Показатели уровня и качества жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи, с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является соответствии с которым уровень жизни определяется прежде всего как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование потребительских расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества ( дома, земля и др. ), владение которыми также влияет на уровень жизни.

Содержание работы

1. Показатели уровня и качества жизни населения………………………………3

2. Источники финансирования, виды и принципы распределения помощи гражданам…………………………………………………………………...……….5

3. На основе коллективного договора проанализируйте социальную политику предприятия и экономические возможности для ее реализации…………………8

4. Задачи………………………………………………………………………….…11

5. Практическое задание ……………………………………………………….…14

6. Литература……………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

политика доходов и ЗП.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим процедуру коллективных переговоров непосредственно в организации. Процесс переговоров условно можно разделить на четыре последовательные стадии:  
* определение сферы действия коллективного договора и взаимное признание сторон-участниц переговоров как полноправных партнеров;  
* подготовка и представление требований работников;  
* непосредственный процесс переговоров;  
* заключение соглашения и подписание договора (соглашения). 

Определение сферы действия коллективного договора подразумевает  в первую очередь обозначение границ коллектива работников, от имени которого ведутся переговоры, а также уровня проведения коллективно-договорной кампании. При определении сферы действия коллективного договора на предварительной стадии принимаются во внимание общность интересов работников, взаимное желание сторон, а также содержание конкретных задач, которые необходимо решить в процессе переговоров.  
В Российской Федерации стороны коллективного договора прямо названы в законе. Это работодатель и работники. Однако в переговоры вступают, естественно, не все работники предприятия и, как правило, не собственник имущества предприятия, а уполномоченные ими представители.  
Полномочность представителей сторон признается одним из принципов заключения коллективного договора (соглашения), поэтому определению круга полномочий необходимо уделять серьезное внимание. Такие полномочия могут включать право представлять интересы работодателя, определять содержание и структуру коллективного договора и т.п. При этом возможна передача представителю всех полномочий стороны вплоть до подписания договора, если это будет признано целесообразным.  
Работодатель по своему усмотрению определяет количество представителей, конкретные кандидатуры и их полномочия.  
Термин "работодатель" надо соотносить с понятием "собственник или уполномоченный им орган". В трудовые отношения наемные работники вступают напрямую с представителем работодателя и опосредованно с работодателем, т.е. собственником (уполномоченным им органом). Следуя такой логике, можно утверждать, что при разработке коллективного договора трудящиеся или их представительный орган должны вести переговоры с представителем работодателя. Если собственником предприятия является государство, то, как правило, оно уполномочивает определенный орган управлять этой собственностью. В соответствии со ст. 109 Гражданского кодекса РФ на акционированном предприятии исполнительный орган, осуществляющий руководство деятельностью общества, может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор).  
Представителями со стороны работодателя могут выступать члены администрации предприятия, обладающие информацией, необходимой для ведения переговоров, имеющие соответствующую квалификацию и опыт (например, руководители структурных подразделений, юрисконсульты, работники отдела труда и заработной платы, социологи и т.п.).  
По усмотрению работодателя его представителями могут выступать и лица, не работающие на данном предприятии, но имеющие определенный опыт в ведении коллективных переговоров (например, эксперты объединения работодателей).  
Представители работников - это профессиональные союзы в лице соответствующих органов или иные уполномоченные работниками представительные органы. При этом ст. 5 Закона содержит гарантийную норму, запрещающую ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и хозяйственного управления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.  
Долгое время в нашей стране единственным представителем трудящихся считались профсоюзы. С принятием Закона положение изменилось. Наряду с профсоюзами право на ведение переговоров предоставляется и иным уполномоченным работниками представительным органам. Этот момент является принципиально важным, так как на многих предприятиях сохраняется недоверие к профсоюзам, их выборным органам, поэтому работники могут воспользоваться правом избрать другой представительный орган для ведения переговорного процесса. Такая норма введена впервые и учитывает сложившиеся реалии в жизни трудовых коллективов. Какой-либо развернутой характеристики или особых требований, предъявляемых к данному органу, Закон не содержит. Поэтому можно сделать вывод о том, что его количественный и персональный состав, условия создания и пр. определяются самими работниками. Поскольку такой орган назван представительным, он должен создаваться путем проведения выборов. Ему должны быть предоставлены специальные полномочия на ведениение переговоров и заключение коллективного договора. В качестве примера такого органа можно назвать стачечный комитет, рабочий комитет, совет трудового коллектива.  
Законом предусмотрены равные права всех представителей трудящихся. При наличии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждый из них обладает правом на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников. Это право реализуется как путем создания единого представительного органа, так и непосредственно - путем ведения переговоров с работодателем (объединением работодателей) каждым из существующих профсоюзов или иных органов. Эти нормы распространяются на все уровни ведения переговорного процесса: федеральный, отраслевой, территориальный, предприятия, учреждения и организации.  
Право каждого из действующих на предприятии профсоюзов вступать в переговоры с работодателем усложняет процесс ведения коллективных переговоров, поскольку собственнику иногда приходится вступать в переговоры одновременно с несколькими партнерами. Однако объединить усилия работников даже одного предприятия не всегда удается. Стало заметной тенденцией "дробление" членов одного коллектива по разным профсоюзам и даже столкновения их. Этим пользуется администрация, для того чтобы было проще навязать свою волю трудовому коллективу. Поэтому необходима координация деятельности профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Закон "О коллективных договорах и соглашениях" ориентирует именно на такую координацию: в том случае, когда на предприятии действует несколько профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, необходимо попытаться достичь единства позиции представителей трудящихся. Для этого формируется объединенный представительный орган для ведения переговоров, разрабатывается единый проект и заключается единый коллективный договор. Порядок образования такого органа, нормы представительства различных профсоюзов и пр. устанавливаются по договоренности между органами, имеющими право на ведение переговоров. Создание такого органа целесообразно оформить протоколом или специальным решением, подписанным всеми его участниками. В нем можно отразить состав единого представительного органа, его наименование, полномочия и порядок их осуществления. Объединенный представительный орган ведет переговоры от имени всех работников предприятия.  
Когда стороны и сроки переговоров определены, необходимо установить процедуру ведения самих переговоров и подготовку проектов соответствующих документов.

