Резервный фонд. Фонд национального бла-госостояния: назначение, специфика формирования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является изучение специфики формирования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, предметом - Резервный фонд и Фонда национального благосостояния, как составные части федерального бюджета, способствующие стабильности экономического развития страны.
Целью данного исследования является изучение сущности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, определение целей управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, выявление изменений в стратегии формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…...3

1. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА И
ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РФ………………………….4
Создание и назначение Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния……………………………………………………………….4
Формирование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния……………………………………………………………………...7
Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния…………………………………………………………………...9

2. АНАЛИЗ РEЗЕРВНОГО ФОНДА И ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО
БЛАГОСОСТОЯНИЯ………………………………………………………………11
2.1 Позитивные и негативные оценки деятельности фондов…………...11
2.2 Основные проблемы и возможные пути их решения……………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………17

Файлы: 1 файл

Контрольная по Бюджетной системе РФ.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в соответствии с первым способом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства фондов, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В целях повышения эффективности управления средствами фондов Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА И ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО 

               БЛАГОСОСТОЯНИЯ 

 

2.1 Позитивные и негативные оценки  деятельности фондов

 

  Наличие у нас в стране такого финансового инструмента как Резервный фонд и Фонд национального благосостояния  – очевидный шаг к решению острых социально-экономических проблем.

 С первого взгляда кажется, что фонды имеют две цели: создание  «подушки безопасности», перспективные накопления для будущих поколений и своеобразная защитная стена от большого наплыва денежных средств в экономику, угрожающих инфляционной нестабильностью. 

  Однако, что вызывает волну  критики, так это то, как именно  деньги, полученные от нефти, управляются.

К примеру, приводимый некоторыми экономистами аргумент о необходимости вложения средств Фондов в зарубежные активы для снижения инфляции, критикуется оппозиционными экономистами по следующим основаниям:

- для снижения инфляции в первую очередь необходимо развитие конкуренции, в то время как текущая государственная политика ведет к увеличению роли государства и не способствует снижению монополизации;

- ставки по вложениям в гособлигации других стран в первую очередь в США, существенно ниже ставок, кредитов, привлекаемых государственными компаниями (Газпром, Роснефть и др.), таким образом объем денег в экономике России не уменьшается, при этом увеличиваются объем процентных расходов.

Чтобы сравнить эффективность направлений расходов - за границу вкладывать или в развитие своей страны, можно сопоставить следующее. Сейчас Америка дает 40% мировой наукоемкой продукции. Это локомотивы экономического роста, где темпы не 3-4%, а 30-40% в год. При этом одну четверть американского хай-тека дают бывшие российские специалисты, уехавшие за рубеж. Россия сегодня дает полпроцента мирового рынка высокотехнологической продукции. Получается, что российские специалисты за рубежом производят в несколько раз больше высокотехнологической продукции, чем вся наша страна, все, работающие здесь. 

   Таким образом, возможны  как позитивные, так и негативные  последствия формирования Резервного  фонда и Фонда национального  благосостояния. Например, позитивные последствия формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния сводятся к следующему:

1. Обеспечение устойчивости расходов бюджета в условиях возможного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.

  В случае снижения, начиная  с 2009 г., цен на нефть накопленных  к этому моменту объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния будет достаточно для компенсации сокращения доходов федерального бюджета в течение нескольких лет.

2. Защита накопленных бюджетных ресурсов от возможной девальвации рубля.

3. Перечисление дополнительных доходов на финансирование приоритетных расходов бюджета.

4. Формирование за счет аккумулированных доходов фондов поддержки налоговой реформы. Предполагается в период проведения налоговой реформы направлять средства фондов на финансирование социальных институтов.

  Возможны и негативные последствия формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

     Конечно, расформирование  Стабилизационного фонда РФ само  по себе вызывает ощущение  больших денег в стране. Однако  упускается из виду, что вся  совокупность этой денежной массы может привести к серьезным последствиям для российской экономики. Поток нефтедолларов, избыток денежных средств на внутреннем рынке приводит к укреплению курса национальной валюты. В результате производимый внутри страны товар становится на четверть дороже, а на внешнем рынке этот экспортируемый товар теряет конкурентоспособность.    В результате производство внутри страны падает, предприятия закрываются, появляется безработица, растет инфляция. Нефтяные деньги не утрачивают своей разрушительной силы и далее. На этом фоне коррупция достигает фантастических масштабов — чиновники претендуют на свою часть «нефтяного пирога», масштаб требуемых взяток растет, а сфера принятия решений методом коррупционных предложений расширяется. Деградирует судебная система, правоохранительные органы становятся участниками «споров хозяйствующих субъектов», добывающие регионы начинают развиваться по принципу феодальных княжеств.

   В обществе же тем временем  усиливается социальное расслоение  — богатых и бедных разделяет пропасть, и большая часть населения, пораженная безработицей, деклассируется.

  Налицо необходимость кардинальных  изменений в управлении средствами  Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

   Однако даже создание  новых фондов может привести к ряду негативных последствий.

   С одной стороны, механическое  накопление поступающих в Резервный  фонд и Фонд национального  благосостояния средств на счетах  в Банке России может привести к избыточному стерилизационному эффекту и тем самым к ухудшению макроэкономической ситуации.

