Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:20, отчет по практике
Современные машины слишком сложно устроены, поэтому для квалифицированного технического обслуживания автомобиле им необходимо качественное оборудование. Ремонт автомобиля в гаражных условиях тем опаснее, чем современнее машина. Конечно же, есть самородки, которые и без компьютеризированного диагностического сканера в состоянии устроить автосервис на дому и определить неисправность «на слух и нюх». И даже на коленке сделать ремонт акпп.
Техническое состояние рулевого управления автомобиля оценивают по величине люфта рулевого управления и усилия, прикладываемого к рулевому управлению. Рулевое управление, по данным НИИАТ, считают годным к эксплуатации, если рулевое колесо автомобилей ГАЗ и ЗИЛ под нагрузкой (усилием) на его ободе в 1 кгс поворачивается на угол не более 15°, усилие на поворачивание вывешенных колес из одного крайнего положения в другое не превышает 4 кгс для автомобиля ГАЗ-51 и 6 кгс для ЗИЛ-164, причем сопротивление при хорошем состоянии рулевого механизма не превышает при проверке величин.
Проверку свободного хода рулевого колеса производят с помощью простейшего прибора люфтомера-динамометра. В комплект этого прибора входят: пружинный динамометр со шкалой, шкала, стрелка для измерения угла свободного хода рулевого колеса, фиксатор правого колеса. Фиксатор состоит из двух трубчатых распорок, которые устанавливают между рессорой и фланцем поворотной цапфы. Стрелку для измерения угла свободного хода рулевого колеса крепят на рулевой колонке. Она рстается неподвижной при измерении. Шкалу для измерения угла Свободного хода рулевого колеса вместе с динамометром крепят на ободе рулевого колеса. Поворачивая рулевое колесо за ручку люфтомера-динамометра с усилием 1 кгс то в одну, то в другую сторону, определяют величину свободного хода рулевого колеса. Если он более допустимого, необходимо найти сопряжение с большим зазором. Свободный ход рулевого колеса чаще всего увеличивается из-за ослабления креплений шарнирных соединений тяг, крепления рулевой сошки и реже из-за износа рулевого механизма.
Техническое обслуживание автомобиля - это комплекс мер, направленных на поддержание транспортного средства в исправном состоянии и соответствующем внешнем виде, а так же на выявление и устранение возможных скрытых неисправностей. Техническая исправность автомобиля подразумевает под собой максимально возможный уровень безопасности, экономичности и надежности. Техническое обслуживание, в отличие от ремонта, носит профилактический характер. Что бы уделить немного внимания своему автомобилю не обязательно ждать пока случится поломка.
Необходимость в проведении технического обслуживания обусловлена в первую очередь элементарными законами физики. Во время эксплуатации автомобиля происходит его износ. Каждая поездка в техническом смысле представляет собой вибрацию, перегрузки; автомобиль подвергается воздействию влаги, воздуха, температуры и многих других факторов. С момента, когда машина тронулась с места, все детали находятся в состоянии трения, и это неизбежно влечет за собой некоторую деформацию (изменение размеров, формы). Даже при самой низкой интенсивности использования, на идеально ровном дорожном покрытии, рано или поздно техническое состояние любого автомобиля изменяется в худшую сторону.
Виды технического обслуживания автомобилей
Согласно действующей в РФ транспортной системе, выделяется четыре основных вида технического обслуживания автомобилей:
· ежедневное обслуживание (ЕО);
· первое техническое обслуживание - ТО-1;
· второе техническое обслуживание - ТО-2;
· сезонное обслуживание (СО).
Ежедневное обслуживание выполняют перед выездом автомобиля на линию и после работы на линии.
Контрольные работы. Осмотром проверяют:
исправность кабины, кузова, платформы, оперения, стекол, зеркал заднего вида, номерных знаков, запоров бортов и дверей кабины, капота двигателя, запорного механизма "откидывающейся" кабины, состояние рамы, рессор, колес, шин, опорно-сцепного устройства и буксирного прибора;
состояние гидроусилителя привода рулевого управления и свободный ход рулевого колеса;
действие приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, устройства для обмыва и обдува (зимой) ветрового стекла;
герметичность привода тормозов, системы питания, смазочной системы и системы охлаждения, механизма подъема платформы у автомобилей-самосвалов.
Кроме этого на слух контролируют работу звукового сигнала. На ходу автомобиля проверяют работу агрегатов, узлов, систем и контрольно-измерительных приборов.
Уборочно-моечные работы. Убирают кабину и кузов, моют автомобиль, протирают стекла, зеркало заднего вида, фары, габаритные огни, указатели поворотов, сигналы торможения и номерные знаки.
Смазочные, очистительные и заправочные работы, Проверяют уровень масла в картере двигателя (при необходимости доливают), проворачивают рукоятку фильтра грубой очистки масла, у дизельных двигателей проверяют уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе числа оборотов, проверяют уровень жидкости в системе охлаждения двигателя (при необходимости доливают). В зимнее время при хранении автомобилей на открытой площадке, если система охлаждения двигателя заполнена водой, воду сливают или подключают двигатель к системе подогрева, сливают конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов, фильтра - влагомаслоотделителя и из топливных фильтров дизельных двигателей, а перед пуском двигателя заливают в систему охлаждения горячую воду. У автобусов дополнительно проверяют состояние подножек, пола, сидений, касс-копилок, стекол салона, действие механизмов открывания дверей, систем освещения, сигнализации и отопления, исправность громкоговорящего устройства, пневматических баллонов подвески, рессор и рулевых тяг.
Во время ТО-1 выполняют все работы, входящие в ЕО, а также дополнительные, обеспечивающие безотказное действие агрегатов, узлов и систем автомобиля за пробег до очередного ТО-1 или ТО-2.
Контрольно-диагностические работы. При общей диагностике (Д-1) проверяют: люфты рулевого колеса и в шарнирах рулевых тяг с помощью прибора для проверки рулевых управлений; эффективность действия рабочего и стояночного тормозов автомобиля на стенде для проверки тормозов грузовых автомобилей; работу приборов освещения и сигнализации, действие стеклоочистителей, стеклоомывателей, обдува ветрового стекла (зимой), правильность установки зеркал заднего вида, состояние шин и давление воздуха в них при помощи манометра.
Контрольные, крепежные и регулировочные работы. При их выполнении:
проверяют крепление двигателя к раме и оборудования к двигателю, приемной трубы глушителя к выпускному коллектору
Убеждаются, что нет подтекания масла и воды.
Проверяют натяжение приводных ремней вентилятора, генератора, компрессора, насоса гидроусилителя. Если обнаружены течи воды и масла, их устраняют. При необходимости регулируют приводные ремни;
выявляют состояние приборов системы питания, герметичность их соединений и устраняют обнаруженное подтекание топлива;
у автомобилей с дизельными двигателями проверяют действие привода топливного насоса высокого давления и останова двигателя;
проверяют крепление коробки передач к картеру сцепления, фланцев кардана к коробке передач и заднему мосту, промежуточной опоры к поперечине рамы, фланцев полуосей к ступицам колес, крышек к картеру главной передачи (ослабленные резьбовые соединения закрепляют), свободный ход педали сцепления (при необходимости регулируют его); крепление рулевого колеса, гаек, шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, герметичность системы усилителя рулевого управления;
убеждаются в герметичности трубопроводов и приборов привода тормозов, нет ли подтекания тормозной жидкости или утечки сжатого воздуха, проверяют работу компрессора и создаваемое им давление, у автомобилей с гидравлическим приводом тормозов - свободный ход педали рабочего тормоза, у автомобилей с пневматическим приводом тормозов - состояние тормозного крана, шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, исправность привода стояночного тормоза. При необходимости устраняют подтекание тормозной жидкости или утечку сжатого воздуха, регулируют тормозные механизмы и приводного тормоза;
выявляют состояние рамы, узлов и деталей, подвески, буксирного прибора, седельно-сцепного устройства. Если нужно, закрепляют стремянки рессор, пальцы рессор и колеса;
проверяют действие запорного механизма и шарниров "откидывающейся" кабины, замков и ручек дверей кабины, крепление кузова к раме автомобиля, крыльев, подножек, брызговиков (ослабленные резьбовые соединения закрепляют);
убеждаются, что уровень электролита во всех элементах аккумуляторной батареи соответствует норме. При необходимости доливают дистиллированную воду. Проверяют крепление батареи и надежность контакта наконечников проводов с ее полюсными выводами. У автомобилей-самосвалов и седельных тягачей дополнительно проверяют состояние надрамника, шарнирных соединений, устройства подъема платформы, предохранительного упора, заднего борта и его запорного устройства, седельно-сцепного устройства; осматривают и закрепляют коробку отбора мощности, кронштейны подвески платформы, соединения штока и цилиндра устройства подъема платформы, кронштейн запасного колеса; проверяют герметичность соединений маслопроводов, шлангов, действие устройства подъема платформы, уровень масла в баке механизма подъема (если необходимо - доливают или заменяют масло).
Смазочные и очистительные работы. Для них предусмотрено выполнение следующих операций: смазывание узлов трения через заправочные масленки, проверка уровня масла в картерах агрегатов в соответствии с картой смазки, уровня тормозной жидкости в бачке гидропривода, доливка этой жидкости при необходимости, прочистка сапунов коробки передач и картера главной передачи, промывка воздушных фильтров гидровакуумного усилителя тормозов, замена масла в картере двигателя при работе в условиях большой запыленности, слив отстоя из масляных фильтров, промывка фильтрующего элемента воздушного фильтра.
Во время ТО-2 выполняют все работы в объеме ТО-1, а также дополнительные работы большой трудоемкости, выявленные по результатам Д-2.
Контрольно-диагностические работы. Д-2 проводят за 1-2 дня до начала ТО-2 и выполняют регулировочные работы, предусмотренные технологией диагностирования. По окончании Д-2 автомобиль с выявленными неисправностями, устранение которых требует выполнения работ большой трудоемкости, направляют в зону текущего ремонта. Автомобиль, требующий проведения регулировочных и ремонтных воздействий, если их целесообразно совмещать с ТО-2, направляют в эксплуатацию на 1-2 дня для подготовки производства, а затем на ТО-2.
Контрольные, крепежные и регулировочные работы. Они содержат значительное число операции, при которых:
проверяют крепление и исправность регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя, компрессора, вентилятора, головки блока цилиндров, поддонов картера двигателя и механизма сцепления, привода жалюзи радиатора. При необходимости проводят крепежные работы и устраняют обнаруженные неисправности. Выявляют и регулируют зазоры в клапанном механизме;
убеждаются в герметичности системы питания дизельных двигателей, системы охлаждения и смазочной системы, исправности карбюратора, привода дроссельной и воздушной заслонок, топливного насоса, масляных и топливных фильтров, форсунок, механизма управления подачей топлива, останова двигателя. Если необходимо, устраняют неисправности и опрессовывают систему питания дизельных двигателей;
проверяют и закрепляют стартер, генератор и реле-регулятор. Регулируют натяжение приводного ремня генератора. После пробега 25-30 тыс. км с двигателя снимают генератор и стартер, проверяют состояние щеток, коллектора, подшипников, заменяют изношенные детали и испытывают генератор и стартер на стенде под нагрузкой;
вывертывают свечи зажигания, очищают нагар, регулируют зазор между электродами и проверяют работу свечей с помощью прибора 202 п. Снимают прерыватель-распределитель, осматривают состояние контактов, регулируют зазор между ними, смазывают вал прерывателя-распределителя, ось молоточка, кулачковую втулку и проверяют работу прерывателя-распределителя на приборе СПЗ-8м;
убеждаются в легкости пуска двигателя. Регулируют минимальные обороты холостого хода;
выявляют свободный и полный ход педали сцепления, действие оттяжной пружины педали, а при необходимости регулируют;
проверяют состояние и герметичность коробки передач, действие дистанционного управления, очищают сапун. В гидромеханической передаче регулируют механизм управления золотниками, проверяют и регулируют давление масла в системе;
замеряют люфт в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи, в подшипниках промежуточной опоры;
убеждаются в герметичности соединений картера заднего моста, закрепляют редуктор и колесные передачи, очищают сапун;
проверяют крепление рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма, рычагов поворотных цапф, шаровых пальцев карданного вала привода рулевого управления и выполняют крепежные работы. Выявляют люфт рулевого управления, люфт в шарнирах рулевых тяг, шкворневых соединениях поворотных цапф, углы установки и балансировку передних колес. При необходимости регулируют люфт рулевого управления, заменяют шарниры рулевых тяг и шкворни, регулируют схождение передних колес, балансируют колеса;
проверяют крепление привода тормозного крана, главного тормозного цилиндра, усилителя тормозной системы, воздушных баллонов, тормозных камер, опор разжимных кулаков и выполняют крепежные работы, убеждаются в нормальной работе компрессора. Снимают ступицы колес с тормозными барабанами и проверяют состояние накладок тормозных колодок, стяжных пружин колодок, опорных дисков, подшипников колес. Устанавливают ступицы колес и регулируют затяжку подшипников, зазоры между барабанами колес и тормозными накладками. В случае попадания воздуха в систему гидравлического привода тормозной системы удаляют воздух из системы и проверяют действие гидровакуумного или пневматического усилителя, исправность привода стояночного и моторного тормозов;