Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:56, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 5
1.1. Экономическая сущность бюджетного процесса 5
1.2. Проблемы бюджетного процесса муниципального образования 7
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД МАГАДАН» ЗА 2010-2011 гг. 10
2.1. Краткая характеристика муниципального образования «город Магадан» 10
2.2. Анализ деятельности департамента финансов администрации Магаданской области за 2010 год 11
2.3. Анализ бюджетного процесса муниципального образования «город Магадан» за 2011 гг. 15
Заключение 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Приложение 1 33
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Для решения грандиозных целей, стоящих сейчас перед Россией, требует особых подходов к совершенствованию всей системы государственного управления, которая должна быть ориентирована на реальные результаты. Согласно Президенту РФ, «эти подходы должны стать основой функционирования не только государственного управления, но и всей бюджетной сферы и предприятий, контролируемых государством и органами местного самоуправления… И потому совершенствованием деятельности этой системы, составляющей каркас всего государства, необходимо заниматься повседневно и целенаправленно»1. Эффективное и ответственное управление общественными финансами является ключевым элементом любой национальной экономики, обеспечивающим стабильные и благоприятные условия для устойчивого развития и повышения благосостояния граждан страны. Значимость проблемы эффективного и ответственного управления общественными финансами стала общепризнанной в условиях глобализации, которая создает новые риски за счет воздействия на общественные финансы резких изменений цен на сырьевые товары, климатических изменений и стихийных бедствий, базовых демографических тенденций, повышающих требования к пенсионному обеспечению, социальной поддержке и здравоохранению, растущей взаимозависимости систем налогообложения.
Объект исследования – бюджетный процесс муниципального образования «город Магадан».
Предмет исследования: особенности бюджетного процесса муниципального образования «город Магадан».
1.1. Экономическая сущность бюджетного процесса
Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет государства представляет собой ключевой элемент любой национальной экономики и благосостояния населения, необходимый для выполнения государством своих функций, эффективного экономического развития, как на национальном, так и на глобальном уровне.
В развитие традиционного
представления о бюджетном
Наиболее сложным в понимании всех значимых структурных элементов бюджетного процесса является логическое и последовательное структурирование сфер и звеньев механизма, обеспечивающего его практическую реализацию на муниципальном уровне. Авторское видение этого вопроса заключается в том, что он представляет собой сложную систему, включающую в себя не только финансовую, но и организационную, институциональную и правовую структуры.
Институциональная структура
бюджетного процесса представляет собой
совокупность базовых и дополнительных
(комплементарных) институтов, эволюционирующих
во времени, сохраняя свою сущность и
модифицируя формы проявления.
Правовая структура бюджетного процесса отражает регламентированные нормами этого права, процессуальные отношения, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета2.
Для полноценной характеристики бюджетного цикла необходимо уточнить состав стадий бюджетного процесса, а именно первую стадию составление проекта бюджета расширить и назвать ее "бюджетное планирование и составление проекта бюджета"; четвертую стадию "анализ и контроль исполнения бюджета" также необходимо расширить, так как контрольные мероприятия реализуются на всех этапах бюджетного цикла, а не только в процессе исполнения бюджета, поэтому ее правильно назвать "бюджетный контроль"; кроме того в качестве самостоятельной и дополнительной необходимо выделить четвертую стадию бюджетного процесса - "составление и утверждение отчета об исполнении бюджета". В таком случае контрольные процедуры становятся пятой стадией бюджетного процесса.
Таким образом, на современном
этапе бюджетный процесс
1) бюджетное планирование
и составление проекта бюджета;
2) рассмотрение, согласование
и утверждение проекта бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета;
5) бюджетный контроль.
Воздействие финансово-правовых актов на деятельность субъектов бюджетных отношений в целом обеспечивает единство формы и содержания бюджетного процесса. В работе сформированы в единый комплекс основы финансово-правового обеспечения муниципального бюджетного процесса (участники и их полномочия, принципы организации, документы, на основе которых составляется проект бюджета, показатели бюджета, этапы составления проекта бюджета).
Основными недостатками и типичными нарушениями в области организации бюджетных процедур на местном уровне являются: отсутствие Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании; составлением проекта местного бюджета занимается представительный орган муниципального образования; нормативные акты органов местного самоуправления не регламентируют сроки и порядок внесения проекта постановления о бюджете на очередной финансовый год; отсутствует полный пакет документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ; не соблюдаются требования Бюджетного кодекса РФ, регулирующие вопросы формирования резервных фондов; финансируются расходы, не связанные с предметами ведения муниципальных образований; бюджеты муниципальных образований нередко вообще не публикуются либо публикуются частично, не в полном объеме, как и отчеты об их исполнении; не всегда соблюдается установленный порядок изменения бюджетных ассигнований; не соблюдается установленный порядок расходования бюджетных средств; отсутствует механизм реального контроля за исполнением местного бюджета; бюджетный процесс на уровне муниципальных образований характеризуется крайне низкой прозрачностью.
