Основные теоретические аспекты и особенности формирования местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:19, реферат

Описание работы

Фискальная (налогово-бюджетная) политика – это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и контроля над инфляцией. Другими словами, налогово-бюджетная политика – это такая политика, которая направлена на стабилизацию экономики с помощью государственного бюджета и налоговой системы.

Файлы: 1 файл

1 разделdoc.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Итак, государственный  бюджет характеризуется следующими чертами:

- является особой экономической формой распределительных отношений, связанной с обособлением части стоимости общественного продукта, национального дохода, валового внутреннего продукта в руках государства и использованием ее на удовлетворение общегосударственных потребностей;

- предназначен для перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями страны, секторами экономики, в отличие от финансов хозяйствующих субъектов, опосредствующих процесс создания и производственного потребления стоимости и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

- выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном «отрыве» от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными;

- пропорции и формы бюджетного распределения стоимости общественного продукта определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе финансов, выполняя ведущую роль по отношению к другим звеньям финансовой системы (финансам хозяйствующих субъектов, налогам и т.д.). Это обусловлено теснейшей взаимосвязью бюджета с другими звеньями финансовой системы, ее ключевым положением среди них (с его помощью обеспечиваются денежными средствами решающие участки экономического, социального и оборонного строительства); высокой степенью влияния бюджета на стоимостную структуру общественного производства и развитие непроизводственной сферы.

Таким образом, государственный  бюджет, как и любая другая экономическая  категория, выражает производственные отношения в денежной форме и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (осуществляются) в централизованном фонде денежных средств государства. В результате реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизируемых и используемых государством денежных средств - бюджетных ресурсах.

Бюджетные ресурсы –  это экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила в распоряжение государства для удовлетворения потребностей производства, социально-культурных потребностей населения, обороны и управления. Формирование и использование бюджетных ресурсов выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Итак, как экономическая  категория государственный бюджет выражает производственные отношения  в денежной форме, возникающие между  государством и другими участниками  производства в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства повышение уровня жизни народа и удовлетворение общественных потребностей.

Программное бюджетирование – это основная реформа, которая  приводит бюджетирование на один уровень  с фискальной политикой большинства  демократических правительств.

Политика бюджетного планирования выработала несколько видов (форматов) бюджета: постатейный; программный; бюджет, основанный на выполнении; сбалансированный бюджет (рисунок 1.9)

Постатейный бюджет –  традиционный способ составления сметы  планового документа, на основании  которого формируются расходы местного бюджета по статьям. По сметам легко осуществлять контроль над использованием средств, так как сопоставляются данные смет и фактических расходов для выявления отклонений. Классификация статей строго соответствует бюджетной классификации. Так, постатейный формат применяется при составлении бюджета (сметы) органов управления – функциональная программа.

 

1920 г.                1960 г.           1970 г.         1980 г.             1990 г.

Постатейный

 

Программный

   

Бюджет, основанный на  выполнении

     

Сбалансированный


 

Рисунок 1. 1 - Этапы развития форматов бюджета

 

Бюджет, основанный на выполнении, очень близок к программному формату  по своей сущности и тесно связан с качеством выполнения. Данные об объеме работы и ее выполнения дают возможность судить об экономичности и эффективности данной программы. В отличии от постатейного бюджета, который просто говорит, сколько средств необходимо определенному отделу, или от программного, который сообщает, сколько средств отпущено на выполнении, указывает какие услуги и в каком объеме будут предоставлены на ассигнованную сумму. Бюджет, основанный на выполнении, наиболее приемлем для администратора программы связанной с обслуживанием населения.

По мнению зарубежных специалистов, переворотом в бюджетной  практике является так называемая система «сбалансированного бюджета». Её принятие означает отказ от традиционных представлений, лежащих в основе процесса составления бюджетов. Необходимость и возможность внедрения метода появилась с передачей полномочий по формированию бюджета местным органам исполнительной власти. Суть её сводится к тому, что с начала производится оценка будущих поступлений, которая затем является ограничением бюджетных ассигнований. Основным новшеством является возможность поиска наилучшего варианта распределения бюджетных средств.

В Республике Казахстан  в качестве основного формата  принят программный бюджет с раскрытием его по статьям затрат (спецификам).

