Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 04:30, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить некоторые психологические особенности детей подросткового возраста с ЗПР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме;
Подобрать необходимые методики;
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Задержка психического развития детей подросткового
возраста как психологическая проблема……………………….6
1.1. ЗПР как одна из форм дизонтогенеза………………………………..6
1.2. Психологические особенности личности подростка с ЗПР………..11
1.3. Психологическая помощь и коррекционная работа при ЗПР……...15
Выводы по теоретической части…………………………………………18
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей
детей подросткового возраста с ЗПР…………………………..19
2.1. Методы и организация исследования……………………………….19
2.2. Результаты, их анализ и интерпретация…………………………….21
2.3. Рекомендации…………………………………………………………27
Выводы по практической части…………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………...29
Литература………………………………………………………………
Особенности детей подросткового возраста с ЗПР
Курсовая работа
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Задержка психического развития детей подросткового
возраста как психологическая проблема……………………….6
1.1. ЗПР как одна из форм дизонтогенеза………………………………..6
1.2. Психологические особенности ли
1.3. Психологическая помощь и
коррекционная работа при ЗПР……
Выводы по теоретической части…………………………………………18
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей
детей подросткового возраста с ЗПР…………………………..19
2.1. Методы и организация
2.2. Результаты, их анализ и интерпретация……………
2.3. Рекомендации………………………………………………
Выводы по практической части…………………………………………..28
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Острейшая необходимость в изучении различных аспектов проблемы особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а так же в сравнении с полноценно развивающимися детьми обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психологической и педагогической практики. В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т. А. Власова, В. М. Астапов, Н. С. Певзнер, В. М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т. А. Власовой и Н. С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии»[1].
Изучение психологических особенностей детей с ЗПР, выявление закономерностей развития таких детей в различные периоды онтогенеза является первым и важным шагом в построении коррекционных программ, направленных на преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить некоторые психологические особенности детей подросткового возраста с ЗПР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Предметом исследования являются некоторые психологические особенности подростка с ЗПР (нами были выбраны следующие: агрессивность, социальный интеллект, эмпатия).
Объектом исследования выступают дети подросткового возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит в том, подростки с ЗПР имеют определенные психологические особенности. В нашем исследовании это проявляется в существенных различиях в уровне развития таких психологических характеристик, как социальный интеллект, агрессивность, эмпатия у подростков с ЗПР и подростков с нормальным онтогенезом.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
В исследовании приняло участие 25 человек (12 подростков с ЗПР и 13 подростков с нормальным онтогенезом), учащиеся 8-9 классов начальных школ.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе проведенного анализа полученных результатов нами были разработаны рекомендации по коррекции личностных особенностей подростков с ЗПР. Данные рекомендации могут быть предназначены как для педагогов, так и для родителей.
ГЛАВА 1 Задержка психического развития детей подросткового возраста как психологическая проблема
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка. В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания [4].
Задержка психического развития является по классификации В.В.Лебединского (1985) является одной из форм дизонтогенеза (Дизонтогенез (диз + греч. on - сущее, существо, genesis - происхождение) - нарушение психического развития), наряду с другими вариантами такими как, недоразвитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие [8].
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины.
Основной биологической причиной, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными и возникать в пренатальном (особенно при токсикозах в первой половине беременности), перинатальном (родовые травмы, асфиксия плода), а также постнатальном периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей. Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности [11].
Круг социально-
Как уже было отмечено, под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
М.С.Певзнер и Т.А.Власова (1984) выделили 2 основные формы ЗПР:
- обусловленная психическими и
психофизическими инфантилизмам
- возникающая на ранних этапах жизни ребенка, обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями [1].
В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.
К ЗПР конституционального происхождения относят: истинный инфантилизм; гармонический или психофизический инфантилизм; психический инфантилизм. При данной форме отмечается такая структура личности, при которой эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, незрелость личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций. При переходе к школьному возрасту сохраняется большая значимость для детей игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Ребенок по своему психическому и физическому облику соответствует более раннему этапу возрастного развития. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Нередко возникновение этой формы ЗПР может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с 6-летнего возраста для них нерационально [7].
При благоприятной микросреде прогноз благоприятный - основные черты инфантилизма корректируются.
ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматической инфантилизацией. Данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей большая роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных невротических наслоений (неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности). Усугубляет состояние ребенка режим ограничений и запретов, в котором он постоянно находится [15].
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания: 1) асоциальная семья, 2) воспитание по типу гиперопеки или гипоопеки. Неблагоприятные социальные условия, долго воздействующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких отклонений в его нервно-психической сфере. Эту форму ЗПР надо уметь отличать от педагогической запущенности, проявляющейся, прежде всего в ограниченных знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР наблюдается при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленном явлениями гипоопеки и гиперопеки. У ребенка в условиях безнадзорности (гипоопеки) не формируется произвольное поведение, не стимулируется развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы [1,2].
Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с
недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка в условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет к возникновению у него таких отрицательных черт личности, как отсутствие или недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР не способны к волевому усилию, у них отсутствует произвольная форма поведения. Все эти качества в конечном счете ведут к тому, что ребенок оказывается неприспособленным к жизни.
Патологическое развитие
личности по невротическому
Информация о работе Особенности детей подросткового возраста с ЗПР