Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:47, реферат
В условиях рыночной экономики, когда товарно – денежные отношения приобретают
всеохватывающий характер, финансы представляют собой экономические отношения,
связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач
государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные
отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по
содержанию, так и по выполняемым функциям.
1. Введение.
2. Бюджетное устройство РФ. Основные направления использования
централизованных ресурсов.
3. .Принципы бюджетного устройства
4. Доходы и расходы бюджета, состав и структура.
5. Основные задачи разрешения проблем в области совершенствования бюджетной
системы РФ.
6. Заключение.
Покрытие дефицита бюджета развития происходит также за счет выпуска
государственных займов или использования кредитных ресурсов.
Все расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации
, предоставляющей собой
присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная
классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой на
выполнение основных функций государства.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является
группировкой расходов, отражающей
распределение бюджетных
прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов -
по целевым статьям и видам расходов.
Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ является группировкой
расходов бюджетов субъектов РФ, отражающей распределение бюджетных
ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов
Федерации.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой
расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.
3.ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО
Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, принципы ее
построения. В статье 3 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетног
процесса в РФ» отмечается, что бюджетная система стро на принципах
единства, полноты, гласности, реальности и самостоятельности всех видов
бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой,
использованием единой бюджетной классифика, единством форм бюджетной
документации, предоставлени необходимой статистической и бюджетной
информации с од уровня бюджета на другой для составления
консолидирован бюджетов.
Принцип полноты требует
отражения в бюджете всех
точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного
привлечения средств.
Принцип реальности
предполагает отражение в
состояния доходов и расходов государства.
Принцип гласности
предполагает прозрачность
соблюдение следующих
открытых заседаниях парламента; опубликование утвержденного бюджета после
принятия закона о нем; сообщения в ходе исполнения бюджета по месяцам,
кварта и т. д.
В соответствии с законодательством принцип самостоятельнос
обеспечивается для каждого органа власти наличием собствен источников
доходов и правом определять объемы и направ их использования в
соответствии с выполняемыми функ. При этом важно, чтобы было соответствие
доходов финан расходам и была стабильность поступления денежных
средств в бюджет; чтобы не было возможности изъятия свободных остатков
бюджетных средств у их владельца; также важно обяза возмещение
нижестоящим органам власти расходов, обу решениями вышестоящих
структур, принятыми пос утверждения бюджета.
Бюджетный процесс — это регламентированная законом дея органов
власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным
устройством РФ, бюджетными правами
соответствующих
ис органов власти. Законом «Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в РФ» установлено следующее разграничение: к ведению
исполнительных органов власти
отно составление проекта
бюджета, его испол, контроль за использованием выделенных бюджетных
ас; к ведению представительных органов власти относится рассмотрение
проекта соответствующего бюджета, его утверждение, контроль за его исполнением,
утверждение отчёта о его исполнении.
При формировании каждого бюджета предусматри источники покрытия
дефицита. В качестве источников финансирования дефи федерального
бюджета выступают внутренние и внешние заимствования.
Внутренними заимствованиями
федеральных органов власти
кредиты, полученные Правительством РФ от кре организаций;
государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени
Правительства РФ; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные
Правительством РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.
Внешними заимствованиями федерального бюд являются: средства от
продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке; кредиты правительств
иностранных го, международных финансовых организаций, иностранны
организаций.
Главные стратегические направления сокращения дефицита бюджетов:
• развитие экономики;
• реструктуризация расходов бюджетов всех уровней;
• совершенствование налоговой системы и системы межбюджетны
отношений;
• усиление контроля за собираемостью налогов, за целевым и
экономичным использованием бюджетных ассигнований;
• глубокая
реформа жилищно-коммунального
энергетического комплекса и др.;
• четкое законодательное разграничение компетенции уровней власти
по бюджетным вопросам и др.
4. Доходы и расходы бюджета, состав и структура.
Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и
расходов.
