Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования данной работы является пенсионное обеспечение, объектом исследования — Пенсионный Фонд РФ, целью работы — рассмотрение деятельности Пенсионного Фонда РФ и его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность и роль Пенсионного Фонда РФ, его состав и значение.
Определить его задачи и дать характеристику деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
1 Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение
1.1 Сущность, роль и источники формирования средств ПФ РФ…………..6
1.2 Основные задачи Пенсионного фонда РФ………………………………..7
1.3 Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации…………..9
2 Проблемы и пути совершенствования пенсионного обеспечения РФ
2.1 Проблемы пенсионного обеспечения РФ………………………………..15
2.2 Пути совершенствования пенсионного обеспечения РФ……………….22
Заключение…………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………….………..27

Файлы: 1 файл

моя курсовая работа по ПФР.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Страховая часть (СЧ) - зависит от трудового стажа, размера зарплаты и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, перечисленных  за застрахованное лицо. Она получает денежное выражение с момента получения права застрахованного лица на пенсию. До этого все отчисления, предназначенные на страховую часть, закрепляются в виде обязательств государства на  индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Накопительная часть (НЧ)  - зависит от суммы страховых взносов, уплаченных страхователем на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от инвестирования этой части.  Учитывается на индивидуальных лицевых счетах работников.

Граждане вольны распоряжаться  накопительной частью пенсии, в частности  она может быть передана любой  лицензированной коммерческой управляющей  компании. На случай смерти застрахованного  до пенсионного возраста, накопительная  часть пенсии передается наследникам. Кроме того существует система государственного софинансирования пенсии в виде 100% участия государства, но с ограничением в 12000 рублей в год.

Пенсия формируется за счет отчислений работодателя, которые производятся им на протяжении всей трудовой деятельности застрахованных лиц в виде налогов. За каждого работающего гражданина работодатель уплачивает страховые взносы в ПФР. В 2010 году тариф страхового взноса, отчисляемого в ПФР составил 20%. В период 2011-2014 гг. тариф составит 26%.

 

Таблица 1

Структура пенсионного  обеспечения

Виды пенсий

Источник финансирования

Субъект формирования и  выплат

Обязательное пенсионное обеспечение и страхование

Государственная пенсия

Выплачивается:

государственным служащим

военнослужащим

пострадавшим в техногенных катастрофах

участникам ВОВ

нетрудоспособным гражданам

Бюджет

Государственные органы

Трудовая пенсия (страховой  стаж не менее 5 лет)

 
 

Страховая часть

Страховые взносы

ПФР

 

Накопительная часть

Страховые взносы и доход  от инвестирования

ПФР или негосударственный  пенсионный фонд

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Негосударственная пенсия

Выплачивается работникам предприятий (организаций), гражданам  на основании заключенных договоров  негосударственного пенсионного обеспечения

Взносы предприятий, граждан  и доход от их инвестирования

Негосударственный пенсионный фонд


 

С 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый  размер трудовой пенсии (страховой  части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный, ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии. По состоянию на 01.01.2011 г. общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) составляет 2 963 рубля 7 копеек в месяц.

На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются  взносы, уплачиваемые работодателем. Правила  те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и  будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством. Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования.

К старости на пенсионном счете у  гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и  работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.

Итак, размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

Глава 2. Проблемы и пути совершенствования пенсионного обеспечения РФ

2.1 Проблемы пенсионного обеспечения РФ

 

Можно выделить следующие  проблемы пенсионного обеспечения  РФ:

  • финансовая неустойчивость

Дефицит распределительной составляющей бюджета ПФР составляет: 308, 9 млрд. рублей (1,3% объема ВВП) в 2006 году, 432, 8 млрд. рублей (1,7 % объема ВВП) в 2007 году, 656,9 млрд. рублей в 2008 году.

Нередко финансовую неустойчивость пенсионной системы России, объясняют существенным снижением размера единого социального налога, растущей задолженностью работодателей по базовой и страховой частям пенсии. На сегодняшний день задолженность работодателей составляет 56,5 млрд рублей. За 37% застрахованных - взносы вообще не платятся, за 25 % - вносятся частично, только за 38% уплачиваются полностью. Также на финансовое состояние пенсионной системы оказывают влияние экономическая ситуация, демографическое развитие и эффективность управления пенсионной системой. Анализ текущего состояния ПФР РФ и прогноз на долгосрочную перспективу показывают резкое углубление негативных тенденций в развитии пенсионной системы, обусловленных прежде всего угрозой потери финансовой устойчивости и ее самостоятельности (автономности) в связи с грядущим ухудшением демографической ситуации в стране и несовершенством финансового механизма пенсионной системы.

