Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 10:00, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 2
Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства РФ ……………. 5
Принципы построения и функционирования бюджетной системы ……... 9
Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения …………………………………………………………………….. 19
Заключение ……………………………………………………………………... 23
Список использованных источников …………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 89.44 Кб (Скачать файл)

Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.

Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом должны стать:

  • доля приоритетных расходов (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и пр.) в расходах регионального бюджета;
  • доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг и общественного транспорта;
  • наличие административного контроля цен;
  • наличие и интенсивность ограничений доступа на региональные рынки отечественных товаров и услуг;
  • предельные бюджетные заимствования и объем налоговых освобождений и льгот.

Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.

Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов субъектов Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т. д. Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно использует свои средства, «живет не по средствам».

Логическим развитием вышесказанного может стать требование обязательного подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства сочетает в себе черты унитарного, федеративного и даже конфедеративного государства.

Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны, необходимая реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, но реформа не революционная, а эволюционная, предполагающая поэтапное решение конкретных задач, такие как:

  • в использовании бюджетных ресурсов нет экономической эффективности, потому что у региональных и особенно местных властей отсутствуют стабильные доходные источники, а распределение финансовой помощи наказывает регионы, повышающие собственные доходы и сокращающие нерациональные расходы;
  • не достигается социальная справедливость, поскольку финансовая поддержка регионов не имеет четкой стратегии критериев выравнивания межрегиональных различий;
  • разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы является нестабильным. Возможность ежегодного изменения нормативов отчислений от федеральных налогов дестимулирует региональные и местные власти развивать экономическую и налоговую базу территорий; распределение финансовой помощи регионам, а внутри регионов – муниципальным образованиям остается субъективным. Значительная часть финансовой помощи вообще распределяется без утверждения в соответствующем бюджете. «Формализованная»  же часть финансовой поддержки фактически ореинтируется на восполнение превышения расходов над доходами;
  • самое же главное в том, что у региональных и местных властей в рамках действующей системы нет достаточных стимулов и заинтересованности проводить рациональную, «прозрачную» и ответственную бюджетную политику.

Чтобы исправить сложившееся положение Постановлением Правительства РФ в 1998 году была одобрена Концепция реформирования межбюджетных отношений в 1999 – 2010 г.г., а также план график ее реализации.

Концепция предполагает решение ряда задач, в том числе:

  • уточнения перечня федеральных, региональных, местных налогов;
  • использование единых и стабильных нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты всех уровней; разделения финансовой поддержки на текущую и инвестиционную;
  • поэтапный переход к оценке объективных бюджетных потребностей регионов на основе бюджетных нормативов и индексов бюджетных расходов;
  • создание стимулов для реформирования региональных финансов.

Эти задачи в равной степени применимы и к отношениям: федеральный бюджет – бюджеты субъектов Федерации и к межбюджетным отношениям внутри регионов. Органы власти и управления каждого уровня должны обладать реальной налогово-бюджетной самостоятельностью и нести полную ответственность за ее использование. С этой точки зрения в настоящее время в наиболее уязвимом положении находятся именно органы местного самоуправления. Без радикального реформирования взаимоотношений между региональными и местными бюджетами (с учетом региональных особенностей, но в рамках единой стратегии)  бюджетное устройство России не будет по-настоящему устойчивым.

 

    

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Закон Российской Федерации – О финансовых основах местного самоуправления от 25.09.97 г. N 126-ФЗ
  2. Постановление Правительства РФ – О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 – 2000 г.от 30.07.98 г. N 862
  3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации – N 159-ФЗ – 2011 г.
  4. Андрианов В. Д. НИС в мировом капиталистическом хозяйстве – М.: Солянникова С. П. Бюджеты территорий – М.: Ф и С, 2012 г.
  5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. Г. Б.Поляка-
  6. М.: Юнити, 2011 г.
  7. Финансы: Учебник / Под ред. А. М.Ковалевой – М.: Ф и С, 2010 г.
  8. Финансы: Учебник / Под ред. В. М.Родионовой – М.:Ф и С, 2010 г.
  9. Внешняя политика стран Азии – М.: Международные отношения, 2011 г.
  10. Задорнов М. М. Финансовая политика государства и возможности ее Реализации // Финансы – 2010 г. – N 1с.6

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства РФ