Расходы федерального бюджета РФ. Их состав, структура, динамики в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:17, контрольная работа

Описание работы

Цель, данной работы, можно определить, как исследование государственного бюджета
•структуры федерального бюджета Российской Федерации
•основные черты бюджетной системы Российской Федерации
•бюджетную политику правительства РФ в 1992-1998гг.
•расходы федерального бюджета

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Характеристика федерального бюджета 6
1.1 Значение федерального бюджета 6
1.2.Состав расходов и их роль в поведении экономической политики государства 8
Глава II. Формирование расходов федерального бюджета 10
2.1 Структура расходов федерального бюджета 10
2.2 Бюджетная политика правительства РФ в 1992-1998гг. 23
Заключение 31
Список литературы 34
Приложения 35

Файлы: 1 файл

Расходы федерального бюджета РФ. Их состав, структура, динамики в 90-е годы.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

Всем известно, что за последние  годы произошел резкий скачок бюджетного дефицита, который, в свою очередь, привел к быстрому росту государственного долга как внутреннего, так и внешнего.

В чем же причина такого, несомненно, негативного явления? Из основных причинами  резкого скачка бюджетного дефицита во времена реформ следует прежде всего выделить  из них:

  1. неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.
  2. нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам и т.п.;
  3. низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;

Консерватизм структур отечественной  финансовой системы, их ориентированность на административно-командные рычаги управления экономикой также в какой-то мере не позволяли оперативно маневрировать финансовыми ресурсами в усложнившихся условиях. Сложившиеся еще в 30-е годы и лишь внешне подновленные в последующий период принципы организации финансовых отношений во всех звеньях народного хозяйства пришли в явное противоречие с задачами, выдвинутыми эпохой радикальных преобразований. Программа перевода экономики страны на рельсы рыночного хозяйства требовала коренных изменений во всем финансовом механизме, реформирования всех его структур.

Резкое увеличение дефицита федерального бюджета в свою очередь привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги (так называемая видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (подавленная, т.е. скрытая инфляция). Нарастание инфляционных процессов существенно снижает жизненный уровень населения, ведет к обострению социальной напряженности, а эти  явления обратны социально-экономической роли государства...

Выработка стратегии борьбы с бюджетным  дефицитом должна руководствоваться следующими простыми принципами16:

  • дефицит федерального бюджета - зло, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо "лечения" экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;
  • баланс федерального бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;
  • величина дефицита федерального бюджета, как свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 2-3% валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению;
  • для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Эмиссия должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. В разумных пределах дефицит федерального бюджета может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг, но 17 августа 1998 г. и прежде всего масштабы размещения государственных ценных бумаг поставили под вопрос этот тезис…;
  • для преодоления дефицита федерального бюджета необходимо "лечение" самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом.

Итак, необходимо придерживаться данных принципов при разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им, а также следовать примерам положительного мирового опыта. К тому же, ни в коем случае нельзя опираться и делать акценты на сиюминутных результатах, например таких, как устранение дефицита бюджета за один год и пр. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса. Кроме того, в программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, - способствовали сокращению государственных расходов федерального бюджета:

  • расширение использования финансовых льгот и санкций, которые позволяют более полно учесть специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;
  • увеличение расходов бюджета в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;
  • снижение военных расходов;
  • резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования; продажа на мировом рынке части задолженности других стран бывшему Советскому Союзу; полное прекращение правительственной помощи иностранным государствам;
  • сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
  • и пр.

Но, исходя из вышесказанного, необходимо еще учесть, что в мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется такая форма, как привлечение в страну иностранного капитала, с помощью которого решается сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера; сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений,  расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, улучшается состояние платежного баланса.

Осознавая такую специфическую  выгодность привлечения в страну иностранного капитала, все страны, даже, а может, и, прежде всего, экономически развитые, стремятся поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров.

Но вернемся к нашей реальности: наша страна до недавних пор почти  не имела импорта иностранного капитала; лишь с переходом к рынку в ней открылись возможности для прямых иностранных инвестиций. Начали создаваться совместные предприятия, но темпы развития сотрудничества в этой области пока очень низки.

