Развитие межбюджетный отношений на федеральном (региональном, местном) уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.

Содержание работы

Введение
5

1 Теоретические аспекты развития и экономическая сущность межбюджетных отношений
6

1.1 Понятие и сущность межбюджетных отношений
6

1.2 Проблемы развития Межбюджетных отношений в Российской Федерации
10

2 Анализ состояния межбюджетных отношений на федеральном, региональном и местном уровнях 26
15

2.1 Взаимоотношения Федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации
15

2.2 Взаимоотношения региона с муниципальными образованиями
21

3 Пути дальнейшего развития межбюджетных отношений в Российской Федерации
26
3.1 Российский опыт совершенствования межбюджетных отношений
26

3.2 Зарубежный опыт совершенствования межбюджетных отношений
32

Заключение
47

Список использованных источников
49

Приложение A
51

Файлы: 1 файл

Развитие межбюджетных отношений на федеральном региональном местном уровне.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

1. дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности  субъектов РФ, которые распределяются  между субъектами РФ в соответствии  с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ. Согласно ей уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до распределения дотаций из Фонда определяется по формуле:

       БОi = ИНПi / ИБРi ,где:

     БОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций из Фонда;

     ИНПi - индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации;

     ИБРi - индекс бюджетных расходов субъекта Российской Федерации.

     Индекс  налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта Российской Федерации. Индекс налогового потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

     Индекс  бюджетных расходов - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг  в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

     Индекс  бюджетных расходов применяется  для сопоставления уровней расчетной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой расходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

     Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Проект и  методика распределения дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое касается субсидий и субвенций.

     2. Совокупность субсидий бюджетам  субъектов РФ из федерального  бюджета образует Федеральный  фонд софинансирования расходов. В составе федерального бюджета  могут предусматриваться субсидии  бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими отдельных расходных обязательств.

     3. Совокупность субвенций бюджетам субъектам РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

     Субвенции распределяются между всеми субъектами РФ единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения, потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных)услуг в субъектах РФ

     4. Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

     Крупнейшим  каналом федеральной финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной  обеспеченности из ФФПР. (см. табл. 1).

     Механизм  межбюджетных отношений, при котором  основным регулятором стал выступать  целевой Фонд финансовой поддержки  регионов, введен с 1994 г. В 1994 г. фонд формировался в размере 22 % НДС (за счет его доли, поступавшей в федеральный бюджет), в 1995 г. – в размере 27% НДС. В 1996-1998гг. фонд создавался за счет 15 % общего размера налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением подоходного с физических лиц и ввозных таможенных пошлин. В 1999 и 2000гг. он был образован в размере 14% налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов от НДС и акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, таможенных пошлин и иных таможенных платежей. [14, с.160]

     В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете с 2001 г. ежегодно образовывается Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), основное предназначение которого – выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ

     В течение нескольких лет ФФПР составлял  около 14 % от общего размера налоговых  доходов федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин.

     Как видно из таблицы 1, объем фонда, начиная  с 2000г. имеет в абсолютном выражении  устойчивый рост. При этом в процентном отношении наблюдается снижение. Например, с 2007 по 2008г.г. он вырос на 26,2 %. Данный факт свидетельствует о росте доходной части федерального бюджета даже с учетом инфляции. Это является результатом роста налогооблагаемой базы, который обусловлен устойчивым экономическим ростом в стране за последние несколько лет. В 2008г., как и в прошлые годы, самыми большими доходными статьями федерального бюджета являлись: таможенные пошлины – 33,9 %, НДС–29%, НДФЛ–18 %.

     Таблица 1 - Масштабы Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 1994-2008 гг.

     
Года сумма в млрд.руб., (до 1998г.-трлн.руб.) доля в % в  федеральном бюджете (вкл. внебюджетные фонды) количество дотационных регионов
1994 11,9 6,1
1995 23,6 8,3 78
1996 39,3 9,0 75
1997 52,9 10,0 81
1998 39,2 7,8 76
1999 33,7 5,9 76
2000 57,4 6,7 71
2001 100,3 8,4 70
2002 147,5 7,6 71
2003 173,8 7,2 71
2004 175,8 6,4 71
2005 189,9 5,4 67
2006 228,2 5,3 65
2007 260,4 4,8 69
2008 328,6 5,2 72

 

     Процентное  снижение можно трактовать двояко. С одной стороны это способствует снижению иждивенческих настроений у регионов, с другой стороны их потребность в таком финансировании достаточно велика. Однако, как видно из таблицы, число дотационных регионов за последний год выросло с 69 до 72. И это при том, что в стране за последние несколько лет наблюдался впечатляющий экономический рост. Это позволяет говорить: о неэффективности методики, да и, вообще, всей системы образования и распределения данного фонда по регионам; о налоговой политике, провоцирующей усиление бюджетной централизации.

