Особенности финансирования федеральных целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы изучение особенностей организации финансирования федеральных целевых программ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1. Федеральная целевая программа: понятие, структура,
порядок формирования…………………………………………………………
1.1 Понятие Федеральной целевой программы………………………………..
1.2 Структура Федеральных целевых программ……………………………….
1.3Порядок формирования федеральных целевых программ…………………
2. Финансирование и софинансирование Федеральных
целевых программ
2.1 Финансирование федеральных целевых программ из федерального
бюджета (данные за 2011-2013 гг.)………………………………………………

Файлы: 1 файл

Федеральные целевые программы.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Шестой  раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

Долгосрочные целевые программы  разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим  законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления при рассмотрении и утверждении бюджета или самостоятельно.

Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и  финансированию за счет бюджетных средств  или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать:

– технико-экономическое обоснование;

– прогноз ожидаемых социально  – экономических (экологических) результатов  реализации указанной программы;

– наименование заказчика указанной программы;

– сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;

– другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.

Перечисленные документы представляются на рассмотрение законодательного (представительного) органа. И именно на их основе принимается  решение о целесообразности выделения бюджетных средств или средств внебюджетного фонда на реализацию данной программы.

В роли заказчика долгосрочной целевой  программы может выступать орган  государственной власти или орган  местного самоуправления для муниципальных  целевых программ. Именно такой орган действует от имени государства или муниципального образования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации.

Разработка проекта и утверждение  целевой программы осуществляются в сроки и включают в себя следующие  основные этапы:

разработка проекта концепции  целевой программы;

принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством Российской Федерации и утверждение  концепции целевой программы;

разработка проекта целевой  программы;

согласование проекта целевой программы;

экспертиза проекта целевой  программы, в том числе независимыми экспертами;

рассмотрение проекта целевой  программы на заседании Правительства  Российской Федерации;

доработка целевой программы в  соответствии с замечаниями Правительства  Российской Федерации;

утверждение целевой программы  Правительством Российской Федерации.

Государственный заказчик – координатор  целевой программы, осуществляет координацию  деятельности по подготовке и реализации программных мероприятий, а также  по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджетных источников.

Государственный заказчик – координатор несет ответственность  за подготовку и реализацию целевой  программы в целом.

Целевая программа состоит  из следующих разделов:

характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая  программа;

основные цели и задачи целевой программы с указанием  сроков и этапов ее реализации, а  также целевых индикаторов и  показателей;

перечень программных мероприятий;

обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

механизм реализации целевой программы, включающий в  себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных  заказчиков;

оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также  содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации оценивают представленный проект целевой программы, обращая при этом особое внимание на:

  • приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;
  • обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;
  • привлечение, прежде всего внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет средств федерального бюджета;
  • эффективность механизма осуществления программы;
  • социально-экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на структурную перестройку экономики России.

Потом подготавливают заключение по проектам целевой программы и  предварительной бюджетной заявки.

С учетом замечаний и  предложений государственный заказчик-координатор  целевой программы совместно  с ее разработчиками производит доработку  проекта программы.

Проекты целевых программ до их утверждения Правительством Российской Федерации должны пройти соответствующие специализированную и независимую экспертизы.

Независимая экспертиза проектов целевых программ осуществляется рабочей группой, формируемой Министерством  экономического развития и торговли Российской Федерации на конкурсной основе из независимых экспертов.

В ходе экспертизы устанавливается  соответствие проектов целевых программ предъявляемым к ним требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, в случае необходимости формируются  рекомендации по доработке проектов целевых программ.

Результаты специализированной и независимой экспертиз учитываются при рассмотрении и принятии решения по проекту целевой программы.

Целевые программы, подпрограммы, государственные заказчики и  государственные заказчики-координаторы утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации.

После утверждения целевой  программы государственный заказчик в установленном порядке заключает  с исполнителями программы государственные  контракты на финансирование мероприятий  целевой программы на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год.

 

 

 

 

 

1.3 Порядок  финансирования целевых программ

 

 

 

   Федеральные целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, позволяющим обеспечить концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста экономики и в ее конкурентоспособных секторах, в том числе с высоким инновационным потенциалом.    

Реализация ФЦП предусматривает инвестирование средств в развитие человеческого потенциала, осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.

Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных  нужд", Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд", Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

В 2010 году на территории Российской Федерации действовало 53 федеральные целевые программы (46 подпрограмм), а в 2011 году это показатель вырос до 57 федеральных целевых программ (42 подпрограммы). 

В среднем на одну программу предусматривалось в 2009 году 15,7 млрд. рублей, в 2010 году –14,6млрд. рублей, а в 2011 году этот показатель планируется на уровне 16,2 млрд. рублей

Далее можно проанализировать объем бюджетного финансирования, которые согласно Департаменту государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России, представлены в Таблице 1. 

Таблица 1.

Объемы  бюджетного финансирования федеральных  целевых программ. 

Год

Объемы  бюджетных ассигнований, млн. рублей

ГКВ

НИОКР

Прочие  нужды

Всего

2010

462047.8180

104436.2520

206112.8644

772596.9344

2011

551804.9939

152850.4965

217415.9457

922071.4361

2012

457581.5272

176683.0655

213865.8071

848130.3998

2013

419663.5524

185976.1987

200528.8324

806168.5835


 

   В 2011 году приоритетным направлением бюджетного финансирования федеральных целевых  программ является транспортная инфраструктура, второе место занимает развитие высоких  технологий, а на третьем месте  безопасность.

Основные направления финансирования:

В 2011 - ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» составит 282,2 млрд, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» - 88,4 млрд. руб.   

Таким образом, развитие инфраструктуры и социальной сферы на протяжении последних лет является одним из наиболее приоритетных направлений финансирования ФЦП, и нынешний год не является исключением.  
Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и  организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления.

Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные  фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и  организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.

Иностранные инвесторы могут финансировать  целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.

Государственные заказчики целевых  программ с учетом хода реализации этих программ в текущем году, проведения с исполнителями предварительной  проработки вопроса о размещении заказов для федеральных государственных нужд уточняют объем средств, необходимых для финансирования программ в очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки проекты бюджетных заявок по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  совместно с государственными заказчиками  целевых программ подготавливают и направляют в Министерство финансов Российской Федерации предложения по перечню федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам их финансирования.

При подготовке перечня федеральных  целевых программ, предлагаемых к  финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  совместно с Министерством финансов Российской Федерации на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), определяют объемы государственных капитальных вложений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и прочие текущие расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

По утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным и межгосударственным целевым программам государственным  заказчикам открывается финансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятыми по целевой программе на очередной финансовый год, после заключения ими государственных контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Особенности финансирования федеральных целевых программ