Резервный фонд. Фонд национального бла-госостояния: назначение, специфика формирования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является изучение специфики формирования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, предметом - Резервный фонд и Фонда национального благосостояния, как составные части федерального бюджета, способствующие стабильности экономического развития страны.
Целью данного исследования является изучение сущности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, определение целей управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, выявление изменений в стратегии формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…...3

1. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА И
ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РФ………………………….4
Создание и назначение Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния……………………………………………………………….4
Формирование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния……………………………………………………………………...7
Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния…………………………………………………………………...9

2. АНАЛИЗ РEЗЕРВНОГО ФОНДА И ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО
БЛАГОСОСТОЯНИЯ………………………………………………………………11
2.1 Позитивные и негативные оценки деятельности фондов…………...11
2.2 Основные проблемы и возможные пути их решения……………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………17

Файлы: 1 файл

Контрольная по Бюджетной системе РФ.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…...3

 

1. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  РЕЗЕРВНОГО ФОНДА И 

    ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО  БЛАГОСОСТОЯНИЯ РФ………………………….4

    1. Создание и назначение Резервного фонда и Фонда национального

благосостояния……………………………………………………………….4

    1. Формирование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния……………………………………………………………………...7
    2. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния…………………………………………………………………...9

 

2.  АНАЛИЗ РEЗЕРВНОГО ФОНДА И ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО

      БЛАГОСОСТОЯНИЯ………………………………………………………………11

                  2.1   Позитивные и негативные оценки деятельности фондов…………...11

                  2.2   Основные проблемы и возможные пути их решения……………….14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………16

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………17

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………………18

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………………….19

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………………….20

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния являются составной частью финансово-экономической системы любого государства, оказывают как непосредственное, так и косвенно влияние на динамику макроэкономических показателей, формирование и исполнение бюджетов, социально-экономическое развитие. Поэтому становиться актуальным вопрос эффективности использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и результатов использования средств в социально - экономическом развитии.

Объектом исследования является изучение специфики формирования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, предметом - Резервный фонд и Фонда национального благосостояния, как составные части федерального бюджета, способствующие стабильности экономического развития страны.

Целью данного исследования является изучение сущности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, определение целей управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, выявление изменений в стратегии формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО

     ФОНДА И  ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ  РФ

 

    1. Создание и назначение Резервного фонда и Фонда национального

 благосостояния

 

В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года.

По замыслу экономистов Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. Также назначение фонда в выполнении функций стратегического назначения: выполнение обязательств Правительства РФ перед иностранными партнерами; погашение возможного дефицита бюджета страны.

Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Помимо средств, получаемых за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, в Стабилизационный фонд РФ перечисляются дополнительные доходы федерального бюджета, остатки средств федерального бюджета на начало финансового года и доходы от размещения средств Стабилизационного фонда РФ.

Для учета средств Стабилизационного фонда РФ постановлением Правительства РФ об утверждении Правил перечисления в Стабилизационный фонд РФ дополнительных доходов федерального бюджета, остатков средств федерального бюджета на начало финансового года и доходов от размещения средств Стабилизационного фонда РФ в ЦБР Главному управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ открыт счет для учета средств Стабилизационного фонда РФ. Стабилизационный фонд - своего рода стратегический резерв на будущее.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. № 229 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»  приказом от 22 мая 2006 г. N 157 «Об утверждении нормативной валютной структуры средств стабилизационного фонда РФ и порядка приведения фактической валютной структуры средств стабилизационного фонда РФ» в соответствие с нормативной валютной структурой утверждена нормативная валютная структура средств Стабилизационного фонда Российской Федерации: доллары США - 45 %; евро - 45 %; английские фунты стерлингов — 10 %.

Стабилизационный фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

О необходимости фондовой реформы начали говорить уже в 2006 году, учитывая, что накопление средств в Стабилизационном фонде лишь частично сглаживает влияние сырьевых доходов на бюджет и экономику, потому что механизм его функционирования не в полной мере обеспечивает аккумулирование конъюнктурных доходов бюджета

При этом в долгосрочной перспективе ожидали снижения налоговых поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:

- физический объем добычи и экспорта нефти и газа будет намного уступать темпам роста ВВП, составляя не более 2% в год;

- валютный курс рубля будет повышаться;

- цена на нефть снизится до 55 долл./барр. в 2007 году и 50 долл./барр. в 2010 году.

По этим причинам была предложена концепция ненефтегазового бюджета, которая предусматривала:

- раздельный учет нефтегазовых и ненефтегазовых доходов;

- определение оптимальной величины нефтегазового трансферта – нефтегазовых доходов федерального бюджета, которые могут использоваться для финансирования расходов;

- определение предельной величины заимствований и других источников финансирования нефтегазового дефицита;

- создание на базе Стабилизационного фонда Нефтегазового фонда с выделением в его составе  Резервного фонда и Фонда будущих поколений, в последствии переименованном в Фонд национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам относятся поступления от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.

В ходе фондовой реформы Стабилизационный фонд РФ был преобразован в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ (Приложение А).

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются  обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

 

 

    1. Формирование средств Резервного фонда и Фонда национального

       благосостояния

 

Для новых фондов был расширен перечень источников их формирования.

Резервный фонд предназначен для обеспечения стабильности расходов федерального бюджета независимо от конъюнктуры сырьевых цен. Он формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта. Нормативная величина Резервного фонда составляет 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год ВВП.

В случае если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины, нефтегазовые доходы (за вычетов нефтегазового трансферта) поступают в Фонд национального благосостояния, выполняющий функцию сбережения части нефтегазовых доходов и обеспечения устойчивости бюджетной системы в долгосрочной перспективе.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте. Также предполагается возможность инвестировать средства Резервного фонда в облигации иностранных центральных банков.

Расчет объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших в отчетном месяце, осуществляется Министерством финансов РФ ежемесячно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Нефтегазовые доходы за отчетный месяц на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта используются:

- в полном объеме, если объем нефтегазовых доходов не превышает разницы между величиной нефтегазового трансферта на текущий год и объемом нефтегазовых доходов федерального бюджета;

- в объеме, равном разнице между величиной нефтегазового трансферта на текущий финансовый год и объемом нефтегазовых доходов федерального бюджета, если объем нефтегазовых доходов за отчетный месяц превышает сумму, необходимую для достижения утвержденной величины нефтегазового трансферта.

Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете.

Если объем нефтегазовых доходов достигает утвержденной величины нефтегазового трансферта, нефтегазовые доходы подлежат использованию на формирование Резервного фонда.

Объем нефтегазоых доходов федерального бюджета, используемых на формирование Резервного фонда в текущем финансовом году,  не может превышать разницы между нормативной величиной Резервного фонда, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, и объемом Резервного фонда на 1 января текущего финансового года.

Помимо нефтегазовых доходов, источником формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния является процентный доход от размещения средств фондов.

Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

Предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. средства Фонда не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета (приложение Б).

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (приложение В).

 

 

 

 

1.3 Управление средствами  Резервного фонда и Фонда национального

      благосостояния

 

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Целями управления средствами фондов являются обеспечение сохранности средств фондов и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фондов в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами фондов могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно):

- путем приобретения за счет средств фондов иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

- путем размещения средств фондов в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Резервный фонд. Фонд национального бла-госостояния: назначение, специфика формирования и управления