Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 09:10, реферат
Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным собранием РФ как закон.[дробозина]
2.2 Внешнее долговое
Альтернативные возможности
внешнего льготного финансирования
бюджетного дефицита (например, получение
безвозмездных субсидий из-за рубежа
или льготных займов по низким ставкам
с длительными сроками
Нередко, однако, возможности
льготного финансирования в переходных
экономиках либо ограничены из-за значительной
внешней задолженности, либо используются
правительствами
Использование внешнего долгового
финансирования бюджетного дефицита оказывается
относительно эффективным, когда уровень
внутренних процентных ставок превышает
среднемировой и имеется
Внутренние ставки процента поднимаются
особенно значительно в том случае, когда
стимулирующая фискальная политика правительства
сопровождается ограничением предложения
денег Центральным Банком в целях снижения
уровня инфляции. В этих условиях зарубежный
спрос на ценные бумаги данной страны
увеличивается, что вызывает приток капитала.
Возросший зарубежный спрос на отечественные,
ценные бумаги сопровождается повышением
общемирового спроса на национальную
валюту, необходимую для их приобретения.
В результате обменный курс национальной
валюты проявляет тенденцию к повышению,
что способствует снижению экспорта и
увеличению импорта.
Если не удается поддержать
валютный курс относительно стабильным,
то сокращение чистого экспорта оказывает
сдерживающее воздействие на национальную
экономику: в экспортных и импортозамещающих
отраслях снижаются занятость и выпуск,
возрастает уровень безработицы.
Поэтому первоначальное стимулирующее
воздействие бюджетного дефицита может
быть ослаблено не только за счет "эффекта
вытеснения", но и за счет отрицательного
"эффекта чистого экспорта", ухудшающего
состояние платежного баланса страны
по счету текущих операций. Но одновременно
с этим приток капитала увеличивает внутренние
ресурсы и способствует относительному
снижению внутренних процентных ставок.
В итоге масштабы "эффекта вытеснения"
относительно сокращаются, но внешняя
задолженность увеличивается. Обслуживание
внешнего долга предполагает передачу
части реального выпуска продукции в распоряжение
других стран, что может вызвать сокращение
национального производства в будущем.
Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта. При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.
Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:
-удается организовать концессионное финансирование;
-на внутреннем рынке
ощущается дефицит капитала
-торговый баланс относительно
благополучен при наличии
-первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
-первоочередной задачей
макроэкономической политики
2.3 Внутреннее долговое финансирование
Если правительство выпускает в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора.
В результате частные внутренние
инвестиции, чистый экспорт и частично
потребительские расходы - снижаются,
вызывая "эффект вытеснения", который
значительно ослабляет
Если внутренний рынок
капиталов слабо развит, процентные
ставки относительно фиксированы и
возможности размещения облигаций
среди населения ограничены, что
типично для многих переходных экономик,
то растущий частный сектор внутри
страны обычно предъявляет повышенный
спрос на иностранные активы, что
неизбежно нарушает равновесие платежного
баланса по капитальному счету. Более
того, если правительство намерено
финансировать значительную часть
своего бюджетного дефицита через продажу
облигаций, то оно не может одновременно
проводить жесткую финансовую политику,
удерживая ставку процента ниже ожидаемого
уровня инфляции. Облигации будут пользоваться
спросом только при достаточно привлекательном
уровне доходности. Если же этот показатель
будет низким (или отрицательным), то возможности
внутреннего долгового финансирования
бюджетного дефицита сильно уменьшаться
даже вне зависимости от степени развития
внутреннего рынка капитала.
В этом случае экономические агенты будут
стремиться приобрести товары или вложить
свои финансовые средства за рубежом,
ограничивая тем самым возможности правительства
финансировать бюджетный дефицит из внутренних
небанковских источников и ухудшая состояние
платежного баланса.
Эта диспропорция может усилиться
на фоне ожиданий девальвации национальной
валюты (особенно в обстановке недоверия
к политике правительства и ЦБ),
что способствует нарушению равновесия
счета текущих операций и создает
угрозу кризиса платежного баланса.
С этой точки зрения внутреннее долговое
финансирование дефицита госбюджета оказывает
более сильное негативное воздействие
на платежный баланс при относительной
стабильности внутренних ставок процента,
чем при их повышении, хотя в последнем
случае "эффект вытеснения" оказывается
более значительным.
В случае оптимистических ожиданий роста
прибылей у частного бизнеса этот "эффект
вытеснения" может быть частично или
полностью ликвидирован увеличением инвестиционного
спроса. Таким образом, в обстановке доверия
к политике правительства и ЦБ один и тот
же механизм - внутреннее долговое финансирование
дефицита государственного бюджета - может
одновременно как вызвать эффект вытеснения,
так и частично элиминировать его. Чем
менее эластично внутреннее предложение
в переходной экономике, тем значительнее,
при прочих равных условиях, может оказаться
"эффект вытеснения".
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.
Если облигации
- сложно контролировать
предоставление кредитов
-внутреннее предложение относительно эластично;
-внешнее долговое
-сопровождающая переходный
период инфляция достигла
2.4 Увеличение налогообложения
Главным источником покрытия государственных расходов являются налоги. Подавляющую часть налоговых поступлений дают три источника: во-первых, индивидуальный подоходный налог, от которого поступает примерно треть всей суммы (кроме Франции, где его доля довольно низка - 13,4%); во-вторых, налог на заработную плату, доля которого колебалась в конце 80-х годов от 19% в Англии до 46%во Франции; в-третьих, налоги на потребление. Если в США и Японии эти налоги давали по 18% поступлений, то в европейских странах их фискальная роль была гораздо выше. Удельный вес налогов на потребление, главным образом благодаря существованию здесь налога на добавленную стоимость, колебался в пределах 30%. Общим для всех перечисленных стран - является низкая доля поступлений от налога на прибыли корпораций. Если исключить Японию (21,1%), то эта доля составляла лишь 7% в США, 4% во Франции, 5% в ФРГ и около 11%в Англии.
Это говорит о том, что
налоговые системы построены
таким образом, чтобы максимально
снизить налогообложение
Проблема увеличения уровня
налоговых поступлений в
Увеличение налоговых поступлений является для правительства одним из способов получения необходимых доходов для выплаты процентов по обслуживанию долга и погашения его основной суммы. Для того чтобы соблюдать график обслуживания долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму не меньшую, чем объем выплат по обслуживанию. Это означает, что коэффициент обслуживания долга относительно ВВП является, при прочих равных условиях, нижней границей ставки подоходного налога.
Так как, помимо обслуживания долга, правительство в переходных экономиках финансирует и значительные социальные трансферты, и расходы на структурные преобразования, то уровень налогообложения может оказаться достаточно высоким и блокировать стимулы к труду, к инновациям и к инвестированию. Поэтому активное долговое финансирование бюджетного дефицита ограничивает для правительства свободу маневрирования стимулирующей налоговой политикой [10].
Достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета [2]
Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. | |
Достоинства |
Недостатки |
Рост денежной массы является
фактором увеличения совокупного спроса
и, следовательно, объема производства.
Увеличение предложения денег |
В долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования. |
Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму). |
Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию. |
Достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга [2]
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга | |
Достоинства |
Недостатки |
Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования |
По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. |
Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент). |
Этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. |
«Эффект вытеснения» частных инвестиций. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. | |
Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. |