Правовые основы бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:44, реферат

Описание работы

Среди финансовых методов, с помощью которых государство обычно воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.

Файлы: 1 файл

правовые основы бюджетной системы РФ.docx

— 69.62 Кб (Скачать файл)

   Законодательно закрепляется правовой статус государственных целевых фондов как элементов бюджетной системы. По существу это переосмысление структуры бюджетной системы. Бюджетный кодекс РФ предусматривает систему административной и имущественной ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Разрешение споров и наложение мер ответственности за нарушение бюджета и законодательства преимущественно возлагается на арбитражный суд. Таким образом, в принятом Государственной Думой Бюджетном кодексе РФ реализовался определенный уровень осмысления бюджетных проблем, стоящих перед российским обществом и государством, законодательно зафиксированы методы их решения. Прежде всего, Бюджетный кодекс РФ представляет собой попытку систематизации бюджетного процесса, и в этом плане, конечно, может быть оценен положительно. В Бюджетном кодексе РФ не удалось решить ряд принципиальных вопросов, в том числе по межбюджетным отношениям, что требует внесения в него существенных изменений и дополнений. Статья 1 Бюджетного кодекса РФ относит к бюджетным правоотношениям:

   - отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

   - отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрений проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением. Органы государственной власти и управления относится к числу субъектов бюджетного права, участие которых обязательно в бюджетных правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти – как органы общей компетенции, так в различные органы специальной (отраслевой) компетенции – министерства, комитеты, департаменты и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов. В принятом варианте Бюджетного кодекса РФ полномочия различных уровней бюджетной системы разделены на три группы и прописаны в различных разделах кодекса. В относительности выделяются следующие виды бюджетных полномочий разных уровней бюджетной системы:

     - полномочия в области регулирования бюджетных правоотношений, они зафиксированы в гл. 2 «Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений»

     - полномочия по формированию доходов бюджетов, их перечень приведен в гл. 7 (ст. 53), гл. 8 (ст. 59), гл. 9 (ст. 64); полномочия по расходам, в Бюджетном кодексе РФ крепление этих бюджетных полномочий рассматривается Гл. 11 (ст. 88–91). 

 

     Заключение 

   Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:

   во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;

   во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства.

   Иначе говоря, языком цифр бюджет сообщает людям, о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане. В демократическом обществе приоритеты отражают коллективную волю граждан, толкование которой возложено на политических представителей народа.

   Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.

   Бюджет – это основной финансовый план государства, состав его доходов и расходов. В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ дано следующее легальное определение бюджету: «бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

   Ежегодному бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме Федерального закона. На основе российского законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.

   Акты, издаваемые о бюджете того или иного уровня, действуют в течение определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени. В процессе образования, распределения и использования бюджетов различных уровней возникают отношения, регламентируемые нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право.

     Бюджетное право – это совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения в сфере бюджетной  деятельности, возникающих по поводу накопления, распределения и использованию  федерального, регионального и местного бюджетов.

     Бюджетное право – основной раздел финансового  права. Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

  1. Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Например, статьи 71 и 72 Конституции РФ определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. ст. 101, 104, 106, 114 Конституции РФ).
  2. Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ.
  3. Нормативные акты Правительства РФ, правительств субъектов Федерации.
  4. Нормативные акты Министерства финансов РФ, финансовых органов других субъектов Федерации.

   Бюджетное устройство любой страны определяется ее государственным устройством. Поэтому для федеративных государств характерно трехуровневое строение их бюджетной системы.

   Анализ позволяет дать следующее определение бюджетной системы РФ, закрепленной в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, под которой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней: федерального, регионального и местного. Принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы и в целом бюджетных правоотношений.

     Согласно  БК РФ бюджетная система основана на принципах, перечень которых следующий.

