит от того, какие темпы будет демонстрировать вся российская экономика как в ближайшей, так и долгосрочной перспективе.[3. п 1]
1.2. Национальные проекты как новый инструмент социальной политики: преимущества, риски и возможности уточнения механизмов реализации
Расширение возможностей человеческого развития. Целевое назначение национальных проектов заключается в расширении доступности образования и здравоохранения, социально-экономическом развитии села, повышении обеспеченности жильем. Это означает, что реализация национальных проектов будет непосредственно воздействовать на качество жизни населения и определять возможности человеческого развития в России. Новизна национальных проектов по сравнению с федеральными целевыми программами, появившимися ранее, заключается в концентрации ресурсов на ограниченном количестве четко обозначенных приоритетных направлений и повышении ответственности исполнителей при осуществлении расходов.
Преимущества национальных проектов как формы осуществления расходов. Национальные проекты, представляя собой проектную форму расходования средств, подразумевают целевой характер расходов, имеют специальный орган управления проектом, а также особый механизм оценки эффективности расходов. К сильным сторонам национальных проектов, отличающим их от других форм целевого финансирования, относятся расширенные полномочия органа управления проектами, высокая степень политического контроля над расходами, публичность и персонализированная ответственность за реализацию.
Расширенные полномочия специализированного органа управления проектами. Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике закрепляет право Совета на получение необходимой информации от государственных органов на разных уровнях управления, общественных объединений и должностных лиц.
Высокая степень политического контроля над осуществлением проектов. Национальные проекты соответствуют направлениям социальной политики, выделенным Президентом РФ в качестве приоритетных. Президент РФ является председателем Совета по реализации национальных проектов и демографической политике, а организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляется Администрацией Президента РФ.
Реализация национальных проектов будет непосредственно воздействовать на качество жизни населения и определять возможности человеческого развития в России.
Расходы национальных проектов в относительном выражении сравнительно невелики и составляют около 10% от общего объема государственных расходов на приоритетные социальные цели при условии 100%-ного выполнения обязательств по финансированию со стороны как федерального, так и региональных бюджетов. Ограниченный объем выделяемых средств объясняется пилотным характером национальных проектов и необходимостью уточнения механизмов их реализации. При условии высокой результативности национальных проектов, объем их финансирования может быть расширен, а задачи уточнены с учетом ЦРТ+.
Рис.1.Структура государственных расходов на приоритетные социальные цели
Публичность и персонализированная ответственность за реализацию национальных проектов. В состав Совета по реализации национальных проектов и демографической политике, наряду с представителями государственных органов, входят представители общественных организаций и эксперты. Назначены ответственные лица по мероприятиям, проводимым в рамках национальных проектов. Планируется организация эффективной обратной связи с обществом, включая «горячие линии», парламентский и общественный контроль.
Реализация национальных проектов связана с определенными рисками. Краткосрочные риски реализации национальных проектов связаны, прежде всего с отсутствием в России опыта осуществления подобных программ. Несмотря на некоторое расширение в последние годы целевого подхода к бюджетному финансированию, программно-целевые технологии все еще остаются достаточно новыми для российской бюджетной системы. Определенную сложность представляют собой межбюджетные согласования, от своевременности которых зависит качество реализации запланированных мероприятий.