Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:40, курсовая работа
Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов.
Считается, что налоговая форма поступления доходов имеет ряд преимуществ перед неналоговой, обладает наибольшей стабильностью, устойчивостью и предсказуемостью. Однако неналоговые источники доходов могут стать основой доходной базы регионального бюджета, так как их объем полностью зависит от активности и управленческой эффективности региональных органов власти.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
1.НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА...................................................................................................6
1.1 Понятие доходов бюджетов...........................................................................6
1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета.............................................12
1.3.Зарубежный опыт формирования неналоговых доходов..................................................................................................................15
1.4. Нормативно-правовое регулирование неналоговых поступлений
2. АНАЛИЗ НЕНАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ИХ ДИНАМИКА..........18
2.1 Структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ...................18
2.2 Динамика неналоговых доходов федерального бюджета РФ....................20
2.3 Анализ неналоговых доходов бюджета РФ…………………………………
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ............................................................................................................23
3.1Пути совершенствования неналоговых доходов……………….. ……………
3.2 Повышения качества планирования неналоговых доходов…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................30
К целевым бюджетным фондам относятся фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемые по отдельной смете. Речь идет о доходах:
• территориальных
дорожных фондов (налог на пользователей
автомобильных дорог, налог с
владельцев транспортных
• территориальных экологических фондов;
• территориальных
фондов воспроизводства
• Федерального агентство по атомной энергии;
• целевых бюджетных фондов субъектов РФ, утверждаемых законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
Средства
целевого бюджетного фонда не
могут быть использованы на
цели, не соответствующие назначению
целевого бюджетного фонда.
1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета
Для неналоговых
доходов государства
Большинство
неналоговых платежей имеет
В отличие
от налогов, которые всегда
являются обязательными
Особенностью
неналоговых платежей является
и то, что для них в большей
степени, чем для налогов,
По отношению
к неналоговым доходам, как
правило, не определяются
Неналоговые
платежи обязательного
В целом
неналоговые доходы отличаются
от налоговых субъектным
1.3 Зарубежный опыт формирования неналоговых доходов
В формировании
и развитии экономической
Во всех
странах большую часть доходов
всех бюджетов составляют
В Центральных и Европейских странах доля налогов 80 - 90%, в США - 95%. В территориальных и местных бюджетов налоги составляют более 50%.
Финансовая система
• государственный бюджет;
• местные бюджеты;
• специальные внебюджетные фонды;
• финансы государственных предприятий.
Основная часть
расходов финансируется из
К неналоговым
поступлениям относят доходы
от продажи государственной
Доходная часть
национального фонда займов
Бюджетное устройство США является федеративным и состоит из трёх уровней:
• федеральный бюджет;
• бюджеты 50 штатов – членов федерации;
• бюджетов 12,7
тыс. административных, хозяйственно-
Доля налоговых
поступлений в общей сумме
поступлений бюджета США
Таможенные пошлины
и многочисленные прочие
К неналоговым
доходам региональных бюджетов
относятся доходы от
В формировании
доходной части региональный
бюджетов участвуют и такие
поступления из вышестоящих
Основную долю
в структуре неналоговых
Можно отметить, что
по неналоговым доходам
1.4 Нормативно-правовое
регулирование неналоговых
В Российской Федерации неналоговые
доходы уступают по удельному весу
налоговым доходам. Правовое регулирование
неналоговых доходов бюджетов всех
уровней Российской Федерации осуществляется
целым комплексом нормативных правовых
актов. Естественно, они представляют
различные отрасли права, разные
уровни и иерархические схемы. Правовой
режим уплаты неналоговых доходов
в федеральный бюджет по большей
части определен на законодательном
уровне. На федеральном уровне состав
неналоговых доходов определен
в БК РФ, конкретизирован в Федеральном
законе от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О
бюджетной классификации
Бюджетный кодекс РФ определяет доходы бюджета как денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. 6). Согласно положениям БК РФ (п. 1 ст. 39) доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
К числу нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, относится и ГК РФ, который устанавливает основные правила по вопросам аренды, доверительного управления, залога, купли-продажи, а также КоАП РФ, УК РФ и УПК РФ, которыми регулируются административные наказания и штрафные санкции при уголовном наказании. Источники правового регулирования неналоговых доходов подзаконного характера представлены указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами. Нормы о неналоговых доходах рассредоточены по широкому кругу нормативных правовых актов различной юридической силы вследствие разнообразия самих неналоговых доходов, а также аппаратов по их взиманию. На региональном уровне неналоговые доходы регламентируются в законах субъектов Российской Федерации о бюджетном регулировании, о бюджете на соответствующий год и об исполнении бюджета на соответствующий год. Конкретные виды, размеры, состав неналоговых доходов, за счет которых формируется доходная часть федерального бюджета на соответствующий год, традиционно закреплялись и продолжают закрепляться в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год.
Сравнивая виды доходов бюджетов
всех уровней Российской Федерации,
необходимо отметить, что неналоговые
доходы могут носить добровольный и
принудительный характер в отличие
от налоговых доходов, имеющих обязательный
характер. Неналоговые платежи
Иные обязательные неналоговые
платежи носят штрафной характер.
При этом закрепляется возможность
принудительного взыскания
По отношению к неналоговым доходам, как правило, не определяются "конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы". Неналоговые доходы нередко привязываются к определенным целевым расходам, в то время как налоговые доходы не имеют целевой направленности и расходуются на финансовое обеспечение деятельности государства.
Все налоговые доходы носят
систематический характер и, следовательно,
четко планируются в доходной
части бюджета. Некоторые неналоговые
доходы не подвергаются планированию
и не могут быть твердо закреплены
в доходной части бюджета. Поэтому
в доходной части федерального закона
о бюджете на соответствующий
год несколько видов
Величина поступлений
неналоговых доходов в
2. АНАЛИЗ НЕНАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ИХ ДИНАМИКА
2.1 Структура неналоговых доходов бюджета
В российском законодательстве к неналоговым доходам бюджетов относятся:
• доходы от
использования имущества,
• доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;