Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:54, реферат
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Бюджетный дефицит возникает
вследствие многих причин объективного
и субъективного характера. Наиболее
часто – из-за невозможности мобилизовать
необходимые доходы в результате
спада темпов производства, низкой
производительности труда и других
причин, вызывающих нестабильность экономики,
снижение эффективности производства.
Причина бюджетного дефицита кроется
и в росте расходов без учета
финансовых возможностей государства,
в недостаточной
Однако бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня многие экономисты исходят из того, что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.
Бюджетный дефицит оказывает в свою очередь влияние на кредитно-денежное хозяйство и функционирование экономики в целом. В условиях существования бюджетного дефицита правительство вынужденно искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и государственные заимствования.
Дефицит государственного бюджета
ведет к инфляции. Существует определенная
связь между размером дефицита и
темпом инфляции. Как правило, более
высокий уровень дефицита сопровождается
более высокими темпами инфляции.
Однако инфляция и государственный
долг не является единственными последствиями
дефицита государственного бюджета, оказывающими
негативное воздействие на экономику
страны. Используя ГКО для
Нельзя не акцентировать внимания еще на одном факте: чтобы приобрести высокодоходные национальные ценные бумаги, иностранные инвесторы должны первоначально приобрести национальную валюту, что увеличивает спрос на нее, поднимает международную ценность и, несомненно, приводит к сокращению национального экспорта, увеличению импорта, к неблагоприятному торговому балансу страны. Последствием становится уменьшение валового внутреннего продукта и, как результат, снижение жизненного уровня населения.
Итак, основными последствиями бюджетного дефицита являются:
•инфляция;
•государственный долг;
•истощение валютных резервов;
•снижение инвестиционной активности;
•сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта;
снижение жизненного уровня населения.
Список используемой литературы:
1. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. - 268 с.
2. Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002, с.382
3. Законодательство и экономика, 2005, № 12
4. Илларионов А.М. Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг. // Вопр.экономики - 1998.- № 2. - с. 22-36.
5. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах // Финансы. – Колчина Т. Несложная арифметика. Фискальные службы доказали, что лишних денег не бывает
6. Кудрин А.Л. Бюджет-2002 -- сбалансированный и реалистичный // Финансы. 2002. №1. С. 3-6.
7. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.
8. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы
9. Лексин В.Н., Швецов А. Н. Стереотипы и реалии российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 2000. № 1.
10. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, № 5.
11. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 1998, № 6.
12. Мирзалиев М.Н. Составление местных бюджетов //Финансы. - 1999. - № 12. - с.12-14.
13. Николаев М., Махотаева М. Концепция реформирования налоговой системы // Экономист. - 2003. - № 4. - С. 49-52.
14. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 1997, № 5.
15. Об улучшении земских и городских финансов.- 1912. - с.28.
16. Общая теория финансов: Учебник /Под ред. Дробозиной Л.А.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - с.44-45.
17. Овсянников Л.Н. Вопросы контроля в Бюджетном кодексе //Финансы. - 1999. - № 1. - С.48-51.
18. Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления //Финансы. - 1999. - №3. - с. 5-9.
19. Поляк Г.Б. Финансовые проблемы развития регионов // Финансы. 2002. №9. С. 14-17.
20. Придачук М.П. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы. - 2003. - № 1. - С. 24.
21. Пронина Л.И. Законодательная основа местных финансов //Финансы. - 1998. - №1. - с. 7-11.
22. Родионова В.М. Современные требования к бюджетному законодательству //Финансы. - 1998. - №7. - с. 8-11.
23. Русавская А.В. Региональные финансы в условиях рынка // Проблемы развития региона. Калуга. 2000. С. 308--314.
24. Рыжков В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления//Финансы - 2001. №2. С.8.
25. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. - М.: Менеджер,1998г. - с. 86.
26. Сенчаков В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. М., 2002.
27. Смирнов К. Владимир Путин велел надавить на нефтяников // Коммерсант. - 2004. - 14 апреля.
28. Стиглиц Д.Ю. Экономика государственного сектора /Пер. с анг.-М.: Изд-во МГУ; ИНФРА-М, 1997.-720 с.
29. Телепнев С.А. Финансы местного самоуправления //Финансы. - 2000. - №2. - с. 8-9.