Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – освещение вопросов и анализ тенденций связанных с государственными расходами на обеспечение социальной политики.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе, последовательно ставятся и реализуются следующие задачи:
рассмотреть сущность социальной политики в историческом аспекте;
рассмотреть экономическое содержание и состав расходов на обеспечение социальной политики;
дать подробную характеристику этих расходов, с учетом изменений в бюджетной классификации;
провести анализ влияния факторов на изменение структуры расходов;
раскрыть проблемы и перспективы развития социальной политики;
показать значимость социальной политики.
В любой стране регионы различаются по уровню своего экономического развития и, соответственно, финансовым ресурсам, поэтому государство в той или иной степени вынуждено заниматься выравниванием возможностей территорий по финансированию социальных расходов. Россия не является исключением из этого правила, более того, для нее характерно наличие огромных диспропорций между территориями в уровне обеспеченности финансовыми ресурсами, даже между соседними регионами с примерно равными социальными условиями нередки огромные различия. Поэтому наличие эффективных механизмов уменьшения этих диспропорций является для нашей страны проблемой чрезвычайно актуальной.
Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты. Эти средства используются:
Планирование бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используются статистические данные органов Министерства труда и социального развития РФ, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий. Расходы на содержание домов-интернатов планируются по числу мест в них и среднегодовому расходу на одного человека. Расходы на заработную плату работников социальных учреждений рассчитываются по штатному расписанию этих учреждений и ставкам заработной платы, установленным для бюджетных учреждений. Однако, государство в лице своих органов обеспечивает лишь минимальный уровень социальных услуг различным категориям населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем доходов, матерям-одиночкам и др.
В современных условиях прослеживается смещение акцента с государственных средств, необходимых для достижения целей социальной политики, необходимых при реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности на финансовые средства, мобилизуемых в государственных и негосударственных внебюджетных фондов целевого назначения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения, организаций и предприятий, общественных, благотворительных, церковных, международных организаций. Иначе говоря, происходит перераспределение финансовых средств на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения людей.
Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам) [6, с. 56].
1.3 Внебюджетные фонды как источник финансирования затрат на социальную политику.
В истории развития системы финансов в России не было опыта создания целевых внебюджетных фондов. Впервые они стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения по Закону РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1. Реформирование системы финансов Российской Федерации, начатое в 90-х годах, привело к появлению нового звена общегосударственной системы финансов — внебюджетных фондов. Особое значение среди них имеют социальные внебюджетные фонды. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств. В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят:
Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.
У каждого из фондов есть свой бюджет, утверждаемый отдельным федеральным законом, соответственно, и свои источники доходов. По своей сути социальные внебюджетные фонды мало чем отличаются от бюджета, поскольку страховые взносы, формирующие большую часть доходов фондов, фактически являются теми же налогами. Страховые взносы исчисляются в процентах от начисленной заработной платы, уплачиваются предприятиями и организациями. Поскольку размеры средней заработной платы различаются по регионам, то различаются и собираемые на территории регионов доходы фондов (в расчете на душу населения). Поэтому перед центральными отделениями фондов, так же как и перед федеральным бюджетом, стоит задача перераспределения доходов между субъектами Федерации. У каждого из фондов своя методика определения финансовой помощи территориальным отделениям фондов, разная степень выравнивания их обеспеченности доходами. Наибольшая степень выравнивания достигается в Пенсионном фонде, но и здесь разница между максимальным и минимальным душевым доходом территориальных отделений фонда даже с учетом региональных различий в прожиточном минимуме достигает в 5,5 раз. Размеры пенсий законодательно определены, поэтому между субъектами Федерации не может быть очень больших различий.
О функциях социальных фондов можно судить по их названиям. Средства Пенсионного фонда направляются, прежде всего, на финансирование расходов на выплату пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда.
В доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, кроме обязательных взносов, поступают также:
• средства федерального бюджета, направляемые через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий;
• средства Фонда социального страхования РФ;
• пени и финансовые санкции;
• добровольные взносы юридических и физических лиц и др.
Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату:
· государственных пенсий;
· пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам;
· материальной помощи престарелым и инвалидам;
· на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита;
· пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и др. выплаты.
Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда РФ.
За счет средств Пенсионного фонда РФ финансируются также различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты.
В сложившихся условиях особое значение приобретают негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые призваны обеспечивать дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работников и работодателей.
В соответствии
с постановлением
Средства Фонда социального страхования РФ образуются за счет:
Средства Фонда направляются на:
В организационную структуру Фонда социального страхования входят региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территориях субъектов РФ. Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Основу доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ составляют страховые взносы.
Основными задачами Федерального и территориальных фондов являются:
Основная сумма расходов Федерального фонда — это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования и финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
«В наступившем десятилетии мы должны изменить ситуацию. Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость». Справедливое устройство общества, экономики - главное условие нашего устойчивого развития в эти годы»
В.В. ПУТИН
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ.
Социальная политика направлена на реализацию конкретных социальных функций государства. Расходы государства на ее обеспечение могут осуществляться за счет; средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных фондов, связанных иностранных кредитов, личных сбережений граждан и т.д.
Государство оказывает адресную социальную помощь путем выплаты пособий тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются. Становление России как социально-ориентированного государства предлагает развитие новых, адекватных современным условиям институтов социальной сферы.
Анализ структуры расходов федерального бюджета за 2010 год показал, что более 45% составляют межбюджетные трансферты нижестоящим бюджетам. На национальную экономику направлено 13,32%, общегосударственные расходы составляют 9,24%. [18, с.109]
В таблице 1 представлена информация об исполнении консоллидированного бюджета за 2011 год. Видно, что расходы на социально-культурные мероприятия составляют более 50%.
Таблица 1
Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов в 2011г, млрд. рублей.
Консолидированный бюджет РФ и бюджетов гос. внебюджетных фондов |
из него: | ||
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов РФ | ||
Доходы - всего |
20855,4 |
11367,7 |
7644,2 |
Расходы - всего |
19994,6 |
10925,6 |
7679,1 |
из них на: |
|||
общегосударственные вопросы |
1357,0 |
777,8 |
468,8 |
обслуживание государственного и муниципального долга |
328,9 |
262,7 |
75,7 |
национальную оборону |
1517,2 |
1516,0 |
3,5 |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность |
1518,6 |
1259,8 |
282,1 |
национальную экономику |
2793,4 |
1790,2 |
1316,4 |
из нее на: |
|||
топливно-энергетический комплекс |
55,4 |
41,0 |
21,5 |
сельское хозяйство и |
268,7 |
141,4 |
231,3 |
транспорт |
499,1 |
291,0 |
212,2 |
дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
714,2 |
349,5 |
424,5 |
связь и информатику |
77,2 |
42,6 |
38,1 |
прикладные научные исследования
в области |
180,6 |
178,7 |
1,9 |
другие вопросы в области национальной экономики |
814,0 |
559,5 |
277,0 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
1195,0 |
279,8 |
968,6 |
социально-культурные мероприятия |
11245,9 |
4370,6 |
4526,9 |
межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
0,0 |
651,3 |
15,3 |
Профицит, дефицит (-) |
860,7 |
442,0 |
-34,9 |
Информация о работе Расходы бюджета на обеспечение социальной политики