Стабилизированию финансового  положения нашей страны будет  способствовать разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, ведь дефицит федерального бюджета на 1998 г. составил 132,4 млрд. руб. (см.  Приложение 3). Здесь следует заметить, что источники финансирования дефицита федерального бюджета составили на 1998 г. 4,7% ВВП, а вот в бюджете на 1999 г максимальный размер дефицита федерального бюджета в размере 101,4 млрд. руб. (или 2,54% ВВП). Время покажет, как оправдают себя эти цифры (если оправдают), ведь дефицит федерального бюджета – это одна острейшая проблема современной России на пути к рыночной экономике.

 

Заключение.

Федеральный бюджет, являясь центральным  звеном системы государственных финансов, придает финансам всеобщий характер. С помощью такого инструмента, как федеральный бюджет, государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через бюджет государство организует перераспределение общественного продукта (к примеру, между производственной и непроизводственной сферой), следовательно, такой централизованный фонд в лице бюджета необходим государству для осуществления своих основных функций. Важнейшими из функций государства в современной экономике принято считать обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение социально-культурных потребностей населения, обеспечение национальной обороны, покрытие общих издержек управления.

Значения расходов федерального бюджета  в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, ведь расходы государства способствуют ускоренному обновлению производственных фондов, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Нельзя также забывать и огромный вклад расходов федерального бюджета в решение проблемы социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить достаточно гибкую социальную политику.

В данной курсовой работе я рассмотрела федеральный бюджет РФ, состав расходов федерального бюджета, и их роль в поведении экономической политики государства, проанализировала расходы федерального бюджета за 90-е годы.

Для выяснения роли того или иного  типа расходов в совокупной структуре расходов федерального бюджета их классифицируют по определенным признакам. Экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению, к примеру, отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.д. С пропорциями между данными группами расходов и связано большинство проблем в формировании расходной части бюджета, особенно расходов на социальную сферу. По большому счету все группы расходов важны для полноценного воспроизводства и удовлетворения большинства потребностей населения, но определение размеров отдельных статей вызывает определенные трудности, а как показывает мировая практика, дефицит федерального бюджета одна из самых труднорешаемых проблем при переходе к рынку.

Исследуя динамику бюджетных показателей, легко заметить, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, тогда как его социальная функция не получила необходимого финансового подкрепления для своей реализации.

«Разгрузка» федерального бюджета  началась с реформирования межбюджетных отношений, доставшихся России от СССР. Федеральный бюджет освободили от ценовых дотаций, пособий незащищенным группам населения, капиталовложений местного значения, а в результате проведенной реорганизации на региональный уровень была возложена ответственность за осуществление крупных инвестиционных проектов. Еще одним примером реформы межбюджетных отношений может послужить передача в ведение муниципальных органов власти ведомственной сети социальных учреждений.

  В сложившихся условиях приоритетными  должны быть социальные расходы, так как именно государство обязано обеспечить социальную поддержку незащищенных слоев населения, а также расходы, определяющие жизнеспособность государства на данном этапе и в перспективе. Помимо социальных приоритетными должны стать расходы на поддержку жизнеобеспечивающих отраслей экономики, а также ее структурную перестройку.

Подытоживая все вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что в сложившихся условиях приоритетными должны быть социальные расходы, так как именно государство обязано обеспечить социальную поддержку незащищенных слоев населения, а также расходы, определяющие жизнеспособность государства на данном этапе и в перспективе. Кроме того, приоритетными должны стать расходы на поддержку жизнеобеспечивающих отраслей экономики, а также ее структурную перестройку.

Таким образом, необходимо сделать  акцент на том, что поддержка приоритетных отраслей экономики не должна быть обезличенной, пассивной. Для этого нужно последовательно сокращать дотации и субсидии ТЭК, аграрному сектору и переходить к адресной поддержке инвестиций под эффективные проекты. Реализации этой меры способствует введение новой бюджетной классификации17

