Реформы ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Целью работы является раскрытие истоков кризиса жилищно-коммунального хозяйства, и анализ возможный путей дальнейшего реформирования и развития. Здесь дано понятие жилищно-коммунального хозяйства, перечислены предприятия и службы входящие в его состав. Представлена оперативная информация о состоянии жилищно-коммунального хозяйства России на сегодняшний день. Обозначены основные причины кризиса и описана суть необходимой реформы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Понятие ЖКХ…………………………………………………………………………….4
2. Рынки жилищного фонда и жилищных услуг…………………………………………5
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства…………………………………...6
1. Снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг………………………………..8
2. Совершенствование системы управления ЖКХ……………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Реформы жкх.docx

— 44.91 Кб (Скачать файл)

В качестве альтернативы службе заказчика как муниципальному унитарному предприятию часто рассматривается  служба заказчика как муниципальное  учреждение. Это более простая  и привычная форма управления, однако учреждение экономически не заинтересовано в решении перечисленных задач. Кроме того, зачастую служба заказчика в этом случае финансируется за счет бюджета. Недостатками такой схемы являются:

- финансирование из бюджета  не заинтересовывает службу заказчика в результатах своего труда;

- по существу, возрастают  расходы на жилищно - коммунальное  хозяйство, потому что кроме  финансирования бюджетом и населением  самого жилищно - коммунального  хозяйства возникает необходимость финансировать дополнительно из бюджета службу заказчика;

- бюджетное финансирование - это постоянная борьба за  снижение численности чиновников, и служба заказчика в этом  случае создается в предельно  усеченном варианте, который не  позволяет эффективно наладить контроль за работой подрядчиков, а следовательно, не реализует главную идею создания службы - оплату работ в зависимости от их качества и количества.

Деятельность службы заказчика (управляющей компании) направлена на предоставление жилищно - коммунальных услуг и должна входить в их стоимость. Мировая и российская практика показывает, что деятельность, выполняемая службой заказчика, стоит от 4 до 8% стоимости жилищных услуг. Причем служба заказчика - это достаточно разветвленная структура, на низовой ступеньке которой находятся сотрудники, отвечающие за состояние конкретного жилого дома (домов) и контролирующие деятельность подрядчиков на нем, - домоуправы.

В связи с этим важен  вопрос об оптимальных размерах деятельности управляющей компании. В принципе, собственник (муниципалитет) должен быть заинтересован в конечном итоге  в выборе наилучшего заказчика. Но, с другой стороны, если размер жилищного фонда будет достаточно мал, возрастут издержки, связанные с организацией работы службы заказчика, а следовательно, повысится их стоимость. Практика показывает, что оптимальный размер жилищного фонда, находящийся в управлении службы заказчика, - 30000 - 40000 жилых единиц (квартир). Из этого можно сделать вывод, что в городах с населением свыше 150000 человек целесообразно формировать несколько служб заказчиков, закладывая фундамент развития конкуренции в этой сфере деятельности.

Эффективная работа службы заказчика возможна только в случае четкого определения правил игры. В первую очередь, это договор  с муниципалитетом на управление жилищным фондом, в котором указываются объем жилищного фонда, передаваемый в хозяйственное ведение предприятию, размеры и источники финансовых средств на его обслуживание. Ссылаясь на "недостаток финансовых средств", многие администрации создают службы заказчика или как муниципальные учреждения, или как структурные подразделения администрации, чтобы, якобы из-за недостатка экономических рычагов, сохранить хорошо знакомые - административные. При этом не учитывается, что:

- существующее финансирование  жилищного хозяйства не столь  мало, сколь неэффективно расходуется,  и главная проблема состоит  в стабильности финансирования;

- даже в условиях нестабильного  финансирования можно предусмотреть такую систему заключения договоров на выполнение подрядных работ, когда объем и перечень работ будут изменяться в зависимости от уровня финансирования по заданию заказчика;

- стабильность финансирования  жилищного хозяйства достаточно легко обеспечить путем опережающего повышения в оплате населением доли стоимости жилищных услуг;

- для стабилизации взаимоотношений  службы заказчика с теплоснабжающими  организациями целесообразно заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату услуг теплоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие разницы между ценой услуги и тарифом для населения за счет бюджетных или других источников находится в компетенции местных органов власти.

