Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:21, курсовая работа
Таким образом, основной целью данного исследования является характеристика национальных проектов России.
Объектом исследования являются национальные проекты и их роль в решении социально-экономических проблем страны.
Предметом исследования являются: механизмы финансирования национальных проектов, методы управления их реализацией, инструменты государственного регулирования и финансового контроля за национальными проектами с позиции целевого и эффективного использования как бюджетных средств, так и средств бизнеса.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
-рассмотрены понятия и сущность национальных проектов, приоритетных целей развития;
-рассмотрены основные национальные проекты, подведены итоги их реализации, выделены недостатки.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: ОБЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА 5
1.1. Условия и предпосылки возникновения национальных проектов 6
1.2. Национальные проекты как новый инструмент социальной политики: преимущества, риски и возможности уточнения механизмов реализации 8
1.3. Подходы к достижению ЦРТ+ и целей национальных проектов 12
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИИ 15
2.1.Приоритетный национальный проект «Здоровье» 16
2.2.Приоритетный национальный проект «Образование» 17
2.3.Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» 18
2.4.Национальный проект «Развитие АПК» 20
2.5.Итоги осуществления национальных проектов 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Долгосрочные риски реализации национальных проектов связаны с тем, что имеется неопределенность относительно устойчивости результатов, достигаемых в ходе осуществления национальных проектов. Конечная эффективность расходов, совершаемых в рамках нацпроектов, зависит от того, в какой мере финансирование тех или иных мероприятий способствует достижению долгосрочных целей развития образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищной сферы.
Долгосрочные ориентиры развития, сформулированные в ЦРТ+, создают основу для усиления в национальных проектах стратегической составляющей. Заложенные в концепции ЦРТ+ подходы к достижению целей и система индикаторов для оценки результативности могут рассматриваться с точки зрения расширения задач, уточнения механизмов реализации и улучшения мониторинга национальных проектов в России.
Исходя из международного опыта, управление национальными проектами в большинстве случаев возлагается на специально создаваемые дирекции, находящиеся под контролем со стороны государства, но имеющие автономию в оперативном управлении реализацией проектов. Мониторинг хода реализации национальных проектов, как правило, осуществляется со стороны координирующего государственного органа, который располагает информацией о достижении заданных значений индикаторов, а также данными бухгалтерского учета, позволяющими оценить правомерность использования средств. В Дании основным органом управления национальной программой «Цифровая Северная Дания» являлась дирекция, состоящая из исполнительного комитета, совета директоров и проектных групп, ответственных за конкретные направления в рамках национальной программы. Исполнительный комитет осуществлял оперативное управление, совет директоров отвечал за обеспечение региональной поддержки продвижения проектов. Мониторинг реализации проектов осуществлялся секретариатом программы. На основе производимой оценки исполнительный совет и совет директоров принимали решения о дальнейших действиях. Успешным проектам оказывалась широкая информационная поддержка и содействие в поиске финансовых источников для расширения деятельности. Для менее успешных проводилась корректировка первоначально поставленных целей, подходов к их достижению и целевых показателей1. В Бразилии управлением проектами в рамках правительственной программы «Бразилия в действии» занимались рабочие группы, в которые входили представители соответствующих министерств, различных государственных органов, научных институтов, а также привлекались представители крупного бизнеса. Возглавляли группы менеджеры проектов - государственные служащие.
Для качественного мониторинга проектов была создана специальная информационная система, содержащая полные сведения о текущем состоянии проектов и ходе их выполнения в режиме реального времени. Данные мониторинга служили основой для ежегодной оценки проектов со стороны менеджеров, отраслевых министерств и министерства планирования2Мировой опыт повышения качества жизни населения, отраженный в ЦРТ+, может способствовать совершенствованию национальных проектов и снижению рисков, связанных с их реализацией. Во-первых, долгосрочные ориентиры развития, сформулированные в ЦРТ+, создают основу для усиления в национальных проектах стратегической составляющей. Во-вторых, заложенные в концепции ЦРТ+ подходы к достижению целей и система индикаторов для оценки результативности могут рассматриваться с точки зрения расширения задач, уточнения механизмов реализации и улучшения мониторинга национальных проектов. Таким образом, использование ЦРТ+ для снижения рисков реализации национальных проектов будет способствовать расширению возможностей человеческого развития в России.
1.3. Подходы к достижению ЦРТ+ и целей национальных проектов
Соответствие задач национальных проектов и ЦРТ+. Общность задач национальных проектов и ЦРТ+ определяется ориентацией на сокращение бедности и расширение доступа к ресурсам человеческого развития. Национальные проекты в прямой или косвенной форме способствуют сокращению бедности путем повышения уровня доходов в бюджетном секторе и сельском хозяйстве, а также за счет обеспечения для широких слоев населения доступности базовых ресурсов человеческого развития – образования, здравоохранения, жилья.