  • демографическая проблема

Наблюдается демографическое  старение населения России. Оно вызвано, в первую очередь, снижением рождаемости и уменьшением доли и численности занятого населения (сужением основания возрастной пирамиды). В отличие от развитых стран в России особенности возрастной структуры смертности (повышенная смертность в трудоспособных возрастах) усугубляют эту неблагоприятную тенденцию и приводят к сокращению и без того уменьшающейся численности населения в трудоспособных возрастах. По данным ФСГС, на данный момент Россия занимает 1-е место по уровню смертности среди развитых стран. Причем 80% смертей происходят не от старости или болезни, а в результате несчастных случаев, убийств, самоубийств и т.д. В России в результате несчастных случаев на производстве ежегодно гибнут около 5 тыс. человек, 20 тыс. становятся инвалидами и около 10 тыс. чел получают профессиональные заболевания. Чаще гибнут мужчины. Ежегодно Россия теряет порядка 200 тыс. мужчин, что сравнимо с потерями в военное время. Сохраняется низкая рождаемость. На 100 российских женщин приходится на данный момент 130 новорожденных детей. Продолжительность жизни российских мужчин в среднем на 13-15 лет короче, чем у мужского населения развитых странах, а у женщин – короче на 5-8 лет. Если такая тенденция сохранится, то около 40% теперешних юношей и девушек могут не дожить до 60 лет. По прогнозам, к 2026 году в России останется 134, 4 млн. человек, то есть численность россиян сократится еще на 9 млн. человек от нынешнего уровня. Миграционные процессы демонстрируют тенденцию к замедлению, если 10 лет назад прирост мигрантов на 90% компенсировал смертность населения, то сейчас этот показатель ниже 10%. В связи с этим происходит рост пенсионной нагрузки. Так, если в 1990 году на одного пенсионера приходилось 2,3 работающего, то в 2005 году – лишь 1,8, в 2010 году на одного пенсионера приходиться 1,7 работающего, по прогнозам в 2015 – 1,6.

    • несоответствие принципам эффективности системы

По мнению специалистов МОТ, важнейшими ориентирами при построении национальных систем пенсионного обеспечения являются:

    • экономическая и финансовая доступность

Взносы должны быть приемлемыми и для работодателей, и для работников, чтобы они могли участвовать в системах социального страхования (оптимальное и справедливое распределение нагрузки между плательщиками страховых взносов и получателями пенсий)

    • индивидуальная справедливость

Она подразумевает эквивалентность  или, по крайней мере, жесткую зависимость  объема участия застрахованного  в финансировании системы и прав на получение денежных выплат и услуг  по социальному страхованию. Из этого  вытекают следующие принципиальные положения: страховые пенсии получает тот, кто делал взносы (или его иждивенцы); тот, кто больше внес взносов, должен получать большую по размеру пенсию.

    • социальная эффективность

Для ее достижения государство  должно обеспечивать минимальные гарантии любому участнику системы (размер пенсии должен позволять избегать нищеты, обеспечивать пенсионерам достойный уровень жизни)

Анализ свидетельствует  о том, что в настоящее время  система пенсионного обеспечения  России не соответствует ни одному из вышеуказанных принципов:

Финансовое бремя несут только работодатели, для многих из которых платежи являются чрезмерными (особенно это проявляется по отношению к дисциплинированным и законопослушным плательщикам взносов, выплачивающим открытую заработную плату). Но 40 – 50% работодателей пользуются либо льготными режимами (малый бизнес, сельское хозяйство), либо выплачивают значительную часть заработной платы (до 60 – 80%) в «конвертах». Это позволяет им экономить на пенсионном страховании, но при этом их работники не смогут при такой «экономии» заработать приемлемую по размеру пенсию. Работники в России освобождены от финансового участия в формировании своих пенсионных прав, что во многом порождает у них деформированные, иждивенческие представления о природе пенсионного страхования.

