Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 08:59, курсовая работа
Цель представляемой самостоятельной работы заключается в том, чтобы и провести краткое обозрение по пенсионной системе Республики Узбекистан, формирование доходов и расходов внебюджетного фонда Республики Узбекистан и пути совершенствования расходной части её.
Введение.
1. Государственный бюджет и роль Внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан в нем.
2. Формирование доходов Внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан.
3. Расходы Внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан.
4. Предложения по стабилизации доходов и расходов Внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан.
Вывод.
Список использованной литературы.
В настоящее время в нашей республике в связи с увеличением доли пенсионеров в структуре населения и объемов пенсий обеспечение стабильности формирования доходов Пенсионного фонда Правительством рассматривается в качестве актуальной задачи. В результате проводимых мер по покрытию дефицита внебюджетного Пенсионного фонда в 2011-2012 годах было полностью достигнуто покрытие расходов Пенсионного фонда его доходами.
Так, если в 2008 году дефицит внебюджетного Пенсионного фонда составлял 434,3 млрд. сумов, то в 2009 году данный показатель достиг 673 млрд сум. С 2010 года в результате проведения коренных реформ в данной системе уровень дефицита снизился, и в 2011 году доходы внебюджетного Пенсионного фонда превысили его расходы, и профицит составил 125,4 млрд сум.
По предварительным прогнозам в 2013 году профицит составит 857,2 млрд. сум. Данное положительное сальдо можно рассматривать с двух сторон:
Во-первых, положительное
сальдо возникло за счет расширения источников
доходов внебюджетного
Изменение ставок единого социального платежа и обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд в 2004 - 2013 годах (в процентах)3
Показатели |
Годы | |||||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Единый социальный платеж |
33 |
31 |
25 |
24 |
24 |
24 |
25 |
25 |
25 |
25 |
в том числе отчисления в Пенсионный фонд |
31,6 |
30 |
24,2 |
23,5 |
23,5 |
23,6 |
24,8 |
24,8 |
24,8 |
24,8 |
Обязательные страховые взносы граждан |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
3,5 |
4 |
4,5 |
5,5 |
6 |
Обязательные отчисления в Пенсионный фонд от объема реализации товаров (работ, услуг) |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
Во-вторых, данную ситуацию можно оценить как результат существенных изменений в структуре расходов, осуществляемых из внебюджетного Пенсионного фонда.
В соответствии
с указанной целью
В первую очередь необходимо отметить, что основная часть расходов фонда составляет выплаты пенсий неработающим пенсионерам. В 2006 - 2012 годах их доля увеличилась с 87,8 до 95,96 процента, или на 8,16 процента.
Данный факт
свидетельствует о том, что в
республике увеличилось количество
пенсионеров по возрасту и не продолжающих трудовую
деятельность. Также, что доля пенсий работающим
пенсионерам
по отношению к 2010-2012 годам снижается.
Это можно объяснить внедрением полномочия
одностороннего расторжения работодателем
трудового договора, заключенного с гражданином
в пенсионном возрасте,
в соответствии с веденными изменениями
и дополнениями в Трудовой кодекс с 1 января
2011 года. Наряду с этим некоторые расходы,
производимые из средств внебюджетного
Пенсионного фонда, сокращаются.
Изменение структуры расходов внебюджетного Пенсионного фонда в 2006 - 2012 годах4
Годы показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Всего расходов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Выплата пенсий неработающим пенсионерам |
87,8 |
90,6 |
90,0 |
90,1 |
94,3 |
95,4 |
95,9 |
Выплата пенсий работающим пенсионерам |
3,8 |
4,4 |
4,6 |
5,0 |
5,5 |
4,5 |
4,0 |
Компенсационные денежные выплаты по платежам на коммунальные услуги |
1,7 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
0 |
0 |
0 |
Пособия
нетрудоспособным, пособия по беременности
и родам, пособия при рождении ребенка,
пособия |
6,7 |
3,6 |
3,9 |
3,4 |
0,2 |
0,01 |
0,01 |
Прочие расходы |
0,02 |
0,03 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,03 |
0,03 |
По нашему мнению согласно составленного прогноза расходов фонда к концу 2017 года возможно образование дефицита фонда в сумме 680,6 млрд.сум.
Выше приведенный результат заставляют задуматься о необходимости проведения реформирования пенсионной системы в республике.
Принимая во внимание, что пенсионное страхование в республики в своей основной части носит солидарный характер, направленный на социальную поддержку престарелых, предлагается следующее предложения по совершенствованию основной части расходов фонда на выплату пенсий неработающим пенсионерам.
Во-первых установление двух типов возраста дающих право на получение пенсии:
1 тип
мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
2 тип
мужчины - по достижении 65 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Во-вторых установление льгот для 2-го типа дающего право на получение пенсии:
мужчины - по достижении 65 лет и при стаже работы не менее 25 лет – 63%;
женщины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 20 лет – 63%.
В-третьих – предоставить права гражданам
выбору типа пенсии
по возрасту.
В-четвертых через телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, районов и городов, органам самоуправления граждан провести широкомасштабную работу среди населения по разъяснению действия механизмов и преимуществ льготного типа пенсии и представляемой возможности увеличения пенсии дополнительной накопительной пенсионной системы посредством тематических циклов передач и статей в средствах массовой информации, лекций и встреч с привлечением специалистов.
Однако, в случае
изъявления желания лишь 25% граждан, от ожидаемых обращений
за назначением пенсий на общих основаниях,
о предоставлении им пенсии по возрасту
по льготному методу (2 категория), позволит
отсрочить образование дефицита фонда
к концу 2018 года в сумме 829,4 млрд.сум.
Кроме того, увеличение
средне продолжительности жизни
в республики, может послужить весомым
основанием для поэтапного увеличении
пенсионного возраста.
Приведенный выше краткий анализ в совершенствовании расходов фонда подтверждает тот факт, что совершенствования требует не только расходной части фонда, а одновременно его доходной части.
По нашему мнению,
реформирование пенсионной системы
в нашей республике и расширение
доходной базы внебюджетного Пенсионного
фонда целесообразно
совершенствование порядка формирования средств пенсионного фонда, т.е. включить отдельные виды прочих доходов (ст. 132 НК РУ) предприятий в налогооблагаемый объект обязательных отчислений в фонд, так как в условиях рыночной экономики каждая организация или предприятие исходит от спросов и предложений на товары. Таким образом, начисление обязательных отчислений в фонд с доходов от всей деятельности организаций и предприятий повысит доходы фонда;
учитывая рост уровня жизни и доходов населения, необходимо поэтапно перенаправить уплату социальных платежей от работодателя на работников, в результате снижения нагрузки на работодателей повысит их инвестиционную активность.
Также, если обратиться к демографическим показателям республики за 2006-2012 гг. наблюдается рост постоянного населения республики ежегодно в среднем на 1,015%. Соответственно имеется тенденция роста населения в трудоспособном возрасте.
СВЕДЕНИЯ
о демографических показателях Республики Узбекистан за 2006-2012 гг.
Годы |
общая численность постоянного населения (тыс. чел.) |
в том числе | |||
в трудоспособном возрасте |
Численность занятого населения | ||||
кол-во (тыс. чел.) |
в % к общему числу населения |
кол-во (тыс. чел.) |
в % от трудоспособных | ||
2006 г. |
26 312,7 |
15 450,3 |
58,72 |
10 463,4 |
67,72 |
2007 г. |
26 663,8 |
15 882,9 |
59,57 |
10 735,4 |
67,59 |
2008 г. |
27 072,2 |
16 322,7 |
60,29 |
11 035,4 |
67,61 |
2009 г. |
27 533,4 |
16 748,5 |
60,83 |
11 328,1 |
67,64 |
2010 г. |
28 001,4 |
17 379,2 |
62,07 |
11 628,4 |
66,91 |
2011 г. |
29 123,4 |
17 987,5* |
61,76 |
11 919,1* |
66,26 |
2012 г. |
29 554,4 |
18 617,0* |
63,0 |
12 223,8* |
65,66 |
Примечание: данные составлены на основании основные показателей социально-экономического развития Республики Узбекистан, подготовленных Государственным комитетом по статистике.
*подлежит к уточнению
Однако темпы
роста численности занятого населения
по отношению
к общей численности трудоспособной части
имеют «запаздывающий» или же можно сказать
«снижающий» характер. Так, в 2006 году занятая
часть населения составляла 67,72% трудоспособных,
а в 2012 году расчетно
это составляет 65,66% или же снизилась на
2,06%. Можно делать выводы, что несмотря
на принимаемые меры Правительством страны
по созданию новых рабочих мест, привлечение
населения к занятости желает быть лучшего
и в том направлении следует активизировать
работу соответствующих органов государственного
управления. Увеличение занятости населения
предполагает соответственно увеличение
доходной части внебюджетного Пенсионного
фонда Республики Узбекистан.
4. Предложения по совершенствованию доходов и расходов Внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан.
Исходя из вышеизложенного, в целях совершенствования расходов внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан предлагается:
I. Внедрить право выбора гражданам за назначением пенсии по возрасту на общих основаниях по двум категориям:
1 категория
мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет - 55%; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет - 55%;
2 категория (с предоставлением отсрочки)
мужчины - по достижении 65 лет и при стаже работы не менее 25 лет - 63%; женщины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 20 лет - 63%.
Положительные стороны предложения:
а) В случаи, как указано выше изъявления желания лишь 25% граждан, от ожидаемых обращений за назначением пенсий на общих основаниях, отсрочка дефицита пенсионного фонда минимум на 2 года;
б) В случаи необходимости повышения пенсионного возраста в дальнейшем и избежание «шоковой терапии» в данном вопросе и негативной реакции общества с возможными волнениями, т.е. по обеспечение поэтапного стимулирующего перехода.
Годы |
общая численность постоянного населения |
в том числе |
Численность пенсионеров (т/чел) |
Соотношение | |||||
в трудоспособном возрасте |
Численность занятого населения | ||||||||
Кол-во (т/ чел.) |
Увеличение % |
кол-во(т/ чел.) |
в % к общему числу населения |
кол-во (т/ чел.) |
в % от трудоспособных |
Кол-во занятых |
Кол-во пенсионеров | ||
2006 г. |
26 312,7 |
15 450,3 |
58,72 |
10 463,4 |
67,72 |
||||
2007 г. |
26 663,8 |
1,33 |
15 882,9 |
59,57 |
10 735,4 |
67,59 |
|||
2008 г. |
27 072,2 |
1,53 |
16 322,7 |
60,29 |
11 035,4 |
67,61 |
|||
2009 г. |
27 533,4 |
1,70 |
16 748,5 |
60,83 |
11 328,1 |
67,64 |
|||
2010 г. |
28 001,4 |
1,70 |
17 379,2 |
62,07 |
11 628,4 |
66,91 |
|||
2011 г. |
29 123,4 |
4,01 |
17 987,5 |
61,76 |
11 919,1 |
66,26 |
|||
2012 г. |
29 554,4 |
1,48 |
18 617,0 |
63,00 |
12 223,8 |
65,66 |
|||
2013 г. |
30 133,7 |
1,96 |
18 348,4 |
60,89 |
12 304,4 |
67,06 |
|||
2014 г. |
30 724,3 |
1,96 |
18 708,0 |
60,89 |
12 545,6 |
67,06 |
2 700,0 |
4,65 |
1 |
2015 г. |
31 326,5 |
1,96 |
19 074,7 |
60,89 |
12 791,5 |
67,06 |
2 874,0 |
4,45 |
1 |
2016 г. |
31 940,5 |
1,96 |
19 448,6 |
60,89 |
13 042,2 |
67,06 |
3 060,8 |
4,26 |
1 |
2017 г. |
32 566,5 |
1,96 |
19 829,8 |
60,89 |
13 297,8 |
67,06 |
3 311,9 |
4,02 |
1 |
2018 г. |
33 204,8 |
1,96 |
20 218,4 |
60,89 |
13 558,5 |
67,06 |
3 577,9 |
3,79 |
1 |
2019 г. |
33 855,6 |
1,96 |
20 614,7 |
60,89 |
13 824,2 |
67,06 |
3 850,8 |
3,59 |
1 |
2020 г. |
34 519,2 |
1,96 |
21 018,7 |
60,89 |
14 095,2 |
67,06 |
4 137,6 |
3,41 |
1 |
2021 г. |
35 195,8 |
1,96 |
21 430,7 |
60,89 |
14 371,4 |
67,06 |
4 427,2 |
3,25 |
1 |
2022 г. |
35 885,6 |
1,96 |
21 850,8 |
60,89 |
14 653,1 |
67,06 |
4 725,8 |
3,10 |
1 |
2023 г. |
36 589,0 |
1,96 |
22 279,0 |
60,89 |
14 940,3 |
67,06 |
5 029,4 |
2,97 |
1 |
2024 г. |
37 306,1 |
1,96 |
22 715,7 |
60,89 |
15 233,1 |
67,06 |
5 325,4 |
2,86 |
1 |
2025 г. |
38 037,3 |
1,96 |
23 160,9 |
60,89 |
15 531,7 |
67,06 |
5 633,2 |
2,76 |
1 |
2026 г. |
38 782,9 |
1,96 |
23 614,9 |
60,89 |
15 836,1 |
67,06 |
5 932,5 |
2,67 |
1 |