Реализация таких мер  может дать существенный толчок развитию реальных рыночных механизмов в жилищно - коммунальном хозяйстве, повышению  качества и снижению стоимости услуг.

  1. Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения капитальных ремонтов позволяет резко повысить эффективность используемых финансовых ресурсов.

Главные вопросы для успешного  проведения конкурсов:

- грамотно подобранные  пакеты домов, выставляемых на  конкурс (размер пакета не должен  быть мене 1000 квартир);

- активная информационная  кампания;

- полностью формализованная  процедура подведения итогов, строгие и четкие критерии отбора.

  1. Формирование системы эффективных договорных отношений на поставку жилищно - коммунальных услуг - достаточно длительный и непростой процесс, связанный с окончательным переходом от административных рычагов управления к рыночным.

В рамках реализации программы  целесообразно разработать примерные  договоры на поставку жилищно - коммунальных услуг для данного региона.

  1. Разработка и широкое внедрение формализованных процедур контроля за деятельностью подрядных организаций обеспечит процедуру оплаты только реально выполненных работ или поставленных услуг.
  2. Регулирование деятельности естественных локальных монополий по поставке коммунальных услуг заключается в первую очередь в:

-  регулировании цен  на поставку услуг естественных  монополистов путем контроля  затрат и рентабельности; практика показывает, что наиболее необоснованно завышенными затратными статьями являются амортизационные отчисления (за счет завышенной стоимости основных фондов) и ремонтный фонд;

-  выделении работ,  которые могут проводиться на конкурсных началах (такими работами могут стать поставка сырья и материалов, и особенно ремонтные работы, которые сегодня, есть все основания полагать, проводятся наиболее неэффективно с точки зрения стоимости);

- содействии внедрению  альтернативных технологий с  целью демонополизации предоставления  услуг.

  1. Организация ресурсосбережения в жилищно - коммунальном хозяйстве может дать наибольший эффект с точки зрения снижениястоимости услуг

Для организации ресурсосбережения  в жилищно - коммунальном хозяйстве  программа должна предусматривать:

-  разработку технических  и организационных мер по установке  приборов учета и регулирования  потребления коммунальных услуг; наиболее важно для органов местного самоуправления определить приоритеты по учету ресурсов в масштабах: а) микрорайона, б) дома, в) квартиры; определить концепцию регулирования расходования тепловых ресурсов (временное, температурно - фасадное, потребителям на отопительной батарее); необходимые организационные меры включают обеспечение обслуживания, метрической поверки, порядка съема и обработки результатов измерений и, в конечном счете, обеспечение оплаты услуг по факту показаний счетчика;

-  формирование внебюджетных  источников кредитного финансирования  работ по ресурсосбережению. Одним из возможных и привлекательных подходов может стать формирование регионального Фонда ресурсосбережения, который формируется путем увеличения на незначительный процент тарифа на коммунальные услуги и используется для выделения на кредитной основе под гарантии местных администраций ресурсоснабжающим и жилищным организациям для проведения работ по ресурсосбережению;

-  разработку рекомендаций  по выбору технологий для ресурсосбережения  в жилищном фонде;

-  методическое обеспечение  тарифной политики ресурсоснабжающих  организаций в связи с проведением  мероприятий по ресурсосбережению;  одним из возможных направлений  этой работы может стать разделение  коммунальных тарифов на две  составляющие: за сетевое обслуживание (постоянная величина) и за поставку услуги (переменная величина).

 

  1. Совершенствование системы управления ЖКХ.

Основные направления  и ожидаемые результаты деятельности Фонда по реформированию ЖКХ на 2011-2012гг.:

В 2011-2012 годы Фондом будет  продолжены деятельность по реализации возложенных на него целей и задач.

