Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:41, курсовая работа
В условиях формирования в России новой модели экономических отношений, основанной на рыночном механизме хозяйствования, претерпело изменение понимание роли и значения многих сфер деятельности, в том числе, бюджетной сферы. Традиционно устоявшееся признание государственного бюджета центральным звеном бюджетной системы, концентрирующим большую часть финансовых ресурсов страны, было дополнено выделением в качестве равноправных участников бюджетных правоотношений региональных бюджетов с перераспределением в их пользу части общегосударственных денежных средств.
Введение 3
1 Теоретические основы бюджетной системы и религнальных бюджетов РФ 6
1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 6
1.2 Бюджет субъекта: содержание и функциональная структура 9
1.3 Региональный бюджет: структура доходной и расходной части 12
1.4 Особенности формирования и использования финансовых средств бюджета региона 19
2 Формирование и исполнение регионального бюджета РФ на примере
Свердловской области 24
2.1 Бюджетная система и бюджетный процесс в Свердловской области 24
2.2 Анализ исполнения бюджета Свердловской области за 2008 – 2010 гг. 27
Заключение 41
Список использованных источников 43
В научном и прикладном аспектах
важно установление значения бюджета
публично-правового
В области регулирования
а) установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
б) составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консо-лидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных вне-бюджетных фондов;
в) распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;
г) определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
д) разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
е) установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
ж) определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
з) предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
и) установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
к) определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
л) осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации [13, c.131].
Бюджет субъекта Федерации неразрывно
связан с движением и
В ходе функционирования субфедерального
бюджета возникают эконо-
а) органами исполнительной власти региона и экономическими субъектами; государственными структурами и населением;
б) государственными ведомствами (региональный уровень);
в) непроизводственной сферой.
В большинстве случаев эти
Обобщая все выше сказанное, можно выделить следующие функции бюджета региона, определяющие его социально - экономическую сущность:
а) создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона;
б) содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;
в) развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;
г) выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур [12, c.290].
1.3 Региональный бюджет: структура доходной и расходной части
В целях повышения эффективности
процесса формирования бюджета региона
целесообразно применять
К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование региональной экономики (в том числе расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества), и инвестиционные отчисления третьим лицам, отчисления Федерации и субъектам Федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию, например получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов.
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений [2, c.118].
Наглядно, действующая модель формирования доходов региональных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации) выглядит следующим образом (рис.1).
В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным нало-говым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
Рисунок 1 - Действующая модель формирования доходов региональных
бюджетов (бюджетов субъектов Федерации)
Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. По региональным налогам представительный орган власти субъекта федерации самостоятельно устанавливает ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ к региональным налогам и сборам относятся:
а) налог на имущество;
б) транспортный налог;
в) налог на игорный бизнес [22, c.6].
К неналоговым доходам
а) средства, получаемые от продажи регионального имущества;
б) средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;
в) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
г) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в регио-нальной собственности, под залог, в доверительное управление;
д) плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
е) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;
ж) часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
з) другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;
и) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
к) плата за негативное воздействие на окружающую среду (по нормативу 40 %);
л) платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню(100%) [10, c.97].
Бюджетным кодексом РФ установлен перечень безвозвратных и безвозмездных перечислений в виде:
а) финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
б) субвенций из Федерального фонда компенсаций;
в) субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
г) иных безвозвратных и безвозмездных перечислений между бюджетами бюджетной системы;
д) безвозвратных и безвозмездных перечислений из бюджетов государ-ственных и территориальных государственных внебюджетных фондов;
е) безвозвратных и безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований [21, c.14].
Формирование расходов бюджета региона осуществляется в соответствии с расходными обязательствами субъекта РФ, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году.
Следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:
а) обеспечение функционирования органов представительной и исполни-тельной власти субъектов Федерации;
б) обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;
в) проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;
г) обеспечение реализации региональных целевых программ;
д) формирование государственной собственности субъектов Федерации;
е) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
ж) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находя-щихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
з) обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Феде-рации;
и) оказание финансовой помощи местным бюджетам;
к) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, пере-даваемых на муниципальный уровень;
л) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
м) прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Феде-рации [13, c.135].
Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
а) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
б) обеспечение правоохранительной деятельности;
в) обеспечение противопожарной безопасности;
г) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно – изыска-тельские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
д) обеспечение социальной защиты населения;
е) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроиз-водства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
ж) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
з) развитие рыночной инфраструктуры;
и) обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
к) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ;
л) обеспечение деятельности средств массовой информации;
м) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федер-ации, субъектов Федерации и муниципальных образований.
Информация о работе Особеннсоти исполнения регионального бюджета на примере Свердловской области