Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:45, реферат
Бюджетирование - это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и (или) сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.
Целью работы является ознакомление с сущностью и понятием бюджетирования, рассмотрение достоинств и недостатков и выделение основных функций бюджетирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
3. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Экономики и управления
Кафедра «Финансы и кредит »
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Бюджетирование на предприятии»
на тему: «Принципы и функции бюджетирования »
Выполнил:
студент группы ФК-426 Е.М.Горшкова
Специальность:
Проверил:
доцент
Ростов-на-Дону 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ
2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
3. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Стремление работать с максимальной экономической отдачей заставляет многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В принципе в бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по обеспечению достижения запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.
Бюджетирование - это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и (или) сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.
Целью работы является ознакомление с сущностью и понятием бюджетирования, рассмотрение достоинств и недостатков и выделение основных функций бюджетирования.
«Бюджетирование представляет собой процесс составления и исполнения бюджета, то есть документа, содержащего инструкции по формированию, распределению и расходованию ограниченных ресурсов организации» [2, с.456].
«Бюджет – роспись денежных доходов и расходов предприятия на определенный период, утвержденная в законодательном порядке» [3, с. 67].
В зависимости от поставленных целей (стратегическое или оперативное планирование) бюджет составляется на различные периоды – год, полгода, квартал, месяц, декаду, неделю и т.д. – и с различной глубиной проработки.
Бюджетирование дает
возможность менеджменту
Составление бюджетов преследует следующие цели [4, с. 34]:
- разработка концепции ведения бизнеса;
- планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
- оптимизация затрат и прибыли предприятия;
- координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;
- коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
- мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
- контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
- выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.
Бюджетирование - создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования [1, ст. 58]:
Для того, чтобы составление бюджета принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия и вырабатывать соответствующие решения.
План должен быть основан на целях, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, другими словами тактический план - развернутая система конечных целей деятельности предприятия.
Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности организации и ее подразделений, исходя из целей предприятия, контроля за выполнением и корректирующем воздействии для реализации этих планов.
При рассмотрении бюджетирования как процесса, можно выделить три его основных элемента:
– организационное обеспечение (вопросы внутрифирменной организации подразделений, служб и лиц, которые несут ответственность за обеспечение и поддержание процесса бюджетирования);
– процесс бюджетирования (планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д.; при этом, с помощью разработанных регламентов контролируется выполнение всех процедур);
– технология бюджетирования (формирование и консолидация бюджетов).
2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные особенности [5, с. 97].
Достоинства бюджетирования:
- оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
- позволяет координировать
- анализ бюджетов позволяет
своевременно вносить
- позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
- позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
- способствует процессам
- помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
- позволяет сотрудникам-
- служит инструментом
сравнения достигнутых и
Недостатки бюджетирования:
- различное восприятие
бюджетов у разных людей (
- сложность и дороговизна
- если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
- бюджеты требуют
от сотрудников высокой
- противоречие между
достижимостью целей и их
Основные принципы бюджетного планирования:
– унификация всех бюджетных форм, периодов и процедур разработки для компании и подразделений;
– совместимость бюджетных форм с установленными формами государственной отчетности;
– совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
– стабильность и неизменность процедур бюджетирования;
– заблаговременная формулировка финансовых целей;
– непрерывность процедуры составления бюджетов (регулярный пересмотр);
– разделение накладных расходов между подразделениями и компанией по единой формуле;
– детальный учет наиболее важных статей расходов.
3. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Первая функция бюджетирования – это планирование[6, с.150]. Исходя из целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения ресурсов. Их разработка придает количественную определенность выбранным перспективам. Формируется основной бюджет предприятия, отражающий снабженческие, производственные, сбытовые, финансовые и инвестиционные процессы его деятельности в их взаимосвязи, на базе принятых учетных концепций. Это делается для координации различных операций по достижению целей предприятия. Основной бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям план работы предприятия в целом.
Отправной точкой служит прогноз объема продаж и определения фактора, ограничивающего сбыт предприятия. Часто таким фактором оказывается потребительский спрос, выражаемый в прогнозируемой величине объема реализованной продукции в натуральных единицах. В таком случае, разработка основного бюджета начинается с формирования программы сбыта (бюджета продаж), поскольку объем и ассортимент продаж будут определять уровень производства предприятия и производственную программу. Реже, при неограниченном спросе, объем продаж ограничивается имеющимися производственными возможностями (в этом случае, перед составлением бюджета продаж, формируется бюджет производства).
В ходе подготовки консолидированного бюджета, составляются операционные бюджеты. При этом, осуществляется согласование процессов снабжения, производства и сбыта.
Финансовые бюджеты включают бюджеты, характеризующие финансовое положение предприятия. Они составляются на основе информации операционных бюджетов, обобщая ее. Первый финансовый бюджет, составляемый после получения всей совокупности операционных бюджетов – отчет о прибылях и убытках. Далее составляются бюджет движения денежных средств и проект баланса. Часто к этой группе финансовых бюджетов добавляют бюджеты капитальных затрат (инвестиций), формируя объединенную группу финансовых и инвестиционных бюджетов.
Еще одним важным аспектом управленческой деятельности бюджетного планирования является поддержание ликвидности предприятия. Для получения всесторонней и детальной картины, отражающей степень ликвидности фирмы, производится анализ ее бюджета движения денежных средств.
Вторая функция бюджетирования – прогнозирование. На основе учетных данных, осуществляется расчет прогнозных показателей. Производится просчет различных вариантов бюджета.
Третья функция – мониторинг и анализ. Сопоставляются плановые и фактические показатели, в результате чего выявляются отклонения в деятельности предприятия, оцениваются подразделения и предприятие в целом, определяется рентабельность направлений деятельности.
Таким образом, система бюджетирования позволяет:
– планировать деятельность компании в целом, по подразделениям или бизнес - проектам, отражая во взаимосвязи все протекающие на предприятии процессы;
- координировать деятельность структурных подразделений, обеспечивая гармоничность их функционирования; мотивировать персонал;
- оперативно управлять снабженческо-сбытовыми, производственными, финансовыми, инвестиционными и другими процессами;
- оценивать эффективность работы выделенных центров ответственности и бизнес - проектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетирование представляет собой
процесс составления и
Назначение бюджетирования на предприятии заключается в том, что это основа:
- планирования и принятия
- оценки всех аспектов