Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:07, контрольная работа
Главной особенностью социальной сферы является сочетание платного, бесплатного и льготного получения услуг социального назначения. В ряде отраслей объем предоставляемых платных услуг ограничивается государством
И в заключении можно сделать следующие выводы:
- социально-потребительский комплекс является материально-вещественной основой для реализации активной социальной политики государства;
- его деятельность, развитие невозможно без государственного регулирования;
- его развитие способствует пополнению доходной базы бюджетов всех уровней, что увеличивает источники финансовых ресурсов, идущих на социальные нужды;
- в конечном счете, развитие социально-потребительского комплекса ведет к повышению уровня и качества жизни населения и экономическому росту.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Состав, содержание и динамика расходов на социальную сферу………..5
2. Механизм хозяйствования учреждений непроизводственной сферы и источники их финансирования…………………………………………………10
3. Особенности бюджетного планирования расходов на социальную сферу……………………………………………………………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра банковской и финансовой экономики
КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: «Платные услуги в социальной сфере»
Студента 4 курса _______________ Ольбрехт Т.Ю.
дневного отделения
"финансы и кредит"
Проверила:
"____ "____________ 2013г.
Минск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Состав, содержание и
динамика расходов на
2. Механизм хозяйствования учреждений
непроизводственной сферы и источники
их финансирования…………………………………………
3. Особенности бюджетного планирования
расходов на социальную сферу…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..18
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет Беларуси характеризуется высоким уровнем расходов на финансирование социальной сферы.
Доля расходов на содержание учреждений, предоставляющих услуги социального характера, в структуре бюджета составляет более 40%.
За последние десять лет бюджетная сеть и формы ее финансирования не претерпели серьезных изменений, несмотря на меняющиеся экономические условия и существенное снижение доли бюджета в ВВП. Отсутствие реформ в бюджетном секторе на фоне сокращения доли государственных расходов
привело к постепенному снижению инвестиций в развитие социальной сферы, что сказывается на качестве бюджетных услуг, оказываемых населению.
Казалось, что в этих условиях единственная возможность для динамичного развития – предоставить бюджетным организациям право самостоятельно зарабатывать средства на свое содержание и использовать доходы от внебюджетной деятельности.
Основные решения в этой сфере были приняты. К тому же в Министерстве финансов разработан и представлен на рассмотрение Правительства проект постановления, с принятием которого возможности бюджетных организаций по использованию внебюджетных средств существенно расширятся.
Однако в предоставлении бюджетным организациям права вести по сути предпринимательскую деятельность заложено глубокое внутреннее противоречие. Ведь основной принцип предпринимательской риски, сопряженные с участием бюджетных организаций в предпринимательской деятельности, несет государство. Оно не только является собственником имущества, которым распоряжается эта организация, но и, говоря коммерческим языком, обеспечивает ее оборотными средствами. А затраты на оказание платных услуг такая организация старается переложить на бюджет. В то же время прибыль от предпринимательской деятельности в полной мере остается в ее распоряжении.
Реорганизация сети учреждений, финансируемых из бюджета, наиболее оптимальна и призвана существенно улучшить качество бюджетных услуг. В бюджетной сфере появится конкуренция за конечного потребителя услуги, оплачиваемой из бюджета. В этих условиях завоевать потребителя можно только ее качеством. А эффективное управление затратами позволит найти способы повышения заработной платы работников учреждений, изыскивать ресурсы для собственного развития.
Основа реформы – переход от сметного к так называемому нормативно-целевому финансированию. Под ним принято понимать возмещение государством расходов на оказание услуг:
– по определенному перечню,
– регламентированного качества,
– конкретным категориям потребителей,
– и по единым нормативам.
Нормативы устанавливаются административно и рассчитываются для показателей результатов деятельности учреждения.
Такое финансирование отличается тем, что объем бюджетных ассигнований зависит не от фактических затрат на содержание бюджетной организации, штата работников, расходов на приобретение товаров и оплату услуг сторонних организаций, а исключительно от объема оказанных бюджетных услуг.
Разновидностей такого финансирования достаточно много. К примеру, в здравоохранении бюджетное финансирование может определяться на основе нормативных расходов за завершенное лечение, либо оплаты за согласованный объем медицинской помощи (метод глобального бюджета), либо по нормативам на каждого прикрепленного к медицинскому учреждению гражданина. В образовании чаще всего применяется метод оплаты обучения каждой категории учащихся по уровням образования, когда бюджетные деньги следуют за учеником.
