Реформы ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Целью работы является раскрытие истоков кризиса жилищно-коммунального хозяйства, и анализ возможный путей дальнейшего реформирования и развития. Здесь дано понятие жилищно-коммунального хозяйства, перечислены предприятия и службы входящие в его состав. Представлена оперативная информация о состоянии жилищно-коммунального хозяйства России на сегодняшний день. Обозначены основные причины кризиса и описана суть необходимой реформы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Понятие ЖКХ…………………………………………………………………………….4
2. Рынки жилищного фонда и жилищных услуг…………………………………………5
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства…………………………………...6
1. Снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг………………………………..8
2. Совершенствование системы управления ЖКХ……………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Реформы жкх.docx

— 44.91 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………3

  1. Понятие ЖКХ…………………………………………………………………………….4
  2. Рынки жилищного фонда и жилищных услуг…………………………………………5

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства…………………………………...6

  1. Снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг………………………………..8
  2. Совершенствование системы управления ЖКХ……………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………………………….12

Список литературы…………………………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход к рынку жилья  принципиально меняет роль государства  в экономике. Формирование экономических  отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с  проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере. Обсуждение вопроса рентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровнях власти. Работа посвящена проблеме реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Целью работы является раскрытие  истоков кризиса жилищно-коммунального хозяйства, и анализ возможный путей дальнейшего реформирования и развития. Здесь дано понятие жилищно-коммунального хозяйства, перечислены предприятия и службы входящие в его состав. Представлена оперативная информация о состоянии жилищно-коммунального хозяйства России на сегодняшний день. Обозначены основные причины кризиса и описана суть необходимой реформы.

Вторая часть более полно раскрывает необходимость реформирования в жилищно-коммунальном хозяйстве России. В первом части описана зависимость изменения цен на жилищные услуги, от изменений на рынке жилищного фонда. Второй раздел подробно рассказывает о причинах кризиса жилищно-коммунального хозяйства. В нем доказана необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства, описаны негативные последствия к которым приводит затягивание реформы в данной отрасли.

Далее говорится о реформах, которые проводятся в Российском жилищно-коммунальном хозяйстве. В этой части раскрыты принципы, соблюдение которых приведет к успеху реформы. В данной главе описаны меры которые необходимо принять для повышения удельной доли возмещения затрат на обслуживание жилья населения, без повышения тарифов. Здесь оговариваются принципы совершенствования управления и механизма финансирования жилищно-коммунального хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие ЖКХ

Коммунальное  хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения. Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство  включает:

1. Санитарно-технические  предприятия - водопроводы, канализации,  предприятия по уборке территорий  населённых мест и санитарной  очистки домовладений, прачечные,  бани, купально-плавательные сооружения.  

2. Транспортные предприятия  - городской общественный пассажирский  транспорт (метрополитен, трамвай,  троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт  местного назначения.

3. Энергетические предприятия  - электрические, газовые и теплофикационные  распределительные сети, отопительные  котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые  пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства  населённых мест, которые входят в  состав коммунального хозяйства  относятся дороги и тротуары, мосты  и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и  эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные  насаждения общего пользования, уличное  освещение и др.

В настоящее время в  Российской Федерации насчитывается 11729 муниципальных образований, из них: городов - 592; поселков-519; городских  районов и округов - 126; районов-1488; сельских округов - 9790; сельских населенных пунктов - 210.

В 11160 муниципальных образований  приняты и зарегистрированы уставы, 11496 муниципальных образований имеют  местный бюджет, причем в общем  объеме консолидированного бюджета  доходы муниципальных образований  составляют около 22%, а расходы муниципальных  образований - свыше 24%, в том числе  на жилищно-коммунальное хозяйство - 88%. В 10927 муниципальных образований существуют объекты муниципальной собственности, в т.ч. муниципальные предприятия - в 4917 муниципальных образованиях, муниципальный жилой фонд и нежилые помещения - в 8510 муниципальных образованиях. Результатом нерешенности проблем, препятствующие устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований, является кризис жилищно-коммунального хозяйства. Изношенность основных фондов, устаревшие технологии и оборудование, задолженности и банкротство муниципальных предприятий, замораживание жилищного строительства и это только часть проблем. Кризис социальной инфраструктуры муниципальных образований муниципальных учреждений дошкольного воспитания, образования, здравоохранения, культуры.

В связи с этим одной  из основных задач, которые выходят  на первый план в контексте государственной  поддержки развития муниципальных  образований, является реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Цель реформы - создание условий для стимулирования жилищного строительства, устойчивого  функционирования систем жизнеобеспечения, наведение порядка в обеспечении  населения жильем и коммунальными  услугами.

 

    1. Рынки жилищного фонда и жилищных услуг.

Рынок жилищного  фонда: Цены на дома зависят от того, как много семей желает приобрести жилье и сколько единиц жилищного фонда имеется на рынке. Так при повышении спроса растут цены, а при повышении предложения цены уменьшаются. Предложение нового жилищного фонда исходит от строительной индустрии и зависит от соотношения цен на жилье и стоимости его строительства (модернизации).

