Особеннсоти исполнения регионального бюджета на примере Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования в России новой модели экономических отношений, основанной на рыночном механизме хозяйствования, претерпело изменение понимание роли и значения многих сфер деятельности, в том числе, бюджетной сферы. Традиционно устоявшееся признание государственного бюджета центральным звеном бюджетной системы, концентрирующим большую часть финансовых ресурсов страны, было дополнено выделением в качестве равноправных участников бюджетных правоотношений региональных бюджетов с перераспределением в их пользу части общегосударственных денежных средств.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы бюджетной системы и религнальных бюджетов РФ 6
1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 6
1.2 Бюджет субъекта: содержание и функциональная структура 9
1.3 Региональный бюджет: структура доходной и расходной части 12
1.4 Особенности формирования и использования финансовых средств бюджета региона 19
2 Формирование и исполнение регионального бюджета РФ на примере
Свердловской области 24
2.1 Бюджетная система и бюджетный процесс в Свердловской области 24
2.2 Анализ исполнения бюджета Свердловской области за 2008 – 2010 гг. 27
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

особенности исполнения регионального бюджета на примере Свердловской области.doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

С.

Введение                                                                                                                              3

1 Теоретические основы бюджетной  системы и религнальных бюджетов РФ            6

1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ                                          6

1.2 Бюджет субъекта: содержание и функциональная структура                        9

1.3 Региональный бюджет: структура доходной и расходной части                12

1.4 Особенности формирования и использования финансовых средств бюджета региона                                                                                                                19

2 Формирование и исполнение регионального бюджета РФ на примере

Свердловской области                                                                                                      24

2.1 Бюджетная система и бюджетный  процесс в Свердловской области          24

2.2 Анализ исполнения бюджета  Свердловской области за 2008 – 2010 гг.    27

Заключение                                                                                                                        41

Список использованных источников                                                                              43

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях формирования в России новой модели экономических отношений, основанной на рыночном механизме хозяйствования, претерпело изменение понимание роли и значения многих сфер деятельности, в том числе, бюджетной сферы. Традиционно устоявшееся признание государственного бюджета центральным звеном бюджетной системы, концентрирующим большую часть финансовых ресурсов страны, было дополнено выделением в качестве равноправных участников бюджетных правоотношений региональных бюджетов с перераспределением в их пользу части общегосударственных денежных средств.

Региональные бюджеты являются центральным звеном бюджетной системы  РФ. Они предназначены для финансового  обеспечения задач, возложенных  на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все в  большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не производственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей  мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство  активно проводит экономическую  политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства, охраны окружающей среды т.д. Поэтому на сегодняшний день, особенно в условиях кризиса, рассмотрение проблемы формирования и использования финансовых средств бюджета региона является весьма актуальным.

Основой настоящей работы послужили  исследования сущности бюджета, его  доходов и расходов, содержащиеся в трудах таких авторов, как М.И. Боголепов, В.И.Ведяпин, A.M. Александров, В.П. Дьяченко, Л.С.Гринкевич, Н.К. Сагайдачная А.Г. Зверев, Г.К. Шеховцов, B.C. Павлов, Н.Г. Сычев, Б.Г. Болдырев, А.Ю. Казак, М.В. Романовский, Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин и других.

Так же в работе использована законодательная база функционирования бюджетной системы страны, а также материалы отчетов исполнения бюджетов субъектов РФ, аналитические обзоры экспертов журналов «Финансы», «Областной газеты», «Вопросы экономики» и другие.

Цель курсовой работы является рассмотрение особенностей исполнения регионального бюджета на примере Свердловской области.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть бюджетную систему и бюджетное устройство РФ;

- рассмотреть содержание и функциональную структуру бюджета субъекта РФ;

- изучить структуру доходной и расходной части регионального бюджета;

- рассмотреть особенности формирования и использования финансовых средств бюджета региона;

- рассмотреть бюджетную систему и бюджетный процесс в Свердловской области;

- провести анализ исполнения бюджета Свердловской области за 2008 – 2010 гг.

Объектом исследования является бюджет Свердловской области.

Предметом исследования служат особенности исполнения бюджета Свердловской области.

Для проведения курсового исследования применялись методы эмпирического исследования, такие как измерение, сравнение и анализ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе работы рассмотрена бюджетная система и бюджетное устройство РФ, структура доходной и расходной части регионального бюджета, особенности формирования и использования финансовых средств бюджета региона.

Во  второй главе курсовой работы рассмотрена бюджетная система и бюджетный процесс в Свердловской области и проведен анализ исполнения бюджета Свердловской области за 2008 – 2010 гг.

В заключении сделаны основные выводы по теоретической и практической части работы.

  
1 Теоретические основы бюджетной системы и региональных бюджетов РФ

1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система. Бюджетная система – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:

а) первый уровень – федеральный  бюджет и бюджеты государственных  фондов;

б) второй уровень – бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

в) третий уровень – местные  бюджеты.

Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

Статья 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет правовую форму бюджетов каждого уровня. Годовой бюджет любого уровня составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году – длится с 1 января по 31 декабря [21, c.8].

Единство бюджетной  системы в новых условиях реализуется  через единую социально-экономическую  политику и правовую базу, использование  единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой  регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

а) принцип единства бюджетной системы РФ;

б) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

в) самостоятельность бюджетов;

г) принцип полноты отражения доходов и расходов;

д) принцип сбалансированности бюджета;

е) принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

ж) принцип общего (совокупного) покрытия расходов;

з) принцип гласности;

и) принцип достоверности;

к) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств [4, c.107].

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная федеральными законами от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российский Федерации» и от 8 августа 2001 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Бюджетная классификация  Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации [8, c. 65].

Бюджетная классификация  построена таким образом, что  группировка показателей дает представление о доводах, расходах бюджета, внутреннем и внешнем долге и др.

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контроль за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

а) составление проектов бюджетов;

б) рассмотрение и утверждение бюджетов;

в) исполнение бюджетов;

г) составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение [4,c.110].

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

1.2 Бюджет субъекта: содержание и функциональная структура

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) - это форма образо-вания и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации [11, c.319].

Региональные бюджеты – главная  финансовая база региональных органов  власти, составная часть региональных финансов. Они представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения части национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей. Бюджеты территорий служат центром, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально – экономических проблем.

Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных  и административно-территориальных  образований -республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации разрабатывается и утверждается в форме законов субфедерального уровня. В бюджете субъекта РФ предусматривается разделение средств: отдельно определяются денежные средства, предназначенные на исполнение расходных обязательств собственно субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий по предметам субъектного ведения. Также выделяются средства по полномочиям совместного ведения Российской Федерации и субъекта. Отдельно регламентируются расходные обязательства субъекта, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета [17, c.10].

Информация о работе Особеннсоти исполнения регионального бюджета на примере Свердловской области