Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:54, реферат
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
4) Безвозвратность бюджетных
ассигнований. Предоставление бюджетных
средств осуществляется без
5) Бесплатность бюджетных
ассигнований означает, что за
выделенные бюджетные средства
получатели бюджетных
В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:
1) сметное финансирование;
2) программное финансирование;
3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);
4) финансирование
Наибольшее распространение
в практике бюджетного финансирования
имеет сметное финансирование. Этот
метод получил широкое
Смета, составленная на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, а является подтверждением необходимости финансирования тех расходов, которые в ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий объем расходов.
Программное финансирование
как метод бюджетного финансирования
широко используется при финансировании
научных учреждений. В соответствии
с этим методом общий объем
выделяемых средств определяется не
на основе составленной сметы, а в
зависимости от значимости той или
иной научной темы. Общий объем
денежных средств по каждой теме выделяется
непосредственно научным
Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений, услуги которых являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т.п. Поскольку эти учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут быть установлены на уровне, позволяющем возмещать все затраты. Поэтому государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в полном объеме, а в объеме тех средств, которых недостаточно для покрытия затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов и затрат, возникающих на конец текущего финансового года.
Финансирование
Для открытия финансирования
на безвозвратной основе государственные
заказчики предоставляют
Начиная с 1997 г. Правительство РФ выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной основе для строительства, реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям только при условии оформления этой части средств в качестве доли государственной собственности.
Принципы и методы распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы
Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:
1) централизованного
2) максимально возможного
сбалансирования бюджетов - осуществляется
на условиях хронического
3) подведомственности и
значимости финансируемых
4) территориальности в
зачислении доходов - применяется
при формировании местных
5) самостоятельности власти
субъектов РБ и органов
В целом в основу распределения доходов и расходов между бюджетами положены принципы: значимости (республиканский и местный), подчинённости (подведомственности предприятий, объединений, организаций и учреждений), территориальности.
Различают первичный, базовый и областной территориальные уровни. К первичному относятся сельские, поселковые, городские (без районного деления), районные в городах Советы, к базовому территориальному уровню относятся городские (с районным делением), районные Советы, а к областному – областные Советы. Каждый из них формирует соответствующий бюджет
Принципы финансирования бюджетных учреждений
Для выявления специфики бюджетного планирования в непроизводственной сфере целесообразно, прежде всего, классифицировать входящие в ее состав предприятия, учреждения, организации по группам с учетом характера их деятельности, методов организации управления и финансирования.
В первую группу могут быть отнесены отрасли, которые очень близки к материальному производству. Они организуют свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, руководствуясь Законом Республики Беларусь "О предприятии". Услуги этих отраслей предоставляются за плату. Источником покрытия издержек по их производству является выручка от реализации услуг, т.е. денежные средства потребителей.
Во вторую группу включаются
отрасли, находящиеся на неполном хозрасчете,
т.е. имеющие некоторые доходы и
получающие средства из бюджета в
виде прямого финансирования или
дотаций (смешанное финансирование).
Их услуги частично бесплатные. Метод
ведения хозяйства здесь
К третьей группе принадлежат отрасли и учреждения, содержащиеся за счет средств бюджета. Оказываемые ими услуги — бесплатные, источником их финансирования является государственный бюджет.
Бюджетные учреждения могут финансироваться за счет средств:
- республиканского бюджета
- местного бюджета,
- государственных внебюджетных фондов,
- бюджетов всех уровней,
- внебюджетных доходов,
- средств, поступивших во временное распоряжение.
Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов:
1. Составление и утверждение
бюджетной росписи. Бюджетная
роспись составляется на
2. Уведомление о бюджетных
ассигнованиях. После того как
сводная бюджетная роспись
3. Составление сметы доходов
и расходов. Бюджетные учреждения
в течение 10 дней со дня получения
уведомлений о бюджетных
4. Лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более трех месяцев.
Получатели бюджетных средств имеют право на:
1) своевременное получение
и использование бюджетных
2) своевременное доведение
уведомлений о бюджетных
3) компенсацию в размере недофинансирования.
Получатели бюджетных средств обязаны:
1) своевременно подавать
бюджетные заявки или иные
документы, подтверждающие
2) эффективно использовать
бюджетные средства в
3) своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
4) своевременно и в полном
объеме вносить плату за
5) своевременно представлять
отчет и иные сведения об
использовании бюджетных
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства строго на определенные цели:
• на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
• на перечисление страховых
взносов в государственные
• на трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законами, законами субъектов и правовыми актами органов местного самоуправления;
• на командировочные и
иные компенсационные выплаты
• на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
• на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов
Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия
Важнейшей причиной поддержания
и наращивания бюджетного дефицита
являются огромные бюджетные расходы.
Они не только выступают в качестве
самого эффективного способа перераспределения
общественного богатства в
Бюджетный дефицит – это
финансовое явление, не обязательно
относящееся к разряду
- дефицит может быть
связан с необходимостью
- дефициты возникают в
результате чрезвычайных
- дефицит может отражать
кризисные явления в экономике,