В качестве пилотного проекта по переходу на нормативно-целевые методы бюджетного финансирования предлагается его внедрение в образовании. О необходимости такого шага свидетельствуют несколько факторов.
Во-первых, сужение возможностей бюджета по финансированию бюджетной сферы в связи со снижением налоговой нагрузки на экономику и необходимости социальной поддержки населения. Доля расходов на образование к ВВП объективно снижается. За 6 лет она упала с 6% до 5% к ВВП.
Во-вторых, ухудшается структура расходов учреждений образования. Рост заработной платы в экономике влечет за собой необходимость повышения оплаты труда в бюджетном секторе, в том числе и в образовании. В результате меняется структура расходов отрасли – снижаются расходы капитального характера, возрастают текущие.
В-третьих, отсутствие финансовых вложений уже через 5 лет может обернуться для системы образования существенным отставанием форм и методов обучения от мировых стандартов, чревато потерей квалификационных преимуществ отечественных трудовых ресурсов в мировой конкуренции.
На решение проблем финансирования отрасли и будет направлена бюджетная реформа.
1. Состав, содержание
и динамика расходов на
Велика роль бюджета
и в социальном регулировании, осуществляемом
государством для обеспечения социальных
гарантий всем членам общества. Достигается
это в основном через перераспределение
бюджетом части социально-культурных
учреждений, оказание помощи отдельным
слоям населения за счет различных пособий,
пенсий, индексации доходов. Чем богаче
страна, тем больше средств направляется
в социальную сферу, тем более ощутима
помощь малоимущим гражданам.
Расходы государственного
бюджета отражают экономические отношения,
возникающие в связи с распределение фонда
денежных средств государства и его использованием
по целевому, отраслевому и территориальному
назначению. Рассмотрим основные расходы
государственного бюджета Республики
Беларусь в социальной сфере.
Расходы на образование.
Вопрос организации системы образования
в государстве является одним из центральных.
Образование - процесс,
в результате которого достигается усвоение
систематизированных знаний, умений и
навыков. Образование - необходимое условие
подготовки человека к жизни и труду, получение
специальности.
Основной путь получения образования
- обучение в учебных образовательных
учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием.
Наука об образовании вкладывает в образование
также самообразование, участие в общественно-трудовой
деятельности. Уровень общего и специального
(профессионального) образования обусловливается
требованиями производства, общественными
отношениями, состоянием науки, техники
и культуры.
Расходы на образование
включают в себя расходы на:
За счет
республиканского бюджета в Республике
Беларусь финансируются учреждения высшего
и среднего профессионального образования.
Также из республиканского бюджета финансируются
расходы по финансированию целевых образовательных
программ и проведение научных исследований
в области образования.
Местные бюджеты осуществляют
финансирование общеобразовательных
школ, учреждений дошкольного и дополнительного
образования, целевых образовательных
программ. Также за счет местного бюджета
финансируются мероприятия по защите
прав несовершеннолетних детей.
Расходы в области
социально-культурной системы. Социально-культурное
развитие включает в себя: культуру, искусство,
средства массовой информации, мероприятия
в области молодежной политики и социально
обеспечение.
Действующее законодательство
Республики Беларусь в сфере культуры
предусматривает, что государство берет
на себя обязательства по обеспечению
доступности для граждан культурной деятельности,
культурных ценностей и благ. С этой целью
государство намеревается:
• осуществлять бюджетное
финансирование государственных и в необходимых
случаях негосударственных организаций
культуры;
• стимулировать бюджетное
финансирование посредством предоставления
налоговых льгот предприятиям, физическим
лицам, вкладывающим свои средства в эти
цели;
• устанавливать особый
порядок налогообложения некоммерческих
организаций культуры;
• способствовать развитию
благотворительности в области культуры;
• осуществлять поддержку
малообеспеченных граждан.
Таким образом, государственная
политика в сфере культуры в первую очередь
направлена на обеспечение необходимых
условий для реализации конституционных
прав граждан РБ на свободу творчества,
участие в культурной жизни и пользование
учреждениями культуры, доступа населения
к культурным ценностям.