В долгосрочной перспективе  рынок жилищного фонда должен уравнивать цены на жилье с затратами  на его строительство. В краткосрочной  перспективе возникают отклонения по причине задержек, свойственных процессу строительства. Так, если спрос  на жилье резко возрастает, а предложение  жилищного фонда остается постоянным, то цены растут. Пока цены больше издержек – осуществляется ввод жилья. По мере того, как вновь введенный жилищный фонд попадает на рынок спрос удовлетворяется  цены падают, приближаясь к издержкам. Важнейший фактор, влияющий на спрос на жилищный фонд – доход (потенциальная квартплата) от приобретенной недвижимости.

Рынок жилищных услуг: Жильцы могут быть владельцами или простыми квартиросъемщиками. Спрос на жилищные услуги зависит от дохода семьи и соотношения цены жилья и стоимости других товаров (питание, одежда и т.д.).

Стоимость жилищных услуг (сумма, выплачиваемая за пользование жилищем) Для квартиросъемщика – это квартплата, для домовладельца – доход  от владения собственностью. Спрос  на жилищные услуги зависит от уровня квартплаты, уровня доходов и числа  семей. При прочих равных условиях, если растет число семей, то растет спрос на жилищные услуги, и если предложение постоянно – растет квартплата. Таковы законы рынка жилищного фонда и жилищных услуг в цивилизованном мире. Россия же ввиду своей особенности исторического развития имеет ряд отличительных черт.

 

 

 

 

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства

 

  1. Снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг.

 

Ключевыми аспектами каждого  из указанных направлений являются:

  1. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ)

-  Объединение собственников  жилья в товарищества собственников  жилья (ТСЖ) в границах единого  комплекса недвижимого имущества  (кондоминиума), включающего в себя  земельный участок и расположенное  на нем жилое здание, является  одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.

  1. Региональные программы могут включать несколько разделов, обеспечивающих поддержку товарищества собственников жилья, среди них:

-  Содействие на местном  уровне становлению ТСЖ в существующем  жилищном фонде должно предусматривать:

- упрощение и удешевление  процедуры регистрации товарищества;

- возможность получения  товариществами установленных дотаций  из местных бюджетов на текущее  содержание кондоминиума икапитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилищного фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда;

- предоставление налоговых  льгот в пределах компетенции  представительных органов региональной  и местной власти.

  1. Организация ТСЖ в процессе строительства должна стать постоянной практикой работы органов местного самоуправления и застройщиков, если возводимое жилье предполагается продавать разным собственникам.
  2. Выделение земельных участков в общую долевую собственность членов товарищества может позволить привлечь за счет ее коммерческого использования дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
  3. Урегулирование вопросов бухгалтерской отчетности и налогообложения ТСЖ как некоммерческих организаций улучшит финансовую ситуацию по обслуживанию жилищной недвижимости и привлечет к этому процессу больше желающих стать его участниками.
  4. Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг
  5. Разделение функций заказчика услуг ЖКХ и подрядчиков по их предоставлению

 Мировая практика, а  также российская практика последних  лет достаточно убедительно показывают, что создание эффективных механизмов  управления муниципальным жилищным  фондом и его инфраструктурным обеспечением достигается путем четкого выделения функций собственника жилищного фонда (муниципалитета) и делегирования им на конкурсной основе функций управления и обслуживания муниципальной недвижимости специализированным организациям. Такая идеология нашла отражение в Концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации.

При таком подходе система  управления муниципальным жилищно - коммунальным хозяйством города рассматривается как трехуровневая система:

- собственник жилищного  фонда и других объектов недвижимости;

- заказчики жилищно - коммунальных  услуг;

- подрядные организации,  обеспечивающие предоставление жилищно - коммунальных услуг.

  1. Формирование службы заказчика (управляющей компании) как субъекта рыночных отношений является ключевым вопросом для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве.

При формировании или выборе службы заказчика (управляющей компании) собственник (муниципалитет) должен руководствоваться  двумя соображениями:

- служба заказчика должна  быть в максимальной степени ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно - коммунальных услуг;

- такая ориентация может  быть достигнута выбором соответствующих  организационных и финансовых  механизмов.

Основными задачами службы заказчика являются:

- выбор наилучшего подрядчика  по предоставлению жилищных и  коммунальных услуг на вверенном  ему в управление жилищном  фонде;

- заключение договорных  отношений с выбранными подрядчиками  на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости;

- обеспечение системы  контроля за предоставлением  этих услуг и оплаты их по  факту предоставления.

Принципиальным моментом в подходе к организации службы заказчика является понимание службы заказчика как субъекта рыночных отношений.

Сегодня при только формирующихся  экономических взаимоотношениях в  сфере обслуживания жилья лучшей организационной формой службы заказчика является муниципальное унитарное предприятие - управляющая компания. Для обеспечения эффективности своей деятельности это предприятие должно быть заинтересовано:

- в расширении объема  обслуживания муниципального жилищного фонда;

- в получении заказов  на обслуживание других объектов  муниципальной недвижимости (школ, детских садов);

- в заключении договоров  на обслуживание кондоминиумов  с товариществами собственников жилья;

- в минимизации задолженности  населения по оплате жилищно  - коммунальных услуг;

- в выборе, где это возможно, на конкурсной основе самого  эффективного подрядчика для  предоставления услуг;

- в системе эффективного  контроля за деятельностью подрядных  организаций.

Для решения каждой из указанных  задач необходим соответствующий  механизм экономического стимулирования данной деятельности.

Информация о работе Реформы ЖКХ