     Наибольшая  доля ФФПР в 2007г. (см. приложение A) пришлась на следующие регионы: Дагестан (7,2 %), Якутия (5,6%), Алтайский край (4,8%) Чечня (4%). В 2008 г. ситуация в данном плане существенно не изменилась. В 2008г. ряды дотационных регионов пополнили: республика Коми; Ярославская, Челябинская, Оренбургская, Томская области. На наш взгляд присутствие такого мощного в социально-экономическом плане региона как Челябинская область в списке ФФПР результат попустительского отношения властей данного субъекта РФ в плане финансового менеджмента региона и иждивенческих настроений.

     Соотношение доходов между федеральными и  региональными бюджетами составляло в 2001 г. 59:41 вместо прежнего 53:47, а в 2002-2008гг. это соотношение было в среднем 60:40. На наш взгляд, это результат налоговой политики, направленной на полную централизацию НДС и акцизов на табачные изделия в федеральном бюджете. При этом остающиеся в субъектах РФ доходы распределяются в следующих соотношениях: примерно 24-25 % доходов от консолидированного бюджета остаются в субъектах РФ и 19-20 % - доходы органов местного самоуправления Подавляющее большинство регионов постоянно находится на дотации (примерно 70) [14, с.161].

     В настоящее время взаимоотношения  федерального и региональных бюджетов не имеют достаточной законодательной  базы, непрозрачны, крайне запутаны, во многом произвольны и требуют радикального упорядочения. Помощь регионам из федерального бюджета осуществляется не только посредством прямых транзакций (перечислений) на определенные цели, но и в виде всяких льгот по налогам, которые должны по общему порядку поступать в федеральный бюджет, а также в других формах. Такое положение открывает простор для субъективизма, скрытых дотаций, определяемых не только реальным положением дел в регионах, но и политическими и иными мотивами.

     Мы  можем сделать вывод, что помощь из центра не носит целевого характера, не стимулирует региональные органы управления совершенствовать свою собственную деятельность и полнее использовать внутренние возможности хозяйства соответствующих территорий, более того - поощряет иждивенчество. Все это усугубляется растущей централизацией финансовых ресурсов, провоцируемой налоговой системой.

     В итоге взаимоотношения федерального бюджета с регионами зашли  в тупик. Количество регионов-доноров  за последние несколько лет не только перестало увеличиваться, но за последний год их уменьшилось на 5.И это при том, что в стране за последние несколько лет наблюдался устойчивый экономический рост. Причем эти регионы справедливо возмущены тем, что не имеют никаких преимуществ по сравнению с иждивенцами. Получается, что регионы, которые слабо работают над программами лучшего использования имеющихся у них ресурсов или более того проводят политику торможения реформ, могут жить не хуже других за счет перераспределения средств через федеральный бюджет от более успешно и творчески работающих регионов. Ярким примером является Башкортостан, который на протяжении многих лет, будучи успешным регионом-донором, в 2007г. стал дотационным. То же самое относится к Челябинской области. Мы можем сделать вывод, что такие условия, естественно, отбивают у регионов-доноров стимул к дальнейшему социально-экономическому совершенствованию.  
 

     2.2 Взаимоотношения  региона с муниципальными  образованиями

     Основные  задачи бюджетных взаимоотношений  между регионами и муниципальными образованиями аналогичны задачам межбюджетных отношений между федеральным центром и регионами.

     Финансовой  основой местного самоуправления является местный бюджет. Формирование, утверждение  и исполнение местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований), контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.

     Распределение дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности поселений между поселениями и (или) заменяющие их дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты поселений утверждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. Данные дотации образуют региональный фонд финансовой поддержки.

       Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов.

     Совокупность  субвенций местным бюджетам из бюджета  субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций.

Информация о работе Развитие межбюджетный отношений на федеральном (региональном, местном) уровне