Программный бюджет представляет собой расходование бюджетных средств  в форме бюджетных программ с последующей систематизацией их в единый документ.

Помогает организовать деятельность по программам (мероприятиям и услугам, направленным на достижение одной цели).

В Республике Казахстан  утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы; бюджет района (города областного значения). Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения) относятся к местным бюджетам.

В Республике Казахстан  в случаях, установленных настоящим  Кодексом, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный  бюджет.

В Республике Казахстан  составляются государственный и  консолидированный бюджеты, бюджет области, используемые в качестве аналитической информации и не подлежащие утверждению (рисунок 2).

Государственным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский  и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними.

Консолидированным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский  бюджет, бюджеты областей, города республиканского значения, столицы и поступления, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, без учета взаимопогашаемых операций между ними.

Бюджетом области является централизованный денежный фонд, объединяющий областной бюджет, бюджеты районов (городов областного значения) без  учета взаимопогашаемых операций между ними.

Республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный  для финансового обеспечения  задач и функций центральных  государственных органов, подведомственных им государственных учреждений, а также реализации общереспубликанских направлений государственной политики. Республиканский бюджет утверждается законом Республики Казахстан.

Рисунок 1.2 - Взаимодействие бюджетов разных уровней

 

Областным бюджетом, бюджетами  города республиканского значения, столицы  является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный  для финансового обеспечения  задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.

Областные бюджеты, бюджеты  города республиканского значения, столицы утверждаются решениями соответственно областных маслихатов, маслихатов города республиканского значения, столицы.

Бюджетом района (города областного значения) является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов района (города областного значения), подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующем районе (городе областного значения). Бюджет района (города областного значения) утверждается решением маслихата района (города областного значения). 

 

 

1.3 Влияние налогов на структуру местного бюджета

Функционирование бюджета  связано с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, которое происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов бюджета, которые представляют собой специфические формы функционирования самого государственного бюджета, выражающие отдельные этапы стоимостного распределения.

Доходы и расходы  – категории отдельного (особенного) по отношению к более общей  категории – государственному бюджету.

Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют  специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Согласно новому Бюджетному кодексу поступлениями в бюджет района (города областного значения) являются (рисунок 1.3):

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- поступлениями от  продажи основного капитала;

- поступления трансфертов.

Налоговыми поступлениями  в бюджет района (города областного значения) являются:

- индивидуальный подоходный  налог по нормативам распределения  доходов, установленным областным  маслихатом;

- социальный налог  по нормативам распределения  доходов, установленным областным  маслихатом;

- налог на имущество  физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

- земельный налог;

 



 










 



 







 

 

Рисунок 1.3.- Структура бюджета района (города областного назначения)

- единый земельный  налог;

- налог на транспортные  средства;

- фиксированный налог;

- плата за пользование  земельными участками;

- акцизы на все виды  спирта, произведенные на территории  Республики Казахстан; алкогольную  продукцию, произведенную на территории  Республики Казахстан; пиво с  объемным содержанием этилового  спирта не более 0,5 процента, произведенное на территории Республики Казахстан; табачные изделия, произведенные на территории Республики Казахстан; легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов), произведенные на территории Республики Казахстан; бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо;

- сбор за государственную  регистрацию индивидуальных предпринимателей;

- лицензионный сбор  за право занятия отдельными  видами деятельности;

- сбор за государственную  регистрацию юридических лиц  и учетную регистрацию филиалов  и представительств, а также их  перерегистрацию;

- сбор с аукционов;

- сбор за государственную  регистрацию транспортных средств,  а также их перерегистрацию;

- сбор за государственную регистрацию  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним;

- сбор за государственную регистрацию  залога движимого имущества и  ипотеки судна или строящегося  судна;

- плата за размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе  отвода автомобильных дорог общего пользования районного значения и в населенных пунктах;

- государственная пошлина, кроме  консульского сбора и государственных  пошлин, зачисляемых в республиканский  бюджет.

Неналоговыми поступлениями в  бюджет района (города областного значения) являются:

- доходы от коммунальной собственности;

- поступления от реализации  товаров (работ, услуг) государственными  учреждениями, финансируемыми из  бюджета района (города областного  значения);

- поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из бюджета района (города областного значения);

Информация о работе Основные теоретические аспекты и особенности формирования местного бюджета