С целью более качественного составления проекта местного бюджета и получения от других уровней бюджета всех необходимых данных для бюджетного планирования предлагается скорректировать сроки представления бюджетов на рассмотрение следующим образом: федеральный бюджет - до 26 августа (без изменений); бюджет субъекта РФ - до 15 сентября (на месяц раньше установленного); бюджет муниципального района и городского округа - до 15 октября (на месяц раньше установленного); бюджеты городских и сельских поселений - до 15 ноября.
Для организации рациональной процедуры рассмотрения проекта решения о местном бюджете и его утверждения и общих подходов к муниципальному бюджетному процессу в регионе на уровне субъекта РФ необходимо установить рамочные сроки действия и условия, предшествующие процессу составления проекта местного бюджета:
- не позднее чем за 5 месяцев до внесения проекта бюджета в представительный орган разрабатываются и одобряются основные показатели прогноза социально-экономического развития и прогноза доходов бюджета;
- не позднее, чем за 3 месяца до внесения проекта бюджета в представительный орган принимаются основные характеристики проекта бюджета, определяется объем расходов на исполнение действующих обязательств и принимаются решения по объему и распределению расходов на исполнение принимаемых обязательств;
- не позднее, чем за 2 месяца до внесения проекта бюджета в представительный орган завершается распределение между главными распорядителями бюджетных средств (между группами главных распорядителей бюджетных средств) предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
- не позднее, чем за 1 месяц до внесения проекта бюджета в представительный орган завершается распределение бюджетных ассигнований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов и группам, статьям и подстатьям операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов; завершаются расчеты межбюджетных трансфертов и иных показателей проекта бюджета, формирование приложений к проекту решения о бюджете, а также при необходимости уточняется прогноз социально-экономического развития, основные характеристики проекта бюджета и осуществляется согласование иных вопросов подготовки проекта решения о бюджете.
Анализ структуры доходов
МО подтверждает, что в последние
годы усилилась тенденция к
Таблица 1.1
Динамика изменения доли доходов местных бюджетов в РФ в 2008-2010 гг., %
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Налоговые доходы |
64,2 |
38,5 |
27,4 |
Неналоговые доходы |
5,8 |
11,0 |
11,3 |
Всего налоговых и неналоговых доходов |
70,0 |
49,5 |
38,7 |
Финансовая помощь из областного бюджета |
30,0 |
50,5 |
61,3 |
Доходы, всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
На основании доли собственных доходов в доходах местных бюджетов как показателя степени их фискальной автономии можно судить о тенденциях к централизации доходов в бюджетной сфере и межбюджетных отношениях и о том, что местные бюджеты выполняют государственные полномочия на средства вышестоящих бюджетов и полностью финансово зависимы от них.
Город Магадан основан в 1939 году, расположен в северной части Охотского моря, имеет выход в бухты Нагаева и Гертнера, является административным центром субъекта Российской Федерации - Магаданской области, находится на северо-востоке Российской Федерации, входит в Дальневосточный федеральный округ. Город Магадан является городским поселением, наделенным законом Магаданской области статусом городского округа. Глава городского округа - мэр города Магадана - является высшим должностным лицом городского округа, избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет.
Численность города в 1990-е годы сократилась в результате оттока населения почти на треть; в настоящее время на территории округа площадью 1,2 тыс. кв. км проживает столько же, сколько в начале 1970-х годов (около 107 тысяч человек). Расстояние от г. Магадана до Москвы составляет 7110 км.
Магадан - важный торговый, транспортный, центр региональных услуг и снабжения. В бухте Нагаева размещается крупнейший морской торговый порт на северо-востоке России, который с помощью ледоколов остается открытым круглый год. От бухты Нагаево в начале тридцатых годов была проложена автодорога федерального значения "Колыма", протяженностью свыше тысячи километров, проходящая через районы добычи золота до Республики Саха (Якутия), с которой у территории имеются разносторонние экономические и культурные связи. В городе имеется аэропорт для внутрироссийских и международных авиалиний.
Город располагает сетью объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, областных и муниципальных учреждений культуры, образования и здравоохранения.
В Магадане сосредоточены городские, региональные, федеральные службы. Сектор государственного и муниципального управления - крупнейший работодатель городской экономики. Совокупно федеральные, региональные и муниципальные служащие составляют около трети всех занятых в городской экономике.
Научный потенциал города
представляют Северо-Восточный комплексный
научно-исследовательский
Информация о работе Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании в 2011 году