Принципы и функции бюджетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:45, реферат

Описание работы

Бюджетирование - это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и (или) сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.
Целью работы является ознакомление с сущностью и понятием бюджетирования, рассмотрение достоинств и недостатков и выделение основных функций бюджетирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
3. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат2d.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет Экономики и управления

Кафедра «Финансы и кредит »

 

 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Бюджетирование на предприятии»

на тему: «Принципы и функции бюджетирования »

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ФК-426                                                                   Е.М.Горшкова

Специальность:                                                                        «Финансы и кредит»

Проверил:

доцент                                                                                               Н.А. Ковалева                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону 2012

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

3. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стремление работать с максимальной экономической отдачей  заставляет многие компании реформировать  как свою внутреннюю организационную  структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В принципе в бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по обеспечению достижения запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.

Бюджетирование - это  система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов  деятельности коммерческой организации  по центрам ответственности и (или) сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.

Целью работы является ознакомление с сущностью и понятием бюджетирования, рассмотрение достоинств и недостатков  и выделение основных функций бюджетирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

 «Бюджетирование представляет собой процесс составления и исполнения бюджета, то есть документа, содержащего инструкции по формированию, распределению и расходованию ограниченных ресурсов организации» [2, с.456]. 

«Бюджет – роспись  денежных доходов и расходов предприятия  на определенный период, утвержденная в законодательном порядке» [3, с. 67]. 

В зависимости от поставленных целей (стратегическое или оперативное  планирование) бюджет составляется на различные периоды – год, полгода, квартал, месяц, декаду, неделю и т.д. – и с различной глубиной проработки. 

Бюджетирование дает возможность менеджменту постоянно  иметь общую картину функционирования организации и ее финансового  состояния, прогнозировать финансовый результат, контролировать возможные риски и оптимизировать затраты, ставить перед подразделениями четкие цели по достижению конкретных доходных отметок и анализировать соотношение доходов и расходов в разрезе различных показателей, подразделений и проектов.

Составление бюджетов преследует следующие цели [4, с. 34]:

- разработка концепции ведения бизнеса;

- планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;

- оптимизация затрат и прибыли предприятия;

- координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;

- коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;

- мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;

- контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;

- выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

Бюджетирование - создание технологии планирования, учета и  контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования [1, ст. 58]:

Для того, чтобы составление бюджета принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия и вырабатывать соответствующие решения.

План должен быть основан  на целях, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, другими  словами тактический план - развернутая  система конечных целей деятельности предприятия.

Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных  планов производственно-финансовой деятельности организации и ее подразделений, исходя из целей предприятия, контроля за выполнением и корректирующем воздействии для реализации этих планов.

При рассмотрении бюджетирования как процесса, можно выделить три  его основных элемента:

– организационное обеспечение (вопросы внутрифирменной организации подразделений, служб и лиц, которые несут ответственность за обеспечение и поддержание процесса бюджетирования);

– процесс бюджетирования (планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д.; при этом, с помощью разработанных регламентов контролируется выполнение всех процедур);

– технология бюджетирования (формирование и консолидация бюджетов).

 

 

 

 

2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ  БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Как и любое явление  бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные особенности [5, с. 97].

Достоинства бюджетирования:

- оказывает положительное  воздействие на мотивацию и настрой коллектива;

- позволяет координировать работу  предприятия в целом;

- анализ бюджетов позволяет  своевременно вносить корректирующие  изменения;

- позволяет учиться на опыте  составления бюджетов прошлых  периодов;

- позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;

- способствует процессам коммуникаций;

- помогает менеджерам низового  звена понять свою роль в  организации;

- позволяет сотрудникам-новичкам  понять «направление движения»  предприятия, таким образом, помогая им адаптироваться в новом коллективе;

- служит инструментом  сравнения достигнутых и желаемых  результатов.

Недостатки бюджетирования:

- различное восприятие  бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны  помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);

- сложность и дороговизна системы  бюджетирования;

- если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;

- бюджеты требуют  от сотрудников высокой производительности  труда; в свою очередь, сотрудники  противодействуют этому, стараясь  минимизировать свою нагрузку, что  приводит к конфликтам, вызывает  состояние подавленности, страха, а, следовательно, снижает эффективность работы;

- противоречие между  достижимостью целей и их стимулирующим  эффектом: если достичь поставленных  целей слишком легко, то бюджет  не имеет стимулирующего эффекта  для повышения производительности; если достичь целей слишком  сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Основные принципы бюджетного планирования:

– унификация всех бюджетных  форм, периодов и процедур разработки для компании и подразделений;

– совместимость бюджетных  форм с установленными формами государственной отчетности;

– совместимость вспомогательных  бюджетных документов с основными  бюджетными формами;

– стабильность и неизменность процедур бюджетирования;

– заблаговременная формулировка финансовых целей;

– непрерывность процедуры составления бюджетов (регулярный пересмотр);

– разделение накладных  расходов между подразделениями  и компанией по единой формуле;

– детальный учет наиболее важных статей расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Первая функция бюджетирования – это планирование[6, с.150]. Исходя из целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения ресурсов. Их разработка придает количественную определенность выбранным перспективам. Формируется основной бюджет предприятия, отражающий снабженческие, производственные, сбытовые, финансовые и инвестиционные процессы его деятельности в их взаимосвязи, на базе принятых учетных концепций. Это делается для координации различных операций по достижению целей предприятия. Основной бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям план работы предприятия в целом.

Отправной точкой служит прогноз объема продаж и определения фактора, ограничивающего сбыт предприятия. Часто таким фактором оказывается потребительский спрос, выражаемый в прогнозируемой величине объема реализованной продукции в натуральных единицах. В таком случае, разработка основного бюджета начинается с формирования программы сбыта (бюджета продаж), поскольку объем и ассортимент продаж будут определять уровень производства предприятия и производственную программу. Реже, при неограниченном спросе, объем продаж ограничивается имеющимися производственными возможностями (в этом случае, перед составлением бюджета продаж, формируется бюджет производства).

В ходе подготовки консолидированного бюджета, составляются операционные бюджеты. При этом, осуществляется согласование процессов снабжения, производства и сбыта.

Финансовые бюджеты  включают бюджеты, характеризующие  финансовое положение предприятия. Они составляются на основе информации операционных бюджетов, обобщая ее. Первый финансовый бюджет, составляемый после получения всей совокупности операционных бюджетов – отчет о прибылях и убытках. Далее составляются бюджет движения денежных средств и проект баланса. Часто к этой группе финансовых бюджетов добавляют бюджеты капитальных затрат (инвестиций), формируя объединенную группу финансовых и инвестиционных бюджетов.

Еще одним важным аспектом управленческой деятельности бюджетного планирования является поддержание  ликвидности предприятия. Для получения всесторонней и детальной картины, отражающей степень ликвидности фирмы, производится анализ ее бюджета движения денежных средств.

Вторая функция бюджетирования – прогнозирование. На основе учетных данных, осуществляется расчет прогнозных показателей. Производится просчет различных вариантов бюджета.

Третья функция – мониторинг и анализ. Сопоставляются плановые и фактические показатели, в результате чего выявляются отклонения в деятельности предприятия, оцениваются подразделения и предприятие в целом, определяется рентабельность направлений деятельности.

Таким образом, система  бюджетирования позволяет:

– планировать деятельность компании в целом, по подразделениям или бизнес - проектам, отражая во взаимосвязи все протекающие на предприятии процессы;

- координировать деятельность структурных подразделений, обеспечивая гармоничность их функционирования; мотивировать персонал;

- оперативно управлять снабженческо-сбытовыми, производственными, финансовыми, инвестиционными и другими процессами;

- оценивать эффективность работы выделенных центров ответственности и бизнес - проектов.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетирование представляет собой  процесс составления и исполнения бюджета, то есть документа, содержащего  инструкции по формированию, распределению  и расходованию ограниченных ресурсов организации.

Назначение бюджетирования на предприятии  заключается в том, что это  основа:

- планирования и принятия управленческих  решений на предприятии;

- оценки всех аспектов финансовой  состоятельности компании;

Информация о работе Принципы и функции бюджетирования