Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:47, реферат
В условиях рыночной экономики, когда товарно – денежные отношения приобретают
всеохватывающий характер, финансы представляют собой экономические отношения,
связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач
государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные
отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по
содержанию, так и по выполняемым функциям.
1. Введение.
2. Бюджетное устройство РФ. Основные направления использования
централизованных ресурсов.
3. .Принципы бюджетного устройства
4. Доходы и расходы бюджета, состав и структура.
5. Основные задачи разрешения проблем в области совершенствования бюджетной
системы РФ.
6. Заключение.
селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог,
строительство и реконструкцию
предприятий пищевой и
промышленности, рыболовецкого флота.
Конверсия военного производства финансируется не только за счет бюджетных
ассигнований, но и целевого льготного кредита по перепрофилированию оборонных
предприятий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств,
отечественных и иностранных инвесторов, кредитов Европейского банка
реконструкции и развития (ЕБРР).
С точки зрения целевого использования бюджетных средств наибольшее значение
для развития экономики имеют расходы на финансирование капитальных вложений.
Финансирование капитальных
создание новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение
действующих основных фондов производственного и непроизводственного
назначения. Бюджетное финансирование распространяется на капитальные
вложения, осуществляемые в государственном секторе экономики. В связи с
ограниченностью бюджетных ресурсов денежные средства выделяются на
ограниченный круг объектов, вошедших в специальные перечни строек, ежегодно
обновляемые и утвержденные Министерством экономики РФ по согласованию с
Министерством финансов РФ и другими министерствами.
Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений
ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых
невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на
обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное
направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой
скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны
концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по
ликвидации последствий
социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для
военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатками
умственного и физического развития, детских домов.
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств.
Культура в широком смысле - один
из центральных компонентов
развития. Ускоренное развитие человеческих способностей - главный двигатель
человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты - поддержка наименее
защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных
семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и
культуры. Должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических
прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая
адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное
использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение
жилищной проблемы.
Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с выполнением
государством его социальных функций.
Расходы на социально-
образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение,
социальную помощь, культуру и искусство, средство массовой информации.
Наибольшие суммы направляются на финансирование образования.
Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов
сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным
мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе
взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях
непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых
органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений,
характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных
групп, классов, число коек, проведенных операций и т.п.). При этом
учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат
расчетными единицами. Денежный расход
на расчетную единицу
норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.
Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их
регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать
денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.
Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев
населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной
платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей
дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы
работников бюджетных
Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по
внебюджетным социальным фондам.
Развитие здравоохранения
введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям
средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг.
Расходы на оборону
вытекают из функций
уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов:
международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных
размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния
технической оснащенности армии и флота, необходимости повышения уровня жизни
личного состава и проведения социально-культурных мероприятий и Вооруженных
Силах; экономических возможностей страны.
Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный
характер, а потому государство
стремится создать путем
внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать
военные расходы.
Крупные расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития
комплекса оборонной промышленности,
поддержания боеготовности
продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением
социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов
офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин.
Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:
· на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры.
Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
· на содержание органов государственной власти. Выступают в качестве
финансовой базы деятельности Федерального Собрания РФ, администрации
Президента и Конституционного суда;
· на содержание органов государственной власти. Включают затраты
Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и
исполнительных органов
дипломатических учреждений и других ведомств;
· на проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы
народных депутатов, Президента, народных судей и проведения референдумов;
· прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.
Планирование и финансирование расходов на управление осуществляется так же,
как и расходов на социально-культурные нужды.
Рост затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности
обусловлен обострением
конфликтов.
Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и
обслуживанию государственного долга (с 6,9 до почти 14% к общему объему
расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с 10 до 13% к
общему объему расходов федерального бюджета). Увеличение расходов по
государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга.
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования,
к основным принципам которого относятся:
· достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
· целевой характер использования бюджетных ассигнований;
· предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных
показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
· безвозвратность бюджетных
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все
шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд.
Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам
(10% годовых). Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям
Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. Такие ссуды должны
быть представлены на финансирование: расходов на формирование федеральных
продовольственных фондов; расходов на обеспечение агропромышленного комплекса
машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе
долгосрочной аренды (лизинга); части расходов на инвестиционные программы
конверсии оборонной промышленности и др.
В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки:
бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко
распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные
расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не
организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально
незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в аграрном
секторе.
Основные задачи в
области государственных
· сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию
средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
· снизить расходы на содержание государственного аппарата;
· продолжить децентрализацию
государственно-коммерческого финансирования проектов;
· повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и
оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии
и перспективных научно-
· снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
· усилить контроль за использованием бюджетных средств;
· обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру,
медицинское обслуживание, образование.
5. Основные задачи разрешения
проблем в области
системы РФ.
Идеальное состояние государственного бюджета – это полное покрытие расходов
доходами и образование
бюджета предполагает равенство расходной и доходной частей бюджета. Если
расходы бюджета превышают доходы, то имеет место дефицит государственного
бюджета, или дефицитное состояние государственного бюджета.
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к
разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет
государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с
бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть различным:
· дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных
государственных вложений в развитии экономики. В этом случае он отражает не
кризисное течение общественных процессов,
а государственное
экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в
структуре общественного производства;
· дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных
стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и
приходится прибегать к
· дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал,
неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства
держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он –
явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и
действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому
оздоровлению хозяйства и т. п.), но и соответствующих политических решений.
Причины дефицита госбюджета:
· падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения
прироста национального дохода;
· уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет;
· увеличение бюджетных расходов;
· непоследовательная финансово-экономическая политика.
Меры по снижению бюджетного дефицита:
· конверсия;
· переход от финансирования к кредитованию;
· постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям;
· снижение расходов на управление государством;
· изменение системы
· повышение роли местных бюджетов.
По состоянию на 1 июля 1998 г. задолженность по налоговым платежам в
федеральный бюджет составила 129,1 млрд. руб. против 80,8 млрд. руб. на 1
июля 1997 года. По сравнению с предыдущим месяцем в июне текущего года она
возросла на 0,4%. Недоимка по платежам в федеральный бюджет увеличилась за