Доходы бюджета
· по источникам образования они делятся на налоги с
юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации
государственной собственности;
· по методам взимания - на налоговые и неналоговые доходы;
· по видам налогов - на акцизы, НДС, налог на прибыль
предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.
В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета
приобрело в основном налоговый характер.
Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные
платежи в пользу бюджета.
Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжении органов
государственной власти.
Собираемость налогов в течении 1997 года была крайне неравномерной. Наиболее
низкий уровень сложился в I и III кварталах (соответственно 57,1 и 51,6% от
квартальных бюджетных проектировок), более высокий во II квартале - 69,8% от
предусмотренного объема. В IV квартале собираемость налогов возросла до 78,6%
к плану благодаря выплате
«АвтоВАЗ», РАО «ЕЭС России», Омский НПЗ, а также проведению Минфином России
обратного зачета, крупным поступлениям от ГТК России и традиционному
возрастанию налоговых доходов к концу года.
На неравномерность
влияние проведение денежных зачетов.
Проведение денежных зачетов началось, как известно, с середины августа 1996
года после прекращения
схема погашения задолженности государства перед своими поставщиками и
задолженности недоимщиков перед государством - «обратный зачет».
Несмотря на принимаемые Госналогслужбой России меры по увеличению
собираемости налогов, в 1997 году продолжался рост недоимки по платежам в
федеральный бюджет, которая, по данным Госналогслужбы России, на 1 января
1998 года составила 93,9 трл. Рублей, увеличившись за период с 1 января 1997
года на 31,8 трл. Рублей.
Низкий уровень собираемости налоговых
доходов предопределил
расходных статей федерального бюджета.
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета -
представляют собой затраты, возникающие
в связи с выполнением
своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе
которых происходит процесс использования
средств централизованного
денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая
сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов
обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная
характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить
назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
· по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с
финансированием материального производства и содержанием непроизводственной
сферы;
· по функциональному назначению - на расходы на финансирование народного
хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание
аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение
безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп
расходов делится по ведомственному признаку.
Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.
Основная часть средств
закупки товаров и услуг, оплату
труда государственных
заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему
долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в
основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.
В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального
бюджета претерпевает существенные изменения - резко сокращаются бюджетные
ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные
капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации
происходит преобразование значительной
части государственных
акционерные общества, которые должны осуществлять расширенное воспроизводство
за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.
Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных
отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ,
государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное значение.
Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все
расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются
следующие группы расходов:
· финансирование народного хозяйства;
· финансирование социально-культурных мероприятий;
· финансирование науки;
· финансирование обороны;
· содержание правоохранительных органов и органов
государственной власти и управления;
· расходы по внешнеэкономической деятельности;
· создание резервных фондов;
· расходы по обслуживанию государственного долга;
· прочие расходы и выплаты.
Государственный бюджет выполняет функцию организатора в
распределительных процессов народном хозяйстве. Хотя через бюджет
перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных
форм собственности
сферы материального
накоплений,
определение оптимальной
предприятий и отраслей хозяйства.
В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное
соотношение
между централизованными и
средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в
финансовых планах предприятий, а
также степень участия
формировании доходов
Российской Федерации.
Расходы, производимые государством
в сфере материального
жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения, относятся к
расходам на финансирование народного хозяйства.
Бюджетные средства предоставляются министерствам, ведомствам и предприятиям
на затраты по расширению производства (капитальные вложения), на обеспечение
простого воспроизводства (государственная дотация, покрытие разницы в ценах),
на операционные и прочие расходы.
Расходы на финансирование народного хозяйства планируются по министерствам,
ведомствам и предприятиям и одновременно предусматриваются по целевому
назначению.
Главное место в расходах на народное хозяйство занимают дотации угольной
промышленности, сельскому хозяйству,
жилищно-коммунальному
некоторым другим отраслям.
Основные средства направляются в топливно-энергетический и аграрно-
промышленный комплексы. Предусматривается финансовая поддержка комплексного
переустройства аграрного
проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание
рыночных отношений в