Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 07:32, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей рынка долговых обязательств Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.
Введение...........................................................................................................
Глава 1 Рынок долговых обязательств, государственный и муниципальный долг.......................................................................................
1.1 Понятие рынка долговых обязательств...................................................
1.2 Государственный и муниципальный долг...............................................
1.3 Теоретические основы управления долгом государства и его субъектов, классификация долгового финансирования...............................
Глава 2 Долговые обязательства субъекта РФ..............................................
2.1 Формирование и совершенствование системы управления долгом субъекта РФ(на примере г. Москвы)..............................................................
2.2 Формирование в России федерального агентства муниципального финансирования...............................................................................................
2.3 Рынок заимствований субъектов РФ и муниципальных образований.
Заключение.......................................................................................................
Список литературы..........................................................................................
Тенденции рынка облигаций субъектов РФ
Согласно данным проведенного исследования, в марте 2009 г. средний объем задолженности по ценным бумагам на одного субъекта РФ — эмитента составлял 491 млн. руб., а в ноябре 2012 г. — 2,4 млрд. руб., что в 5 раз превышает значение марта 2009 г. Кроме того, возросла средняя доля задолженности по ценным бумагам среди всех 89 регионов. Это означает, что абсолютное увеличение объемов российского рынка субфедеральных облигаций происходит главным образом за счет наращивания облигационного долга уже вышедшими на рынок эмитентами.
Несложно заметить, что динамика изменения удельного веса ценных бумаг в структуре долга в регионах повторяет динамику значений совокупного объема рынка субфедеральных облигаций, что связано прежде всего с тем, что значительную долю рынка занимали и продолжают занимать несколько крупных субфедеральных заемщиков: Москва, Санкт-Петербург, Московская область. В связи с этим влияние, которое оказывают изменения в структуре долга этих эмитентов на общую структуру долга, остается существенным.
В последнее время наметились следующие тенденции развития рынка облигационных заимствований субъектов РФ:
1. Продолжается абсолютный и относительный рост совокупного объема обращающихся на фондовом рынке облигаций.
2. Рост рынка корпоративных облигационных заимствований происходит главным образом за счет наращивания объемов долга уже вышедшими на рынок эмитентами. На рынке появляется больше эмитентов — независимых компаний.
3. В ряде субъектов РФ снижается удельный вес кредитных соглашений в совокупном объеме заимствований. Замена в структуре долга долгосрочных кредитов и ссуд публичными облигационными выпусками — положительная тенденция, позволяющая:
- снизить стоимость фондирования;
- расширить структуру долга по длительности;
- обеспечить более длительный интервал времени для изыскания средств бюджета для полного и своевременного погашения существующей задолженности;
- рефинансировать задолженность по кредитам и ссудам;
- диверсифицировать структуру долговых обязательств.
Заключение
Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса. Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.
В целом долговая политика при умелом использовании представляет собой достаточно мощный инструмент макроэкономической политики. Для эффективного применения этого инструмента необходимо создать стройную систему долгового управления, важными элементами которой являются надлежащий учет и оценка собственных обязательств. Существующая в России система управления долгами позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. За последние годы Правительством Российской Федерации проделана определенная работа по формированию системы управления государственным долгом, была значительно расширена и усовершенствована соответствующая законодательная база и проведен ряд успешных операций, приведших к сокращению долговой нагрузки на экономику.
Активная долговая политика подразумевает постоянную работу со всеми кредиторами и категориями долга, усиление взаимодействия различных ветвей власти и проведение ими энергичных действий в этой области. Активная долговая политика включает применение известных в мировой практике методов управления государственным долгом, сочетая традиционные финансовые приемы с использованием долговых свопов, товарных поставок, досрочного выкупа, погашения долга с дисконтом и т.п. Активная долговая политика также связана с учетом геополитических факторов, использованием возможностей международных политических и финансовых институтов, творческим применением мирового опыта, привлечением к решению долговых проблем региональных органов власти и негосударственных структур.
Главными целями активной долговой политики должно быть решение следующих задач:
– улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;
– обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
– содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
– гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
– обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;
– усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
– прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;
– максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;
– более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;
– создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;
– совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.
Список литературы
Информация о работе Особенности функционирования рынка долговых обязательств РФ