Национальные проекты в России ориентированы на достижение ЦРТ+, связанных с повышением доступности образования, снижением материнской и детской смертности, борьбой с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и другими заболеваниями. Кроме этого, отдельные направления национальных проектов «Образование» и «Жилье» в определенной степени согласуются с ЦРТ+ по обеспечению гендерного равноправия и экологической устойчивости (рисунок 1).
Рис.2.Цели национальных проектов и ЦРТ+
Следует отметить, что национальные проекты и ЦРТ+ имеют различный фокус воздействия на уровень доходов. ЦРТ+ предполагают повышение доходов беднейших слоев населения, таких, как многодетные семьи, безработные, инвалиды и т.д. В отличие от ЦРТ+, национальные проекты в части повышения доходов населения ориентированы главным образом на занятых в бюджетной сфере.
Концептуальные различия между национальными проектами и ЦРТ+ связаны с временным горизонтом их планирования, выбором подходов к достижению поставленных целейи особенностями оценки эффективности проектов, выраженными в индикаторах.
ЦРТ+ рассматривают проблему повышения качества жизни населения на более протяженном (до 2015 г.) отрезке времени, чем национальные проекты, рассчитанные на двухлетнюю перспективу. Это обуславливает специфику выбора подходов к достижению поставленных целей в рамках ЦРТ+ и национальных проектах.
В отличие от концепции ЦРТ+, определяющей ориентиры социального развития и общие подходы к их достижению, национальные проекты представляют собой конкретный механизм государственной политики, подкрепленный расходными полномочиями. Реализация национальных проектов опирается на существующую систему ведомств и учреждений и тесно связана с управлением бюджетными ресурсами. В этой связи, подходы к оценке достижения целей национальных проектов и ЦРТ+ не всегда совпадают: индикаторы нацпроектов, главным образом, оценивают исполнение бюджетных расходов, тогда как в ЦРТ+ оцениваются конечные результаты, отражающие изменения в социальной сфере после реализации предложенных подходов (Таблица 1).
Таблица 1
Концептуальные различия между НП и ЦРТ+
Характеристики | ЦРТ+ | НП |
Выбор целей | + | + |
Подходы к решению | + | + |
Ресурсы и механизм реализации |
| + |
Результативность бюджетных расходов |
| + |
Конечная результативность | + | + |
Несмотря на имеющиеся концептуальные различия, общность целей обуславливает возможность использования ЦРТ+ для совершенствования национальных проектов. Концепция ЦРТ+ может служить основой для будущего расширения горизонта планирования национальных проектов. ЦРТ+ могут способствовать уточнению существующих или принятию альтернативных подходов к достижению целей, а также улучшению системы индикаторов нацпроектов с точки зрения оценки конечной результативности проводимых мероприятий.
ЦРТ+ рассматривают проблему повышения качества жизни населения на более протяженном отрезке времени, чем национальные проекты, рассчитанные на двухлетнюю перспективу. Это обуславливает специфику выбора подходов к достижению поставленных целей в рамках ЦРТ+ и национальных проектах.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИИ
2.1.Приоритетный национальный проект «Здоровье»
Приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя два направления: «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».
По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи» основными показателями реализации являются: повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в частности:
- повышение уровня квалификации врачей участковой службы;
- сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели; обновление парка санитарного автотранспорта службы «скорой медицинской помощи»;
- раннее выявление наследственных болезней не менее чем у 250 детей; снижение материнской смертности до 29 на 100 тысяч родившихся живыми, младенческой смертности до 10,6 на 1000 родившихся живыми.
Основные мероприятия по данному направлению:
Строительство 15 новых центров высоких медицинских технологий в субъектах Российской Федерации. С учетом потребности населения планируется создание центров по следующим направлениям: сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии и эндопротезированию, эндокринологии, нейрохирургии, трансплантологии и репродуктивным технологиям.
Увеличение объема высокотехнологичной медицинской помощи, закупаемой за счет средств федерального бюджета у существующих федеральных специализированных медицинских организаций и вновь создаваемых центров высоких медицинских технологий.
Наряду с совершенствованием механизма оплаты такой помощи путем формирования государственного задания конкретному федеральному центру на эти виды медицинской помощи модернизируется порядок ее предоставления, в том числе введение листов ожидания.
«Родовые сертификаты»
В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:
Женская консультация получает 3000 рублей
Родильный дом получает 6000 рублей
Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей. [4.1]
2.2.Приоритетный национальный проект «Образование»
Приоритетный национальный проект «Образование» включает в себя следующие направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах и развитие системы профессиональной подготовки в армии».
По направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» основными блоками мероприятий являются: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.
По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети «Интернет» информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети «Интернет», приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
По направлению «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня» основными мероприятиями являются: создание в России двух университетских центров на 30 тыс. мест каждый - в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ (по 500 мест каждая) в московском регионе и г. Санкт-Петербурге.
По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов. [4.2]
«Развитие системы профессиональной подготовки в армии»
По направлению «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» основными блоками мероприятий являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.
Основные мероприятия по данному направлению: