Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:17, контрольная работа
Цель, данной работы, можно определить, как исследование государственного бюджета
•структуры федерального бюджета Российской Федерации
•основные черты бюджетной системы Российской Федерации
•бюджетную политику правительства РФ в 1992-1998гг.
•расходы федерального бюджета
Введение 3
Глава I. Характеристика федерального бюджета 6
1.1 Значение федерального бюджета 6
1.2.Состав расходов и их роль в поведении экономической политики государства 8
Глава II. Формирование расходов федерального бюджета 10
2.1 Структура расходов федерального бюджета 10
2.2 Бюджетная политика правительства РФ в 1992-1998гг. 23
Заключение 31
Список литературы 34
Приложения 35
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства4.
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы федерального бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами и расходами на управление в бюджете государства, не одинаково в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.
У ведущих капиталистических
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)
Анализ расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации (см. Приложение 3) показывает, что наиболее значительны расходы на оборону, народное хозяйство. Социально-культурная же сфера в последние годы испытывает ощутимый недостаток ассигнований, исходя из разумных и желаемых потребностей современного общества. Ощутимую долю в расходах федерального бюджета занимают расходы на обслуживание государственного долга (в 1999 г. на эти цели было выделено 29% средств, причем из них на обслуживание внешнего долга – 60%, в то время как в 1995 году на эти цели направлялось лишь 8% средств); средства, направляемые на социальную политику (в 1999 г. – 7,3%) и образование (3,6%); а также обеспечение безопасности государства и правоохранительную деятельность (в 1999 г. на эти цели потрачено 9%, см. Приложение 3).
Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на народное хозяйство и поддержку экономики, а в последние годы из-за неоправданно возросших масштабов бюджетного финансирования затрат, обеспечивающих простое воспроизводство, когда на дотации уходило примерно пятая часть ВНП, резко снизилась роль бюджетных расходов в решении структурных проблем народного хозяйства. Как известно, к этому типу расходов относили расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, причем львиная доля средств направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям различных дотаций на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи низкорентабельным или даже убыточным предприятиям и т.д.
По ряду причин государство вкладывает свои средства в создание предприятий с государственной или долевой (с участием государства) собственности. Как известно, на практике различают два типа государственных предприятий:
Историческими причинами возникновения так называемого государственного предпринимательства и его частичного или полного бюджетного финансирования можно считать:
1. экономические причины
(необходимость крупных
2. политические причины (военное производство, связь, во-первых, стратегически важные отрасли, а во-вторых, они дают толчок развитию ряда смежных отраслей, снижая затраты частных предпринимателей);
3. фискальные причины (ограниченность ресурсов или сверхвысокая доходность – классическим примером служит вино-водочная промышленность России).
Как известно, основной функцией государственного предпринимательства является стимулирование частного предпринимательства, создание для частного предпринимательства наиболее благоприятных условий. Именно этому подчинены финансовый механизм и механизм ценообразования, общей тенденцией для которых можно назвать налоговые и кредитные льготы государственным предприятиям. В ценовой политике в большинстве стран нет особых различий — цена на продукцию государственных предприятий занижается (если потребителями продукции являются негосударственные предприятия). И, наоборот, цена завышена, если продукция идет широкому потребителю. Кроме того, рентабельность государственных предприятий всегда ниже (исключая, естественно, государственные монополии), чем у соответствующих негосударственных предприятий. А это в свою очередь увеличивает общие расходы государства, стимулируя перелив капитала в частные руки. К расходам государства на поддержку экономики следует отнести и покупку государством акций частных предприятий. Это один из способов помощи частным компаниям и переложения их убытков или расходов по расширению производства на бюджет, т.е., на плечи налогоплательщиков.
Учитывая роль и объемы расходов на финансирование народного хозяйства, нетрудно заключить, что расходы государства на экономику являются постоянной статьей расходов. И как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция этих расходов к постоянству объясняется их структурообразующей ролью, а общее их назначение — способствовать созданию наиболее благоприятных условий для частного капитала.
Учитывая вышесказанное, нетрудно себе представить пути осуществления участия государства в хозяйственной деятельности6:
Также возможно предоставление кредитов в рамках последней группы государственных расходов, но кредиты, предоставляемые от имени государства, практически не имеют денежную форму. Это всегда товарные кредиты, за которые надо возвращать деньги. Однако и здесь возможно исключение — иногда экономическая помощь бывает и безвозмездной. Но это крайне редкое явление, и объёмы такой помощи небольшие.
Итак, очевидно широкое разнообразие
форм участия государства в экономик
Однако тенденция к сокращению расходов федерального бюджета на народное хозяйство не может завершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат. И в условиях рынка останутся такие расходы, которые требуют обязательного привлечения государственных средств.
Совершенно очевидна необходимость перегруженному отечественному бюджету сокращения объема бюджетного финансирования затрат по народному хозяйству. Существует множество способов достичь этого, самый радикальный из которых – жесткая экономия в расходовании бюджетных средств, достигаемой как путем исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития, так и благодаря контролю за рациональным использованием выделенных бюджетных ассигнований. Также возможно сведение до минимума участия государства в производственных инвестициях за счет сокращения централизованных капитальных вложений и разумного акционирования строящихся объектов; рассматривается вариант отмены прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по значительному числу продовольственных и промышленных товаров в связи с либерализацией цен. И, наконец, последовательная реализация программы приватизации государственной собственности и резкого сокращения сферы государственной экономики может помочь достигнуть ощутимого результата в сокращении расходов федерального бюджета, а также в улучшении структуры народного хозяйства.
Исходя из требований «социализации» рыночной экономики в России, объявленной в нашей стране как одно из главных направлений проводимых в стране реформ, значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально-культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области.
К группе наиболее значимых расходов на финансирование социально-культурных мероприятий обычно относят7:
Из федерального бюджета
финансируются комплексные
Природа этих расходов во многом понятна – конституции многих стран, в т.ч. и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись. Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере перехода к рынку пополнять этот список новыми видами затрат. Например, с 1992 года Россия ввела индексацию доходов населения, которая изначально предполагала пересмотр размеров пенсий, стипендий, пособий и заработной платы работников бюджетных организаций не реже одного раза в квартал. Размер индекса ставился в зависимость от темпов инфляции и устанавливался с учетом индекса оплаты труда работников рыночного сектора.
Информация о работе Расходы федерального бюджета РФ. Их состав, структура, динамики в 90-е годы