Эквивалентность взносов  и пенсионных выплат соблюдается  только для сравнительного узкого слоя граждан, заработная плата которых  близка к средней заработной плате  по стране. Для работников с высокой  заработной платой эквивалентность  взносов и выплат не соблюдается. Коэффициент замещения пенсий у данной категории работников составляет всего 5-15% от размера заработной платы. Средний размер пенсии в России составляет всего 27,5 % от средней заработной платы, что примерно в 2 раза меньше величин, рекомендованных МОТ. Средняя пенсия по своему размеру составляет всего 108% от прожиточного минимума пенсионера. В большинстве регионов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий ее величина аномально низка – 70-80% от прожиточного минимума пенсионера. Более 40% пенсионеров получают пенсию, не обеспечивающую прожиточного минимума пенсионера. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что почти у 90% пенсионеров размеры пенсий недостаточны для покупки одежды и обуви, у 60% - не хватает пенсии для приобретения необходимых лекарств. Низкие уровни доходов пенсионеров крайне отрицательно воздействуют на их психологическое состояние, являются причиной серьезных стрессов, социальных апатий, психологических срывов.

  • концептуальные просчеты

Отсутствие должного научного анализа, концептуально выверенных мировой практикой предложений и проведенных детальных актуальных расчетов финансовых обязательств по типовым группам застрахованных на достаточно длительные периоды времени (25-35) лет привело к социально неприемлемым результатам и финансово неустойчивой пенсионной системе.

  • нарушение баланса интересов

Наблюдается серьезное  нарушение баланса интересов  застрахованных и страхователей, с  одной стороны, и получателей  пенсий – с другой стороны. Это  является основной причиной системного кризиса пенсионной системы России, в которой финансовая нестабильность системы выступает его следствием. Так, несоблюдение принципа строгой зависимости формирования страховых пенсионных прав и размера пенсий приводит к значительному снижению объемов финансовых ресурсов и недопустимому нивелированию дифференциации размеров пенсий. Во много это связано с существующей финансовой моделью пенсионного обеспечения, в которой значительная часть ресурсов (30% от их объема), направляемая на базовую пенсию, расходуется на выравнивание пенсий и выполнение функций социальной пенсии. Отвлечение финансовых ресурсов на пенсионные выплаты и накопительную часть пенсионной системы, в которой участвуют работающие граждане моложе 1967 года рождения, приводит к существенному уменьшению размеров пенсий нынешним поколениям пенсионеров. Это будет продолжаться еще на протяжении 20-25 лет. Получается, что все финансовые издержки переходного периода несут нынешние пенсионеры.

  • проблема повышения пенсионного возраста

Еще в 2004 году звучали цифры: 68 лет для мужчин и 63 года для женщин. С течением времени предлагаемый уровень пенсионного возраста снижался: в феврале 2010 года Алексей Кудрин рекомендовал повысить пенсионный возраст до 62 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Но тут же последовали опровержения из правительства, что подобных мер в будущем не планируется. Идеологи реформы утверждают, что сегодня Россия – страна самых молодых пенсионеров в мире. Общеустановленный пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, для женщин – 55. Более 9 млн. работников разных секторов экономики (25% от общего числа получателей трудовых пенсий) имеют право выйти на пенсию на 5-10, а то и на 15 лет раньше. Расчеты показывают, что увеличение пенсионного возраста на один год дает 10-12% увеличения поступлений средств в ПФР. Но сегодня соотношение работающих и пенсионеров уже плохое, но не катастрофическое. Это дает некоторый выигрыш во времени. По моему мнению, при грамотной демографической, миграционной и пенсионной политике мы могли бы отодвинуть проблему увеличения пенсионного возраста до 2030, а то и до 2050 года, путем улучшения собираемости налогов, повышение эффективности функционирования пенсионной системы, повышение производительности труда. Если абстрагироваться от демографической ситуации в нашей стране, то само по себе повышение пенсионного возраста выгодно гражданам. Чем дольше они работают, тем дольше платят взносы и тем выше будет их пенсия. Но это теория. На практике все по-другому. Век россиян не долог. По продолжительности жизни Россия занимает 100 место (женщины) и 138 место (мужчины) из 150. Более 42% российских мужчин трудоспособного возраста не доживают до пенсии. Если поднять для них границу пенсионного возраста, до пенсии будут доживать единицы. Следовательно, многие так и не успеют воспользоваться своим пенсионным капиталом. Вот и решение проблемы, вот и источник покрытия бюджетного дефицита ПФР! Правительство само себя загоняет в тупик. Зная, что на Россию надвигается пенсионная катастрофа, оно практически ничего не предпринимает для реального повышения жизненного уровня граждан, увеличения доходов, улучшения качества и продолжительности жизни.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение