Показатели уровня и качества жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи, с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является соответствии с которым уровень жизни определяется прежде всего как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование потребительских расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества ( дома, земля и др. ), владение которыми также влияет на уровень жизни.

Содержание работы

1. Показатели уровня и качества жизни населения………………………………3

2. Источники финансирования, виды и принципы распределения помощи гражданам…………………………………………………………………...……….5

3. На основе коллективного договора проанализируйте социальную политику предприятия и экономические возможности для ее реализации…………………8

4. Задачи………………………………………………………………………….…11

5. Практическое задание ……………………………………………………….…14

6. Литература……………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

политика доходов и ЗП.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

   1. Показатели уровня и качества жизни населения………………………………3

 

2. Источники финансирования, виды и принципы распределения помощи гражданам…………………………………………………………………...……….5

 

3. На основе коллективного договора проанализируйте социальную политику предприятия и экономические возможности для ее реализации…………………8

 

4. Задачи………………………………………………………………………….…11

 

5. Практическое задание ……………………………………………………….…14

 

6. Литература……………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Показатели уровня и качества жизни населения

 

"Уровень жизни (уровень  благосостояния) — уровень материального  благополучия, характеризующийся объемом  реальных доходов на душу населения  и соответствующим объемом потребления

В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи, с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является соответствии с которым уровень жизни определяется прежде всего как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование потребительских расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества ( дома, земля и др. ), владение которыми также влияет на уровень жизни.

В узком смысле слова  уровень жизни - это степень удовлетворения личных потребностей людей в условиях существования. Он характеризуется  обширной системой показателей, охватывающих ряд разделов: обобщающие показатели; доходы населения; расходы и потребление; сбережения, накопленное имущество и жилье; социальная дифференциация населения; положение малообеспеченных слоев населения

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование  благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Условия жизни можно  укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей . Свободное время — часть вне рабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта  изучения уровня жизни: применительно  ко всему населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной величиной дохода.

 

"Качество  жизни населения — это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека.

Человек страдает от низкого  качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно. Человек сам стремится к улучшению качества жизни — получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе.

Основными показателями качества жизни населения являются:

• доходы населения (среднедушевые  номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная  и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

• качество питания(калорийность, состав продуктов); качество и модность одежды;

• комфорт жилища (общая  площадь занимаемого жилья на одного жителя);

• качество здравоохранения(число  больничных коек на 1000 жителей);

• качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

• качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

• качество культуры (издание  книг, брошюр, журналов);

• качество сферы обслуживания;

• качество окружающей среды, структура досуга;

• демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);

• безопасность (число  зарегистрированных преступлений)

 

 

 

 

 

2. Источники финансирования, виды и принципы распределения помощи гражданам. 

 

Государство как основной субъект социальной работы,  системы социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики.

К финансовым регуляторам относятся  процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования.

Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную  структуру.

Выделяются три категории  экономических субъектов: государство, предприятия и работодатели, население.

Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансирования следующие:

Распределительная

стимулирующая

контролирующая

Их реализация в социальной сфере  осуществляется на основе, принципов: 

1)Принцип использования всех  финансово-экономических факторов  для повышения уровня социальной  защиты и формирования социальных  фондов означает максимально  возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях.

2) Принцип социального реагирования  предполагает пересмотр социальных  нормативов в выделении денежных  средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.

3) Принцип дифференцированного  подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности местных  органов власти в накоплении  и использовании средств в  соответствии с законодательством.

5) Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями (валовой внутренний продукт, фонд оплаты труда, доходы населения).

6) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

7) Преимущество социальной сферы  при распределении дополнительных  бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями  социальной политики государства.

Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

I. Государственный бюджет, в том  числе:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов федерации  (республик, краев, автономных  областей и др.);

- муниципальные бюджеты.

II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

- пенсионный фонд;

- фонд социального страхования;

- фонд обязательного медицинского  страхования;

- фонд занятости;

- республиканский (федеральный)  и территориальные фонды социальной  поддержки населения.

Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются  на:

- предоставление помощи в виде  предметов первой необходимости  (одежды, обуви, питания) бесплатно  или по льготным ценам;

- предоставление дотаций на  приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;

- «плату коммунальных услуг;

- обеспечение ночного проживания  бездомных граждан;

- развитие  социально-трудовой реабилитации  и профессиональной ориентации;

- создание  дополнительных рабочих мест  для граждан с ограниченной  трудоспособностью и другие мероприятия.

За счет средств Республиканского фонда  социальной поддержки населения  финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным  и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Финансирование  системы социальной защиты населения  осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В последнее время укреплена ее правовая база. Приняты законы: «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и др. Эти нормативные документы используются при разработке прогнозов развития, подготовке проектов бюджетов и их реализации.

Правовой  основой социальной работы стал закон  «Об основах социального обслуживания населения». В соответствии с этим законом социальные службы финансируются из:

- нормативных  отчислений из бюджета соответствующего  уровня в размере не менее  2\% расходной части бюджета;

- поступлений  из фонда социальной поддержки  населения за счет выделения  части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

- средств  федерального бюджета на выполнение  уставных задач;

- финансов  в результате перераспределения  средств между комитетами и  отделами служб различного уровня  на реализацию областных, городских  и районных программ;

- дополнительных  средств из областного и местного  бюджетов на обеспечение целевых  мероприятий по соответствию  доходов росту стоимости жизни;

- доходов  от платных услуг и от хозяйственной  деятельности учреждений и предприятий  службы;

- средств от приватизации государственной собственности, а также специсточников: дохода от видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии; от коммерческих магазинов, частной и кооператив

 

3. На основе коллективного договора проанализируйте социальную политику предприятия и экономические возможности для ее реализации.

 

Коллективный  договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (по определению статьи 40 ТК РФ).

Особую важность для  коллективно-договорного регулирования имеет так называемая "обязанность проведения коллективно-договорной кампании". Подобная "обязанность" для работодателя определена почти во всех законодательных системах стран с развитой рыночной экономикой. Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" также отмечает эту обязанность: "Работодатели, органы исполнительной власти и хозяйственного управления обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзными, иными уполномоченными работниками, представительными органами". Статья 6, отражающая эту обязанность работодателя, дополняется в Законе ст. 25 - об ответственности должностных лиц за уклонение от участия в переговорах: Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения; или нарушившие срок, установленный частью второй статьи 6 (семидневный срок с момента получения письменного уведомления о начале переговоров); или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до десятикратной величины минимального размера оплаты труда за каждый день после истечения предусмотренного срока, налагаемому в судебном порядке. 

Информация о работе Показатели уровня и качества жизни населения