Основные теоретические аспекты и особенности формирования местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:19, реферат

Описание работы

Фискальная (налогово-бюджетная) политика – это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и контроля над инфляцией. Другими словами, налогово-бюджетная политика – это такая политика, которая направлена на стабилизацию экономики с помощью государственного бюджета и налоговой системы.

Файлы: 1 файл

1 разделdoc.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

1 ОСНОВНЫЕ  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

 

 

1.1 Бюджетная политика: сущность, основные направления

Фискальная (налогово-бюджетная) политика – это политика правительства  в области налогообложения, государственных  расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и контроля над инфляцией. Другими словами, налогово-бюджетная политика – это такая политика, которая направлена на стабилизацию экономики с помощью государственного бюджета и налоговой системы.

Налогово-бюджетная политика является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической  политики государства. Меры правительства  в области налогообложения и  государственных расходов могут  оказывать огромное влияние на экономический рост, распределение доходов и уровень бедности, вследствие чего они, как правило, находятся в центре экономических и политических дебатов.

Инструментами бюджетной  политики выступают расходы и  доходы государственного бюджета, а  именно, государственные закупки, налоги, трансферты.

Вопросы совершенствования механизмов налогово-бюджетной политики в целях  решения приоритетных задач социально-экономического развития Казахстана рассматриваются во многих нормативных правовых актах Правительства страны. Перед Правительством Республики Казахстан в настоящее время поставлены следующие задачи:

1. Обеспечение устойчивости налогово-бюджетной  системы, повышение фискальной  дисциплины, проведение умеренно  жесткой политики государственных  расходов и осуществление эффективного управления активами Национального фонда.

2. Стимулирование роста деловой  активности хозяйствующих субъектов  и населения путем проведения  налоговой политики, направленной  на оптимизацию налоговой нагрузки  на экономику, упрощение и повышение  прозрачности налоговых процедур.

3. Обеспечение расходования бюджетных  средств на решение основных  задач государственной социально-экономической  политики.

Для решения поставленных задач  в 2008 году  были разработаны новые  Бюджетный и Налоговый кодексы.

Новый Бюджетный кодекс предусматривает внедрение новых методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, переход на трехлетний бюджет. Направлен на гармонизацию стратегического, среднесрочного экономического и бюджетного планирования и совершенствование бюджетных отношений. Он регламентирует весь бюджетный процесс, начиная от планирования, исполнения бюджета, мониторинга и комплексной оценки эффективности работы любого государственного органа.

Центральной идеей нового Бюджетного кодекса является переориентация деятельности государственных органов с формального освоения бюджетных средств на получение конкретных результатов в соответствии с приоритетами государственной политики. Он предоставляет администраторам бюджетных программ большую самостоятельность при исполнении бюджета, в частности, право составлять и изменять индивидуальные планы финансирования по экономической классификации расходов, то есть на уровне специфик. В части исполнения бюджета также предусматривается упрощение отдельных процедур.

Президент страны Н. Назарбаев  в своем февральском Послании-2008 к народу подчеркнул, что новый  Налоговый кодекс должен быть «законом прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков». Главный эффект от принятия нового Налогового кодекса – это рост деловой инициативы бизнеса, улучшение налогового администрирования, повышение фискальной дисциплины.

В целях развития конкурентной среды в экономике страны новый Налоговый кодекс предусматривает отмену большого количества налоговых льгот и преференций, которыми в Казахстане пользовались отдельные субъекты хозяйственной деятельности.

Новый Налоговый кодекс предусматривает снижение ставок налогов  и сборов. Ставка корпоративного подоходного налога (КПН) будет снижена в течение трех лет в 2 раза с нынешнего уровня 30% до 15% с 2011 года; налога на добавленную стоимость (НДС) – до 12% с 2009 года. Помимо снижения самой ставки НДС вводится система автоматического возврата НДС, что соответствует передовой международной практике. На первых порах такой возврат коснется крупных налогоплательщиков. В основном это сырьевые компании. Будет осуществлен переход от регрессивной шкалы социального налога к плоской шкале со ставкой 11%.

Кроме того, планируется  отменить уплату авансовых платежей для малого и среднего бизнеса, увеличить  сроки переноса убытков с 3 до 10 лет. Эти прогрессивные меры должны внести свою лепту в улучшение условий  ведения бизнеса и увеличение инвестиций в производство.

Вместе с тем такое  значительное снижение налогового бремени  не должно негативно сказаться на выполнении социальных обязательств государства. Поэтому  компенсировать потери бюджета  Правительство будет за счет увеличения налоговой нагрузки на добывающий сектор.

В соответствии с новым  Налоговым кодексом все налоговые  правоотношения должны регулироваться исключительно законом, в частности  это касается стабильности налоговой  части контрактов недропользователей. Предусматривается и изменение  системы специальных налогов недропользователей. Действующий платеж роялти будет заменен налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ будет производиться от стоимости объема добываемых полезных ископаемых, рассчитанных, что очень важно, по мировым ценам. Помимо этого, нефтяные компании будут уплачивать так называемый налог на сверхприбыль.

Сохранены в прежнем  виде специальные налоговые режимы для малого бизнеса на основе патента  и на основе упрощенной декларации. Новый Налоговый кодекс будет  направлен на упрощение налогового администрирования. Предусматривается целый ряд инициатив по оптимизации налоговой отчетности, сокращению частоты ее предоставления, внедрению системы управления рисками как эффективного инструмента налогового контроля.

Вопросы выработки системы мер по бюджетно-налоговому регулированию традиционно являются предметом острых дискуссий практически для любой страны. Наиболее эффективной и перспективной мерой считаются снижение общего уровня налогообложения и стимулирование расширения налоговой базы. Однако эта мера, столь популярная у населения, не всегда находит понимание и поддержку со стороны правительств. Ее принятие, как правило, означает некоторое сокращение государственных расходов, что трудно осуществимо в современных условиях, поскольку на правительствах лежит груз социальных обязательств.

Альтернативный путь – увеличение государственных расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных прорывных  инвестиционных проектов, способных дать экономике новые импульсы к росту. Наконец, теоретически еще одним способом может стать рост налогового бремени при неизменном уровне государственных расходов, но в этом случае жизнеспособной остается только та часть экономики, которая уходит из-под пресса. Бюджет же получает в виде налогов меньшую величину, чем та, которая собиралась бы при более низком и щадящем уровне налогообложения.

Фундаментом успешной бюджетной  политики должно быть не просто формальное устранение бюджетного дефицита, а разрешение порождающих его проблем посредством формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия препятствий для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в госбюджет, а с другой – создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путем передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.

Для достижения целей  сбалансированного и качественного  роста экономики в области  фискальной политики Правительством Республики Казахстан предусматривается:

– эффективное использование  фискальных инструментов (расходы бюджета, регулирование налоговой нагрузки, размера гарантированного трансферта из Национального фонда и дефицита бюджета и др.) с целью достижения заданных параметров развития страны, а также оперативного реагирования на изменения ситуации;

– совершенствование налогового и бюджетного законодательств;

– установление четких приоритетов  бюджетных расходов по основным социально-экономическим  направлениям;

– развитие стратегического  планирования в государственных  органах, взаимоувязанного с приоритетами развития на среднесрочный период.

В условиях перехода к  управлению экономическим ростом будет  обеспечена тесная увязка расходов бюджета  с прогнозируемыми параметрами  развития отраслей, обеспечивающих выполнение целевых установок по росту экономики.

Основные направления среднесрочной фискальной политики Правительства на 2009–2013 годы представлены в особом документе, который называется «Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров  Республики Казахстан на 2009 – 2013 годы». Специальный раздел в нем посвящен вопросам налогово-бюджетной политики. Среднесрочная фискальная политика Правительства разрабатывается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, а на местном уровне - местным уполномоченным органом по бюджетному планированию с учетом ежегодных посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана, на основе Бюджетного и  Налогового кодексов, Программы Правительства и других стратегических и программных документов страны.

Для обеспечения устойчивого экономического роста, стимулирования конкурентоспособности бизнеса, выхода бизнеса из «тени» и дальнейшего совершенствования налогового администрирования налоговая политика государства на 2009-2013 годы будет направлена на:

– создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны;

– приведение налоговой  системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, что должно способствовать модернизации и диверсификации экономики;

– оптимизацию льгот  и, соответственно, снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами;

– приведение налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой;

– унифицирование ставок акцизов на импорт и на внутреннее производство;

– реформирование системы  налогообложения недропользователей;

– упрощение процедур администрирования, повышение качества налоговых услуг и прозрачности налоговых процедур, сокращение количества налоговой отчетности, упорядочение налоговых проверок.

Бюджетная политика в  среднесрочном периоде будет  проводиться с учетом новых подходов в бюджетном планировании. Будет  осуществляться умеренная политика государственных расходов, предусматривающая  не ограничение, а рост расходов бюджета, оказывающих стимулирующее воздействие на экономику в целом.

Политика расходов на 2009-2013 годы будет определяться с  учетом ряда ограничений: обеспечение  сбалансированности расходов бюджета; планирование заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета в размерах, обеспечивающих внутренний рынок достаточным уровнем долговых инструментов; первостепенная роль приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

 

 

1.2 Местные бюджеты как структурная составляющая государственного бюджета

Существование бюджета  в качестве самостоятельной сферы  распределения объективно предопределено самим обществом, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики. Развитие экономики требует перераспределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов между составляющими его звеньями в интересах достижения оптимальной структуры производства.

Существование специфической  бюджетной среды стоимостного распределения  обусловлено также природой и  функциями государства. Именно оно  нуждается в централизованных средствах  для финансирования областей, развивающихся ускоренными темпами, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Поэтому. На наш взгляд, совокупность этих финансовых отношений выражается через экономическую категорию «государственный бюджет», объективная необходимость которой обуславливается потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

В государственном бюджете  реально воплощен принцип финансовой централизации, который осуществляется государством. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать запланированные темпы и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Как особая область стоимостного распределения государственных  бюджет выполняет специфическое  общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляются затраты по расширению производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического прогресса и достижения запланированных сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства; образуются резервные фонды в общегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формированию фондов для содержания нетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержанию армии, затраты, связанные с развитием интеграции и т.д.

Информация о работе Основные теоретические аспекты и особенности формирования местного бюджета