     Размещено на Allbest.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 20 августа 2004 г.).
  3. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (с изм. и доп. от 29 ноября 2004 г.).
  4. Федеральный закон от 8 мая 2004 г. № 35-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2002 год".
  5. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" (с изм. и доп. От 10 ноября 2004 г.).
  6. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.).
  7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 декабря 2004 г.)
  8. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (с изм. и доп. От 1 декабря 2004 г.).
  9. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года.
  10. Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 года № 3297-1.
  11. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. № 670 "О распределении дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации".
  12. Письмо Минфина РФ от 7 июля 2004 г. № 06-06-01 "Об основных принципах формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на 2005 г. и на среднесрочную перспективу. Приложение. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу.
  13. "Обратная сила" Бюджетного кодекса РФ. Д. Каровайчик, "эж-ЮРИСТ", № 2, январь 2003.
  14. Абдулатипов Р.Г. Федеративный договор и перспективы развития межнациональных отношений / Федеративный договор и межнациональная интеграция. - М., 1994.
  15. Базисные категории бюджетного права: доктрина и реальность. Ю.А. Крохина, "Журнал российского права", № 2, февраль 2002.
  16. Ведомости РСФСР. 1991. № 46. Ст.1543
  17. Жданов А.А. Правовой режим внебюджетных фондов // Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н.Горбуновой. М., 1996. С.158-159.
  18. К вопросу о бюджетной классификации. Т.В. Конюхова, "Законодательство и экономика", № 11, ноябрь 2002.
  19. Конституция хорошо, а бюджет лучше? С. Поляков, "эж-ЮРИСТ", № 2, январь 2003.
  20. Конюхова Т. В. О системе российского бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2001. № 6. С.37-43.
  21. Конюхова Т.В. К вопросу об актах бюджетного законодательства, // "Законодательство и экономика", декабрь 2003. - № 12.
  22. Костин Г. В. О проекте федерального бюджета на 2005 год// Журнал российского права. - 2004. - № 9.
  23. Крохина Ю.А., Базисные категории бюджетного права: доктрина и реальность // "Журнал российского права", февраль 2002. - № 2,
  24. Крохина Ю.М. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2001. С.292.
  25. Лавров А., Литвак Дж., Сазерлэнд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: Федерализм, создающий рынок // Вопросы экономики. 2001. № 4. С.32-51.
  26. Перова О.А. Комментарий отдельных статей бюджетного кодекса Российской Федерации. // "Гражданин и право", июнь 2001. - № 6.
  27. Петров Ю. Бюджетно-налоговая реформа от фискального прессинга к необходимому оптимуму // Российский экономический журнал. 1995. № 11. С.8-9.
  28. Потапов М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2001. № 12. - С.59.
  29. Правотворчество субъектов Российской Федерации в бюджетной сфере. Ю.А. Крохина, "Журнал российского права", № 5, май 2001.
  30. Применение бюджетной классификации в 2002 г. Е. Белова, "Финансовая газета", № 6, февраль 2002.
  31. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. Принята Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 года № 584 // Российская газета. 2001. 21 авг.
  32. Реформирование межбюджетных отношений/Под ред. А.М. Лаврова (Общественные финансы, вып. 6). М.: Едиториал УРСС, 2004.
  33. Рыбакова Р.Ю. Принципы разграничения и распределения налогов по вертикали бюджетной системы. // "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", август 2004. - № 15.
  34. Совершенствование бюджетного федерализма и стабилизация рыночных отношений. Д.Е. Фадеев, "Журнал российского права", № 11, ноябрь 2001.
  35. Совершенствование межбюджетных отношений как основа становления бюджетного федерализма // Сборник тезисов научно-практической конференции "Социально-экономическое планирование на региональном уровне: проблемы и пути повышения его эффективности" - Волгоград: Волгоградская академия государственной службы, 2002.
  36. Согласительные процедуры в федеральном бюджетном законодательстве. М.В. Карасева, "Журнал российского права", № 1, январь 2003.
  37. Фадеев Д.Е. Проблемы соблюдения основных положений теории бюджетного федерализма в отдельных нормативных правовых актах Российской Федерации. // "Законодательство и экономика", июль 2002 -. № 7.
  38. Фадеев Д.Е. Совершенствование бюджетного федерализма и стабилизация рыночных отношений // "Журнал российского права", ноябрь 2001. - № 11
  39. Химичева Н.И. Принципы финансового права. Законодательство России в XXI веке. - М., 2002. - С.78.
  40. Химичева Н.И. Субъекты советского бюджетного права. Саратов, 1979. С.18, 37.
  41. Якутова М.А., Механизм правового регулирования межбюджетных отношений: теория и практика // "Законодательство и экономика", август 2004. - № 8.

Информация о работе Правовые основы бюджетной системы РФ