Особенности функционирования рынка долговых обязательств РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей рынка долговых обязательств Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................
Глава 1 Рынок долговых обязательств, государственный и муниципальный долг.......................................................................................
1.1 Понятие рынка долговых обязательств...................................................
1.2 Государственный и муниципальный долг...............................................
1.3 Теоретические основы управления долгом государства и его субъектов, классификация долгового финансирования...............................
Глава 2 Долговые обязательства субъекта РФ..............................................
2.1 Формирование и совершенствование системы управления долгом субъекта РФ(на примере г. Москвы)..............................................................
2.2 Формирование в России федерального агентства муниципального финансирования...............................................................................................
2.3 Рынок заимствований субъектов РФ и муниципальных образований.
Заключение.......................................................................................................
Список литературы..........................................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая123.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

Нарастание кризисных  явлений и дестабилизация финансовых и долговых рынков в России осенью 2008 года внесли серьезные коррективы в долговую политику Москвы. Была разработана система антикризисных мероприятий в управлении долгом города, которые были успешно реализованы в 2008 - 2009 годы. 

В 2008 году было привлечено в бюджет Москвы более 27,7 млрд. руб.  средней доходностью  7,17 % и срочностью размещенного долга от 1,5 до 9,5 лет.  Проведенный в начале 2007 г. обмен облигаций Москвы с погашением в 2007-2008 гг. на более долгосрочные выпуски снизил долговую нагрузку на минувший год, поскольку практически весь долг был  выгодно рефинансирован. По итогам 2008 г. объем поступлений доходов в городской бюджет достиг 1,3 трлн. руб., а отношение объема долга к годовым доходам бюджета составило около 10%.  Москва  имела высокий кредитный рейтинг и осталась единственным субъектом РФ, сохранившим международный кредитный рейтинг на уровне суверенного рейтинга страны.

Законом о бюджете  Москвы на 2009 г. первоначальная программа  заимствований была увеличена с 54 до 135 млрд. руб. Для ее выполнения были  организованы  антикризисные  мероприятия на основе разработок:

- был создан для  инвесторов максимально комфортный режим участия в аукционах по размещению облигаций Москвы;

- были изменены процедуры  ценообразования путем перехода  к «голландской системе» проведения  аукционов, при которой цена  отсечения является единой ценой  размещения облигаций для всех  участников, в том числе и для выставивших заявки по более низкой доходности;

- в максимально короткие  сроки после проведения аукциона  размещенный выпуск включался  в ломбардный список ЦБ РФ  и котировальный список ЗАО  ФБ ММВБ «А» 1-го уровня;

- была повышена доходность размещения московских облигаций;

- была избрана тактика  регулярного (каждые 2-3 нед.) проведения  аукционов, в случае  благоприятной  конъюнктуры велось дополнительное  размещение облигаций в ходе  вторичных биржевых торгов.

 Антикризисные мероприятия обеспечили рост интереса банков к приобретению облигаций Москвы и расширили круг потенциальных инвесторов, среди которых активнее  стали появляться управляющие компании.

Рост долга в 2010 году не ухудшил показатель кредитоспособности города благодаря запасу прочности, созданному в результате проведения консервативной долговой политики в предыдущие годы. Долговая нагрузка осталась равномерно распределенной, а ее показатели по отношению к планируемым годовым доходам бюджета остались на низком уровне. 

Таблица 1,2. Долговые обязательства Москвы по состоянию на 01.01.2011

                                                                   Диаграмма 1

Под реструктуризацией  в контексте исследования понимаются операции по досрочному погашению одних  долговых ценных бумаг за счет средств, полученных в результате размещения новых обязательств. Экономическим эффектом  данной операции является разница между суммой будущих выплат по реструктуризируемому обязательству и суммой аналогичных выплат по новому обязательству.

Данная методика обеспечивает сокращение расходов бюджета субъекта РФ на обслуживание долга и уменьшение нагрузки на бюджет на даты погашения  реструктуризируемых обязательств. В соответствии с методикой параметры  вновь привлекаемых долговых ценных бумаг, а именно объем, стоимость, срочность и возвратность зависят от следующих факторов: дисконтирования денежных потоков на соответствующий срок; стоимости эмитируемых долговых ценных бумаг; возможного снижения издержек, связанных с эмиссией долговых ценных бумаг; количества владельцев долговых ценных бумаг.