 

  1. Используя статистический, субъективный и другие методы экономического анализа, определить:

 

а) денежные доходы в среднем на одного работающего  в структурном подразделении

 

Должность

З/П за месяц

Начальник

28 000

Главный бухгалтер

23 000

экономист

20 000

Старший специалист

15 000

специалист

13 000

Офис менеджер

10 000


 

Сумма среднего денежного дохода на 1 работника равна:

Х= 28000+23000+20000+15000+13000+10000=18.166 руб.

 

б) номинальные  и реальные располагаемые денежные доходы

 

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов до уплаты налогов платежей и независимо от изменения цен. Номинальные денежные доходы равны численной заработной плате.

Реальные располагаемые доходы характеризуются количеством потребительских товаров  и платных услуг, которые можно на них приобрести.

 

РРД= (НД-НП)*Jпц

Где: НД номинальный доход,

НП- налоги и обязательные платежи

Jпц – индекс потребительских цен

Где 2500 коммунальные платежи

 

РРД начальника отдела = (28000-28000*0.13-2500)*0.98=21 422.8 руб.

 

РРД главного бухгалтера = (23000-23000*0.13-2700)*0.98=16963,8 руб.

 

РРД экономиста = (20000-20000*0.13-2500)*098=14602руб.

 

РРД старшего специалиста = (15000-15000*0.13-2500)*0.98= 10550 руб.

 

РРД специалиста =( 13000-13000*0.13-2500)*0.98=8810 руб.

 

РРД офис менеджера = ( 10000-10000*0.13-2500)*0.98= 6200 руб.