Расходы на здравоохранение,
физическую культуру и спорт. Здравоохранение
- система мероприятий по охране здоровья,
предупреждению и лечению болезней и продлению
жизни человека. Медицинская
помощь в государственных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам
бесплатно за счет средств соответствующего
бюджета.
Государство берет
на себя обязанности обеспечивать развитие
физической культуры и спорта, поддерживать
физкультурное движение и олимпийское
движение Беларуси и с этой целью обеспечивает:
• финансирование
за счет средств бюджета мероприятия в
области физической культуры и спорта,
в том числе мероприятия по подготовке
и участию спортсменов в Олимпийских играх,
других международных спортивных соревнованиях;
• содержание физкультурно-оздоровительные,
спортивные и спортивно-технические сооружения,
находящиеся в государственной собственности;
• создание условия для
строительства и содержания спортивных
сооружений по месту жительства граждан,
физкультурно-оздоровительных сооружений
в каждом муниципальном образовании для
оказания на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных
и спортивных услуг населению.
Расходы на социальную
политику. Важнейшим условием развития
человеческого потенциала являются стабильность
общества, эффективная социальная политика
государства, призванная создать необходимые
условия, обеспечивающие достойную жизнь
и свободное развитие человека.
Социальная стабильность
развития общества в Республике Беларусь
должна обеспечиваться проведением
эффективной социальной политики, критериями
которой являются:
• реализация приоритетов
социальной политики как одного из важнейших
условий устойчивого развития общества;
• гарантии прав на
свободу человека и на свободную реализацию
трудового и интеллектуального потенциала
с тем, чтобы трудоспособный гражданин
смог обеспечить себе и своей семье материальное
благополучие;
• дифференциация
социальной политики в отношении различных
слоев населения; адресная социальная
защита малообеспеченных слоев населения;
• взаимная солидарная
ответственность всех субъектов (государство,
предприниматели, профсоюзы, население)
за результаты социального развития;
• права и гарантии,
ориентированные на укрепление семьи,
на духовное, культурное, нравственное
развитие граждан и, прежде всего, молодежи,
бережное отношение к историческому наследию
предков и на преемственность поколений,
сохранение самобытности национальных
традиций.
Главной целью социальной
политики Республики Беларусь в долгосрочной
перспективе является обеспечение устойчивого
роста уровня и качества жизни населения
и создание условий для развития человеческого
потенциала. При этом государство должно
предоставить каждому трудоспособному
человеку условия, позволяющие ему собственным
трудом и предприимчивостью обеспечить
свое благосостояние и благосостояние
своей семьи и полностью выполнить социальные
обязательства перед инвалидами, многодетными
семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными
слоями населения. Для реализации этой
цели основными направлениями социальной
политики в Республике Беларусь должны
являться:
• создание условий
и возможностей всем трудоспособным гражданам
зарабатывать средства для удовлетворения
своих потребностей;
• последовательное
повышение уровня оплаты труда как основного
источника денежных доходов населения
и важнейшего стимула трудовой активности
работников наемного труда;
• формирование
среднего класса как фактора стабилизации
общества на основе значительного роста
денежных доходов населения и снижения
уровня малообеспеченности;
• обеспечение
рациональной занятости населения на
основе сохранения рабочих мест на жизненно
важных и перспективных предприятиях,
создания новых рабочих мест, в том числе
в частном секторе экономики, создание
гибкой системы подготовки и переподготовки
кадров;
• повышение уровня
пенсионного обеспечения, повышение социальной
защиты нуждающихся на основе усиления
адресности оказания помощи, рационализации
системы льгот, улучшения социального
обслуживания.
Приоритетной задачей
национальной экономики Республики Беларусь
является необходимость приближения по
уровню и качеству жизни населения нашей
страны к экономически развитым странам
на основе формирования социально ориентированного
рыночного типа экономики.
В соответствии с
социально-экономическим курсом Главы
государства, Национальной стратегией
устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь на период
до 2020 г., Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006 –
2013 гг. социальная политика нашего государства
имеет яркую направленность на последовательное
повышение денежных доходов населения,
как важнейшего показателя уровня жизни
населения.
Правительство Беларуси
наметило обеспечить прирост расходов
на социальную сферу в 2014 году на уровне
7,9% к исполнению бюджета текущего года.
В текущем году в Беларуси
удалось сохранить социальную направленность
бюджета, повысить качество оказания социальных
услуг.
Информация о работе Платные услуги в социальной сфере в Республике Беларусь