Сумма выплат по реструктуризируемому долговому обязательству включает: сумму основного долга, подлежащую реструктуризации; сумму выплат по процентам, оставшихся до погашения  обязательства, приходящегося на реструктуризируемый объем основного долга; сумму просроченных платежей и штрафов по  ним, в случае, если таковые имеются.

Сумма выплат по новому обязательству  включает: сумму основного долга; сумму расходов по выплатам процентов, начисленных на основной долг по новому обязательству; сумму затрат на страхование валютных рисков, если таковые имеются.

Методика включает в  себя четыре раздела: расчет экономического эффекта, получаемого в результате реструктуризации рублевых долговых обязательств в рублевые обязательства; расчет экономического эффекта, получаемого в результате реструктуризации валютных долговых обязательств в рублевые обязательства; расчет экономического эффекта, получаемого в результате реструктуризации рублевых долговых обязательств в валютные обязательства; расчет экономического эффекта, получаемого в результате реструктуризации валютных долговых обязательств в валютные обязательства.    

2.2   Формирование в России федерального агентства муниципального финансирования.

К концу 2009 года в России сформировался достаточно емкий рынок публичного долгового финансирования,  представленный субфедеральными и муниципальными облигациями, общий объем которого превысил 400 млрд. рублей. Исследовав данный сегмент рынка и сделал вывод о имеющемся законодательном и организационном ресурсе привлечения средств на нужды исполнительной власти в России. Современные механизмы выпуска, обращения и погашения облигационных займов органов исполнительной власти позволяют привлекать финансовые ресурсы  на рынке капиталов,  но для большинства муниципальных эмитентов в России единственным источником долгового финансирования являются кредиты местных банков. Эти банки имеют ограниченную по объемам и дорогую ресурсную базу,  монопольный статус в предоставлении финансовых услуг на локальном рынке с соответствующими условиями кредитования (кредиты на срок до 1 года и очень высокие процентные ставки). Потенциально значительная часть долговых обязательств   муниципальных образований России могла бы быть осуществлена в форме облигационных займов.

Российские муниципальные  образования, однако, из-за незначительных по сравнению с ведущими эмитентами размеров местных бюджетов и, как  следствие, небольших и недостаточно ликвидных на рынке объемов займов  не могут рассчитывать на использование преимуществ от привлечения финансовых ресурсов на рынке облигаций. Для решения этой проблемы был разработан проект формирования в России федерального Агентства муниципального финансирования (АМФ) - институт национального развития в форме федерального эмиссионно-кредитного государственного агентства с особым статусом, специальными задачами и правом эмиссии облигаций в целях привлечения средств для целей кредитования бюджетных инвестиционных программ, ориентированных на социально-экономическое развитие российских муниципалитетов и на реализацию приоритетных национальных проектов.  Выпуск облигаций АМФ  позволил бы превратить мелкие муниципальные займы и отдельные  короткие банковские кредиты в крупные высоколиквидные и обращающиеся на всероссийском рынке капиталов выпуски облигаций.

Для достижения указанной  цели необходимо решить стратегические и текущие задачи.

Суть стратегических задач состоит в консолидации мелких муниципальных займов в крупные  выпуски облигаций, обладающие хорошей  рыночной ликвидностью; снижении стоимости заимствований для муниципалитетов; внедрению современных механизмов и методов в  управление муниципальным долгом; повышении привлекательности займов муниципальных образований для инвесторов и снижении их финансовых рисков.

На современном этапе необходимо решение следующих текущих задач: эмиссия объединенного  долга муниципалитетов – участников АМФ; создание финансовой базы для фондирования местных бюджетных инвестиционных программ; кредитование дефицитов бюджетов муниципальных образований-участников АМФ; рефинансирование долга исключительно местных органов власти, работающих с Агентством; управление ликвидностью объединенного  долгового портфеля АМФ.

Функционирование АМФ  должно осуществляться на принципах  демократичности, гласности, прозрачности ценообразования, единства кредитной ставки для всех участников агентства, интеграции в единый портфель обеспеченных обязательств муниципалитетов-участников Агентства.

Этапы осуществления  проекта следующие:  политическое решение федерального правительства,  принятие  соответствующих законов; принятие решения каждым муниципальным образованием России о своем участии в данном проекте и вступлении в Агентство; государственная регистрация АМФ; формирование финансовых фондов АМФ; подготовка облигационных займов АМФ к размещению; размещение и обращение облигационных займов АМФ; кредитование властей муниципальных образований-участников АМФ; профессиональное управление объединенным долгом АМФ.

Законодательная основа деятельности АМФ в России включает  разработку  и принятие Федерального закона «Об организации заемного  финансирования муниципальных образований»;  внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ,  Налоговый кодекс РФ, Закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»; включение кредитов Агентства в состав источников финансирования дефицита бюджета муниципальных образований РФ; исключение двойного налогообложения доходов по займам муниципальных образований РФ; предоставление государственных гарантий по обязательствам Агентства; предоставление обязательствам Агентства налогового статуса, аналогичного муниципальным ценным бумагам.

Подготовлен проект федерального  закона о федеральном Агентстве муниципального финансирования, в котором определены: статус, цель деятельности, полномочия, порядок создания и управления Агентства; порядок вступления муниципального образования РФ в систему объединенного заемного финансирования муниципальных образований (СОЗФМО) и ее организационные основы;  порядок выплат по обязательствам муниципальных образований; безакцептное списание со счетов в казначействе муниципальных образований; обслуживание и погашение облигационных займов АМФ; государственные гарантии АМФ; фонды АМФ(фонд заемного финансирования, резервный фонд, кредитный фонд); облигации АФМ; финансовые основы системы СОЗФМО; контроль за функционированием СОЗФМО; ответственность муниципальных образований по расчетам за кредиты из заемных средств АМФ; отчетность АМФ.

2.3 Рынок заимствований субъектов РФ и муниципальных образований

В настоящее время  российский рынок облигационных  заимствований представляет собой  развивающийся, активно растущий сегмент фондового рынка. Стабилизация экономического положения страны предоставила регионам новую возможность для получения дополнительных ресурсов. Покрытие дефицита бюджета,  рефинансирование долговых обязательств могут сегодня эффективно финансироваться путем эмиссии средне- и долгосрочных облигационных займов. Российский рынок субфедеральных и муниципальных займов продолжает расти высокими темпами.

Динамика изменения  объема рынка государственных, муниципальных  и корпоративных облигаций представлена на рисунках 1,2,3 и 4.

Объем ГКО-ОФЗ, млрд.руб.

Рис.1

Объем ОБР, млрд.руб.

Рис.2

Объем муниципальных  облигаций, млрд. руб.

Рис.3

Объем корпоративных облигаций, млрд. руб.

Рис.4

В настоящее время  положение регионов России, особенно не владеющих в большом объеме природными ресурсами или не являющихся крупными промышленными центрами, характеризуется значительным ухудшением промышленной, строительной, транспортной инфраструктуры, жилищных условий, коммуникаций. Рост автономии доходных и расходных частей бюджетов субъектов стимулирует процессы по развитию дополнительных собственных источников доходной части бюджета на региональном уровне. Эти действия положительно влияют на популярность привлечений денежных средств субъектами Российской Федерации на долговом рынке капитала.

Согласно статистическим данным наблюдается тенденция увеличения доли субфедерального и муниципального сегмента в структуре всех облигационных заимствований. Наряду со значительным ростом рынка облигационных заимствований в целом можно увидеть, что доля, приходящаяся на облигации субъектов РФ и муниципальных образований, с 2000 г. уменьшилась в структуре облигационных выпусков, находящихся в обращении: с 8,3% в 2000 г. до 7% в 2011 г. (рис. 5, 6).

Структура российского  рынка долговых обязательств в 2011 г.

Рис.5

Структура российского  рынка долговых обязательств в 2000 г.

Рис.6

А доля корпоративных  облигаций увеличилась вдвое: с 27,1% до 49% всего рынка долговых обязательств.

 

В таблице  7 приведены  статистические данные по объему государственного долга субъектов РФ и муниципальных  образований.

 

Таблица 7

             
 

Объем государственного долга субъектов Российской Федерации  и долга муниципальных образований  
на  01.12.2012

           

в тыс.руб.

 

Код

Субъект Российской Федерации

Объем государственного долга субъектов Российской Федерации

Объем долга  муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации

 

внутренний

внешний

Итого

   

    Центральный  федеральный округ

425 304 183,3

16 363 719,9

441 667 903,2

46 073 254,1

 

26

Белгородская область

28 865 809,5

-                  

28 865 809,5

1 428 808,5

 

27

Брянская область

6 052 793,0

-                 

6 052 793,0

2 000 822,1

 

28

Владимирская область

1 712 182,9

-                  

1 712 182,9

934 442,3

 

31

Воронежская область

11 450 126,8

-                  

11 450 126,8

6 523 691,5

 

33

Ивановская область

5 924 662,0

-                  

5 924 662,0

541 459,0

 

37

Калужская область

15 312 097,7

-                  

15 312 097,7

1 478 597,6

 

41

Костромская область

10 412 699,9

-                  

10 412 699,9

3 398 712,3

 

44

Курская область

2 894 097,0

-                  

2 894 097,0

1 418 194,2

 

46

Липецкая область

9 269 522,0

-                  

9 269 522,0

3 127 992,1

 

48

Московская область

80 943 568,6

-                  

80 943 568,6

12 086 402,3

 

54

Орловская область

4 533 432,8

-                  

4 533 432,8

481 568,7

 

59

Рязанская область

17 803 496,0

-                  

17 803 496,0

1 153 443,9

 

63

Смоленская область

10 357 209,7

-                  

10 357 209,7

3 076 183,0

 

64

Тамбовская область

3 626 945,0

-                  

3 626 945,0

1 393 642,5

 

36

Тверская область

17 056 877,9

-                  

17 056 877,9

562 855,8

 

66

Тульская область

7 035 865,9

-                  

7 035 865,9

1 419 188,0

 

71

Ярославская область

14 042 641,0

-                  

14 042 641,0

5 041 250,5

 

73

г. Москва

178 010 155,6

16 363 719,9

194 373 875,5

6 000,0

   

    Северо-Западный  федеральный округ

97 403 740,4

-                  

97 403 740,4

17 309 264,7

 

06

Республика Карелия

8 532 889,3

-                  

8 532 889,3

962 461,6

 

07

Республика Коми

8 074 283,1

-                  

8 074 283,1

1 280 769,4

 

24

Архангельская область

15 947 733,2

-                  

15 947 733,2

1 686 434,3

 

30

Вологодская область

24 420 269,1

-                  

24 420 269,1

1 362 759,7

 

35

Калининградская область

11 855 224,6

-                  

11 855 224,6

6 528 726,6

 

45

Ленинградская область

4 138 648,7

-                  

4 138 648,7

1 832 071,1

 

49

Мурманская область

3 953 763,0

-                  

3 953 763,0

1 073 178,0

 

50

Новгородская область

8 972 206,5

-                  

8 972 206,5

1 753 599,0

 

57

Псковская область

4 603 065,1

-                  

4 603 065,1

813 265,0

 

72

г. Санкт-Петербург

6 905 657,7

-                  

6 905 657,7

-                  

 

84

Hенецкий АО

-                  

-                  

-                  

16 000,0

   

    Южный федеральный  округ

109 483 157,8

-                  

109 483 157,8

23 659 345,8

 

76

Республика Адыгея

1 063 274,0

-                  

1 063 274,0

508 037,0

 

05

Республика Калмыкия

960 164,6

-                  

960 164,6

35 634,1

 

18

Краснодарский край

65 005 066,6

-                  

65 005 066,6

12 242 465,1

 

25

Астраханская область

11 848 372,5

-                  

11 848 372,5

2 974 439,8

 

29

Волгоградская область

22 834 586,8

-                  

22 834 586,8

5 552 035,0

 

58

Ростовская область

7 771 693,3

-                  

7 771 693,3

2 346 734,7

   

Северо-Кавказский федеральный  округ

30 688 676,1

-                  

30 688 676,1

3 468 511,3

 

03

Республика Дагестан

4 843 827,8

-                  

4 843 827,8

1 440 066,7

 

14

Республика Ингушетия

539 837,5

-                  

539 837,5

-                  

 

04

Кабардино-Балкарская Республика

2 690 425,5

-                  

2 690 425,5

195 749,8

 

79

Карачаево-Черкесская Республика

2 458 077,0

-                  

2 458 077,0

193 775,9

 

10

Республика Северная Осетия - Алания

6 360 102,6

-                  

6 360 102,6

716 962,2

 

94

Чеченская Республика

4 525 955,7

-                  

4 525 955,7

660 624,3

 

21

Ставропольский край

9 270 450,0

-                  

9 270 450,0

261 332,5

   

    Приволжский  федеральный округ

293 873 995,7

776 412,5

294 650 408,2

64 679 132,8

 

01

Республика Башкортостан

9 121 991,4

776 412,5

9 898 403,9

5 877 092,2

 

08

Республика Марий Эл

7 577 696,9

-                  

7 577 696,9

141 870,0

 

09

Республика Мордовия

22 283 562,2

-                  

22 283 562,2

1 074 812,8

 

11

Республика Татарстан

84 884 801,6

-                  

84 884 801,6

31 119 112,4

 

13

Удмуртская Республика

17 751 486,0

-                  

17 751 486,0

3 705 910,0

 

15

Чувашская Республика

7 302 341,0

-                  

7 302 341,0

1 279 369,2

 

56

Пермский край

552 754,0

-                  

552 754,0

277 567,2

 

40

Кировская область

7 317 367,2

-                  

7 317 367,2

469 351,3

 

32

Нижегородская область

35 276 697,4

-                  

35 276 697,4

2 780 962,1

 

53

Оренбургская область

10 895 582,1

-                  

10 895 582,1

642 249,5

 

55

Пензенская область

12 835 121,0

-                  

12 835 121,0

4 125 383,3

 

42

Самарская область

35 340 034,6

-                  

35 340 034,6

6 828 137,9

 

60

Саратовская область

35 940 231,7

-                  

35 940 231,7

5 270 420,1

 

68

Ульяновская область

6 794 328,5

-                  

6 794 328,5

1 086 894,8

   

    Уральский федеральный округ

40 406 098,4

-                  

40 406 098,4

12 953 333,2

 

43

Курганская область

1 833 631,4

-                  

1 833 631,4

11 216,5

 

62

Свердловская область

18 155 540,9

-                  

18 155 540,9

5 287 676,6

 

67

Тюменская область

949 457,1

-                  

949 457,1

35 239,5

 

69

Челябинская область

13 605 736,5

-                  

13 605 736,5

3 970 611,8

 

87

Ханты-Мансийский АО

4 361 732,5

-                  

4 361 732,5

2 308 416,5

 

90

Ямало-Ненецкий АО

1 500 000,0

-                  

1 500 000,0

1 340 172,2

   

    Сибирский  федеральный округ

108 354 040,8

-                  

108 354 040,8

31 891 353,9

 

77

Республика Алтай

1 345 164,5

-                  

1 345 164,5

541 568,1

 

02

Республика Бурятия

4 093 993,5

-                  

4 093 993,5

2 549 105,4

 

12

Республика Тыва

1 266 357,7

-                  

1 266 357,7

513 557,8

 

80

Республика Хакасия

4 896 116,1

-                  

4 896 116,1

240 535,6

 

17

Алтайский край

792 120,8

-                  

792 120,8

1 146 004,0

 

91

Забайкальский край

5 962 295,2

-                  

5 962 295,2

740 762,7

 

19

Красноярский край

28 700 912,4

-                  

28 700 912,4

6 531 091,2

 

34

Иркутская область

2 644 145,9

-                  

2 644 145,9

765 143,6

 

39

Кемеровская область

24 975 350,1

-                  

24 975 350,1

5 563 397,5

 

51

Новосибирская область

11 403 897,6

-                  

11 403 897,6

8 630 219,1

 

52

Омская область

15 849 197,7

-                  

15 849 197,7

2 437 858,6

 

65

Томская область

6 424 489,3

-                  

6 424 489,3

2 232 110,3

   

    Дальневосточный  федеральный округ

41 596 054,6

-                  

41 596 054,6

13 596 979,4

 

16

Республика Саха (Якутия)

15 297 734,7

-                  

15 297 734,7

1 489 616,9

 

38

Камчатский край

3 439 600,1

-                  

3 439 600,1

1 819 022,5

 

20

Приморский край

448 541,4

-                  

448 541,4

2 350 130,1

 

22

Хабаровский край

1 951 360,1

-                  

1 951 360,1

1 359 650,1

 

23

Амурская область

11 879 437,5

-                  

11 879 437,5

673 682,9

 

47

Магаданская область

1 386 136,2

-                  

1 386 136,2

1 899 886,7

 

61

Сахалинская область

1 466 024,3

-                  

1 466 024,3

3 526 360,5

 

78

Еврейская АО

810 418,8

-                  

810 418,8

188 847,5

 

88

Чукотский АО

4 916 801,5

-                  

4 916 801,5

289 782,3

   

Итого

1 147 109 947,1

17 140 132,4

1 164 250 079,5

213 631 175,2

Информация о работе Особенности функционирования рынка долговых обязательств РФ