С учетом достигнутых результатов  работа государственной корпорации будет осуществляться по следующим  направлениям:

Первый блок - закрепление достигнутых результатов и продолжение преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Задачи:

- контроль сохранения (не допущение снижения) достигнутого в субъектах Российской Федерации уровня преобразований по развитию инициативы собственников жилья, конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, системы управлению имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием механизмов государственно-частного партнерства, адресному предоставлению льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в денежной форме, ликвидации субсидирования организаций коммунального комплекса;

- увеличение объема имущества, находящегося в общей долевой собственности владельцев жилья в многоквартирных домах, путем формирования и проведения государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;

- увеличение оснащенности многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии и коммунальных ресурсов.

Второй блок - расширение программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Задачи:

- увеличение количества многоквартирных домов (общей площади) отремонтированного жилищного фонда;

- сокращение общей площади аварийного жилищного фонда;

- стимулирование применения технологий малоэтажного жилищного строительства при расселении граждан из аварийного жилищного фонда;

- стимулирование увеличение количества многоквартирных домов, построенных с применением энергоэффективных технологий;

- завершение реализации программ, финансируемых с участием средств Фонда до момента его ликвидации.

Третий блок - создание механизмов, которые позволят продолжить обновление жилого фонда после окончания деятельности государственной корпорации.

Государственной корпорацией  будет продолжена работа по подготовке нормативной базы для выработки  единых механизмов финансового обеспечения  мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов  после прекращения деятельности.  Создание отдельных специализированных институтов – региональных систем капитального ремонта многоквартирных  домов в субъектах Российской Федерации позволит сохранить динамику обновления жилищного фонда, постепенно сведя к минимуму финансирование за счет средств федерального бюджета (до уровня дотаций отдельным категориям граждан), создать для собственников  жилья стимулы к аккумулированию  средств на осуществление капитального ремонта общего имущества многоквартирных  домов (с учетом софинансирования расходов из дополнительных источников), в том  числе способствовать формированию долгосрочной устойчивой системы кредитования капитальных ремонтов (модернизации) жилья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые показатели эффективности деятельности государственной  корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства  до 2013 года

 

 

Показатели

Единицы измерения

Целевые значения показателей

по итогам 2011 года

по итогам 2012 года

1. Участие субъектов Российской  Федерации в программах Фонда

     

1.1

Степень охвата многоквартирных домов  программами Фонда

ед.

10 870

14 990

1.2

Количество муниципальных образований, вовлеченных в программы Фонда

ед.

800

1 650

1.3

Общий объем расходов на реализацию региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных  домов и переселения граждан  из аварийного жилищного фонда

млн. руб.

52 390,0

56 300,0

2.  Реализация преобразований в  сфере жилищно-коммунального хозяйства

     

2.1

Доля многоквартирных домов, земельные  участки под которыми сформированы и поставлены на государственный  кадастровый учет, в общем количестве многоквартирных домов, находящихся  на территории муниципальных образований, участвующих в программах Фонда

%

45,0

55,0

2.2

Доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных  домах1, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, участвующих в региональных адресных программах по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых с участием средств Фонда

%

80,0

95,0

2.3

Доля объемов тепловой энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных  домах, оплата которой осуществляется с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, участвующих в региональных адресных программах по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых с участием средств Фонда

%

50,0

95,0

2.4

Доля объемов воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты  за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных  домах, участвующих в региональных адресных программах по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых с участием средств Фонда

%

60,0

95,0

3. Реализация региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов

     

3.1

Общая площадь многоквартирных домов, в которых проведен (завершен) капитальный  ремонт

тыс.м2

30 770,0

38 796,2

3.2

Количество многоквартирных домов, в которых проведен (завершен) капитальный  ремонт

ед.

9 020,0

12 124,0

3.3

Численность граждан, проживающих в  многоквартирных домах в которых  проведен (завершен) капитальный ремонт

тыс.чел.

1 315,0

1 600,0

4. Реализация региональных адресных  программы по переселению граждан  из аварийного жилищного фонда 

     

4.1

Общая площадь жилых помещений  аварийных домов, из которых переселены граждане

тыс.м2

1 340,0

1 092,1

4.2

Количество расселенных аварийных  домов

ед.

5 455

4 589

4.3

Численность граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда

чел.

87 160

73 440

4.4

Доля граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, в малоэтажные  дома, от общего числа граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда

%

30

40

Информация о работе Реформы ЖКХ