Поддержка должна оказываться в  основном тем инвестиционным проектам, которые дают заказы отечественной промышленности, формируют спрос на ее продукцию. Использование бюджетных средств на приобретение импортной продукции возможно только в том случае, если это обеспечивает повышение качества отечественной продукции, расширяет возможности ее сбыта на внутреннем и внешнем рынке, получается, что необходима мудрая политика в формировании величины и, прежде всего структуры расходов федерального бюджета, а также жесткая экономия средств бюджетов всех уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. ФЗ от 22.02.99 №36-Ф3 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1999 ГОД». (принят ГД ФС РФ 05.02.99, опубликован: «Российская газета» №36 25.02.99 (без приложений), №39 02.03.99 (приложение 1 не полностью)).
  2. ФЗ от 26.03.98 №42-Ф3 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1998 ГОД». (принят ГД ФС РФ 04.03.98, первоначальный текст документа опубликован в: «Российская газета»  №61-64 за все 1998 год).
  3. ФЗ от 26.02.97 №29-Ф3 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1997 ГОД». (принят ГД ФС РФ 24.12.97, опубликован: «Российская газета» №6 за 1998 год).
  4. ФЗ от 31.12.95 №228-Ф3 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1996 ГОД». (принят ГД ФС РФ 6.12.95, первоначальный текст документа опубликован: «Российская газета» №4 за 1996 год).
  5. ФЗ от 31.03.95 №39-Ф3 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1995 ГОД». (принят ГД ФС РФ 15.03.95, первоначальный текст документа опубликован: «Российская газета» №69 за 1995 год).
  6. ФЗ от 01.07.94 №9-Ф3 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1994 ГОД». (принят ГД ФС РФ 24.07.94, первоначальный текст документа опубликован: «Российская газета» №123 за 1994 год).
  7. ЗАКОН РФ от 14.05.93 №4966-1 «О РЕСПУБЛИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1993 ГОД». Опубликован в «Российской газете» №103 от 1993 года.
  8. ЗАКОН РФ от 18.12.92 №4129-1 «ОБ УТОЧНЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1992 ГОД» (ред. 16.07.93). первоначальный текст документа опубликован в «Российской газете» №10 за 1993 год.
  9. Теория финансов. Б.М. Сабанти. Москва, Менеджер, 1998 г.
  10. Финансы. Родионова В.П. М. Финансы и статистика. 1995 г.
  11. Финансовая система России. А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. М. ИНФРА-М. 1997 г.

 

Приложения.

 

Приложение 1. Бюджетная  система расширенного правительства (по методологии МВФ) (в % к официальному ВВП).

 

Показатели

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

Федеральный бюджет

             
Доходы,

15,6

13,7

11,8

12,2

13,0

11,6

10,6

в том числе:

             

Налоги

13,0

12,4

9,2

10,8

9,9

9,4

8,9

Расходы,

38,0

24,3

23,2

17,6

22,1

18,4

15,5

в том числе:

             

Трансферты

1,7

2,8

4,2

2,1

3,1

3,8

1,5

Сальдо

-22,4

-10,6

-11,4

-5,4

-9,1

-6,8

-4,9

Региональные бюджеты

             

Доходы,

13,5

16,7

18,0

14,2

14,5

16,1

13,8

в том числе:

             

Налоги

12,0

13,5

14,4

11,9

11,6

12,6

11,0

Трансферты

1,7

2,6

4,1

1,6

2,7

2,9

1,5

Расходы,

12,0

16,1

17,5

14,5

14,8

16,9

14,7

Сальдо

1,5

0,6

0,5

-0,3

-0,3

-0,8

-0,9

Внебюджетные фонды

             

Доходы,

10,9

8,6

9,1

7,6

7,7

9,1

9,9

В том числе:

             

Трансферты

0,0

0,2

0,1

0,5

0,4

0,9

0,0

Расходы

8,4

8,0

8,6

7,6

7,7

9,0

9,4

Сальдо

2,5

0,6

0,5

0,0

0,0

0,1

0,5

Бюджет расширенного правительства

             

Доходы,

38,3

36,2

34,7

31,9

32,1

33,0

32,8

В том числе:

             

Налоги

35,8

34,5

32,6

30,3

29,2

31,1

29,7

Расходы

56,7

45,6

45,1

37,6

41,5

40,5

38,1

Сальдо

-18,4

-9,4

-10,4

-5,7

-9,4

-7,5

-5,3

Информация о работе Расходы федерального бюджета РФ. Их состав, структура, динамики в 90-е годы