 

в) отношение  к прожиточному минимума

 

среднедушевых реально-располагаемых  денежных доходов;

 

(18166-18166*0.13)/0.98=16126.95 руб. без учета обязательных платежей.

 

Величина прожиточного минимума, установленная в Свердловской области на 2 квартал 2013 года составила 7170 рублей в месяц.

 

16126,95/7170 =2 раза превышение  РРД над прожиточным минумумом,  т.е. уровень жизни соответствует норме.

среднемесячной заработной платы

 

месяц

Размер з\п

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь 

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

итого

28629 руб.

27944 руб.

29944 руб.

23200 руб.

15817 руб.

28200 руб.

25382 руб.

17016 руб.

25672 руб.

7318 руб.

23200 руб.

26200 руб.

278522 руб.


.

Размер среднемесячной заработной платы начальника отдела составил:

 

278522/12=23210 руб.

 

Таким образом, среднемесячная заработная плата превышает прожиточный  минимум в 3 раза т.е. данный уровень  заработной платы позволяет поддерживать  нормальный уровень жизни.

 

г) долю расходов на питание в бюджете семьи

 

Пример: семья состоящая  из трех человек в среднем затрачивает  на питание 10000 руб. Совместный номинальный  доход семьи составляет в среднем 36000 руб. Т.е. доля расходов на питание в бюджете семьи равна:

 

10000/36000*100%=27 %

 

д) соотношение  в уровнях среднедушевого дохода 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников. 

 

месяц

Начальник

Главный бухгалтер

экономист

Ст. специалист

специалист

Офис менеджер

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь 

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Итого

Средний доход за год

28629 руб.

27944 руб.

29944 руб.

23200 руб.

15817 руб.

28200 руб.

25382 руб.

17016 руб.

25672 руб.

7318 руб.

23200 руб.

26200 руб.

278522 руб.

 

23210

23700

24500

22400

23600

17800

20900

25700

32100

15200

23500

22400

23600

275400

 

22950

20500

21400

21400

20800

20900

21100

17200

20900

30900

16200

21200

20900

253400

 

21116

15900

15800

15200

15900

14800

15600

16800

24500

12500

15400

17500

18600

198500

 

16541

10200

11100

10800

10900

12500

8400

10600

12600

24100

10200

15400

15600

152400

 

12700

10517руб.

12350руб.

13700руб.

10615руб.

9100руб.

12300руб.

17750ру.

5900руб.

10800руб.

12350руб.

16300руб.

11300руб.

142982руб.

 

11915


 

Среднедушевой доход на одного работника за год равен:

 

С= (278522+275400+253400+198500+152400+142982)/6=216867 руб.

 

Таким образом 10% наиболее оплачиваемый работник

10% = 6*0.1 =0.6 примерно один  работник начальник отдела

10% наименее оплачиваемый  работник – офис менеджер.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  КОНТРОЛЬНЫЕ  ЗАДАНИЯ

 

1. Причины неравенства  доходов населения.

Задача.

Как  изменится  реальная  заработная  плата,  если  номинальная  заработная  плата  увеличится  на  10%.   Но  при  этом  произойдет  рост  цен  на  8,5%  (при  неизменных  налогах).

 

Изменение реальной заработной платы в процентном отношении  можно определить путем вычитания  процентного изменения в уровне цен из процентного изменения  в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 10% при росте уровня цен на 8.5% дает прирост реальной заработной платы на 1.5%.

Номинальная и реальная заработная плата необязательно  изменяются в одну и ту же сторону. К примеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Ахимов Т.А. Социальные  аспекты экономической реформы  в России. – М.             ТЕИС, 2005

2.Егорова Е.А., Кучмаева О.В. Экономика труда / Московская финансово-       промышленная академия. – 2004, 80 с.

3.Остапенко Ю. М. Экономика труда. М.: ИНФРА-М,2007 

4. Капустин Е.И. Качество труда и заработная плата. М.: Мысль, 2007.

5. Учебник / Под ред. П50 П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2000. -   456 с.




Информация о работе Показатели уровня и качества жизни населения