Причины возникновения, социально-экономические последствия и методы покрытия дефицита федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 09:10, реферат

Описание работы

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным собранием РФ как закон.[дробозина]

Файлы: 1 файл

Причины возникновения.docx

— 148.25 Кб (Скачать файл)

 
. Причины возникновения и последствия  дефицита бюджета

Бюджетный дефицит – это  сумма превышения за каждый данный год расходов Федеральным правительством над его доходами.

Основные причины резкого  скачка бюджетного дефицита:

1) низкая эффективность  общественного производства, усугубляемая  малой результативностью внешнеэкономических  связей.

2)нерациональная структура  бюджетных расходов, усиленная стремлением  жить не по средствам, осуществляя  крупные государственные инвестиции  и огромные военные расходы,  оказывая помощь (нередко безвозмездную)  развивающимся странам.

3) неэффективный бюджетный  механизм, не позволяющий государству  использовать его в качестве  стимула развития экономики и  социальной сферы.

Важным фактором дестабилизации финансового состояния хозяйства  страны, снижения государственных доходов  и роста бюджетного дефицита явилась  финансовая система страны.

Стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов  путем сбалансированности государственного бюджета – это сегодня одна из главных задач.

При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию  бюджета.

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

1) увеличение государственных  расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

2) циклические спады и  «встроенные стабилизаторы» экономики;

3) дефицит может быть  связан с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики;

4) дефицит может отражать  кризисные явления в экономике,  ее развал, неэффективность ее  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит –  явление чрезвычайно тревожное,  требующее принятия не только  срочных и действенных экономических  мер, но соответствующих политических  решений;

5) сокращение налогов  в целях стимулирования экономики;

6) усиление влияния политического  бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;

7) повышение долгосрочной  напряженности в бюджетно-налоговой  сфере в результате

- увеличения государственных  расходов на социальное обеспечение  и здравоохранение (преимущественно  в тех странах, где возрастает  доля пожилого населения);

- увеличения государственных  расходов на образование и  создание новых рабочих мест (преимущественно  в тех странах, где возрастает  доля молодого населения).

Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики  с устойчивыми, а главное –  эффективными международными связями  бюджетный дефицит (конечно, в разумных пределах) не страшен. Поскольку в  долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма  полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

Количественная оценка бюджетного дефицита объективно усложняется следующими факторами:

1. Не учитывается амортизация  в государственном секторе экономики,  что приводит к объективному  завышению размеров бюджетного  дефицита и государственного  долга.

2. Обслуживание задолженности,  т.е. выплата процентов по ней  и

постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).

3. Не учитывается состояние  местных бюджетов, которые могут  иметь излишки.

Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных  бюджетов, чтобы снизить налоговые  отчисления в Федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически  для всех переходных экономик, в  которых наметилась тенденция к  фискальной децентрализации. В итоге, при оценке дефицита Федерального бюджета  происходит завышение.

4. Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом государственного  бюджета как в индустриальных так и в переходных экономиках, в т.ч. и в России, существует его скрытый дефицит обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью ЦБ, а также государственных предприятий и коммерческих банков.

Скрытый дефицит бюджета  занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также  в рамках «жесткого» курса правительства  на ежегодно сбалансированный бюджет.

Таким образом, абсолютные размеры  бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными  макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности.

Для финансирования своих  расходов правительство выходит  на денежный рынок и вступает в  конкуренцию с частным сектором за получение средств. Это поднимает  процентную ставку при данном предложении  денег.

Рост ставки процента имеет  два последствия:

1. Он снижает частные  внутренние инвестиции, особенно  в долгосрочном плане. Государственные  средства используются, как правило,  на финансирование оборонных  и потребительских нужд.

2. Более высокий уровень  процента по правительственным  и частным бумагам делает финансовые  инвестиции в стране более  привлекательными для иностранцев

Приток иностранных средств представляет собой прирост внешнего долга.

Приобретение высокодоходных ценных бумаг данной страны иностранцами предполагает первоначальное приобретение ими ее национальной валюты. Это  увеличивает общемировой спрос  на последнюю и ее международную  цену .

Рост международной ценности валюты данной страны уменьшает ее экспорт товара и увеличивает  импорт

Сокращение чистого экспорта товаров оказывает сдерживающее воздействие на экспортно-ориентированные  отрасли и отрасли, конкурирующие  с импортом.

Стимулирующее воздействие  дефицита Федерального правительства  может быть сглажено эффектом вытеснения и отрицательным эффектом чистого  экспорта.

Крупные дефициты Федерального правительства одной страны оказывают  влияние на экономику другой страны – экспортера капитала.

 

1. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

2. Федеральный закон Российской Федерации от 7 октября 2011 г. N 272-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год"

3. http://www.minfin.ru

4. http://www.livejournal.ru/money/budget/id/657


Информация о работе Причины возникновения, социально-экономические последствия и методы покрытия дефицита федерального бюджета