  С другой стороны, по мере  исчерпания фондов становится  неизбежным сокращение финансирования социальных расходов, отсутствие решения проблемы стерилизации избыточной, эмиссии, увеличение зависимости расходов от мировых цен на сырье. Кроме того, избыточное софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ может привести к отсутствию возможности стерилизации эмиссии, т. е. может возникнуть угроза трансформации денежных средств в наиболее инфляционно опасную налично-денежную форму.

 

 

 

 

 

 

  2.2   Основные проблемы и возможные пути их решения

 

Резервный фонд   и Фонд национального благосостояния помимо прочих полезных функций должны способствовать сокращению непроцентных расходов бюджета. Снижение госрасходов - самый верный путь к высоким темпам экономического роста.  Самый сложный вопрос - кому доверить управление средствами фондов. В странах, где действуют аналогичные структуры, фондами управляет Центробанк, Минфин либо отдельное агентство.  Не менее тяжелый для решения вопрос - что будет происходить с деньгами фондов. В мировой практике средства таких фондов вкладываются в доходные надежные бумаги, преимущественно за рубежом.

  Современное развитие Резервного фонда и Фонда национального благосостояния показывает неуклонное снижение объема средств, что говорит об их постоянном расходовании на цели сдерживания инфляции в стране, от части порожденной самим Фондом.

  Логика Правительства РФ  такова, что, поскольку, времени на  модернизацию экономики остается очень  мало, а бюджетные средства, выделяемые на эти цели работали недостаточно эффективно и «быстро», необходимо сыграть на опережение: использовать средства Фонда и модернизировать экономику быстрее, чем произойдет коллапс, связанный либо с резким скачком инфляционного потока, либо с очередным падением цен на нефть, как то было в 2008 году сразу же после резкого подъема.

  Несмотря на существующие  упущения в планировании модернизации  экономики, перед нами стоит задача выйти из-под зависимости сырьевой базы и переходить на уровень наукоемких производств и разработок, высокоэффективной и качественной переработки сырья.

  Сверхприбыль, которую Россия  получает от разработки углеводорода, является одним из наиболее очевидных и самых простых способов выстраивания твердой, стабильной и сильной экономической машины.

 При использовании средств  Резервного фонда на цели инвестирования  существует три варианта.  Первый - за границу, то, что делала Норвегия, пользуясь дивидендами зарубежных инвестиций. Но Норвегия с населением в два раза меньше, чем в Москве, с дешевой электроэнергией, для России, в данном случае, не самый лучший пример еще и потому, что тогда, 20 лет назад, финансовый рынок мировой был стабилен.

  Рынок ценных бумаг находится  в фазе турбулентного, такого  хаотического и кризисного состояния. И возникает другая альтернатива - инвестировать в нашу страну. Здесь тоже есть два варианта. Государство может само инвестировать в инфраструктуру, в здравоохранение, в наукоемкие технологии, в подготовку специалистов, в обустройство 2 миллионов беспризорников. Это долгосрочные, нужные инвестиции. Второй вариант - помочь частному бизнесу. Мобилизовать инвестиционные ресурсы.

  В любом случае, главное, что  должно понимать правительство  это, что расходование ресурсов на социальную атрибутику: здравоохранение, инфраструктура – является косвенным воздействием на экономическую эффективность и эффект мультипликатора может быть крайне слабым в этих областях.

  Это связано с тем, что  наша экономика еще не была  переформирована из экстенсивных промышленных мощностей образца Советского Союза в энергоэффективные и наукоемкие производства – иными словами, страна не производит достаточно прибавочного продукта, чтобы выдержать социальные нужды и рассчитывать резервы на будущее развитие.

  Поэтому, основной практической рекомендацией является использование ресурсов Фондов для увеличения естественного выходного прибавочного продукта населения.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе прослежено  развитие таких финансовых инструментов экономического регулирования как Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в России. Можно сказать, что применение такого механизма у нас в стране обусловлено естественными экономическими причинами, связанными с большим влиянием в национальной экономике экспорта энeргоресурсов нефти и газа. Активный и очень прибыльный экспорт обеспечивает сверхдоход, вытесняя тем самым национальное производство и его продукты экспортными товарами. В итоге промышленность в стране перестает развиваться и начинает деградировать и страна впадает в экономическую зависимость от экспорта энергоресурсов, поскольку основные статьи доходов страны начинают зависеть именно от энергетического экспорта.

Этa проблема актуальна не только для России, но и для многих других стран, которые так же прибегали и прибегают к стабилизационному фонду как регулирующему механизму, своеобразным образом «скрывающим» прибыль от экспорта, чтобы он не оказывал столь сильного влияния на национальную экономику.

Говоря о России, можно отметить большие проблемы, как с формированием, так и с управлением средствами фонда. Неясности с правовой основой наблюдались с момента формирования первого Стабилизационного Фонда и существуют на момент сегодняшнего дня — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

От степени того, как быстро и эффективно будут приниматься решения, обеспечивающие применения возможностей фонда для блага экономики, зависит как судьба Резервного Фонда РФ и Фонда национального благосостояния, так и стабильность экономики государства в целом.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ принят ГД ФС РФ 17.07.1998 (действующая редакция от 01.10.2013).
  2. Бюджетная система РФ/ под ред. Г.Б. Поляка. М., 2008.
  3. Киреев В. Л. Направления использования Резервного фонда и фонда национального благосостояния. М., 2011. - с. 19-21.
  4. Саттарова А. А. К вопросу о возможных стратегиях использования Резервного фонда и фонда национального благосостояния. Финансы и право. М., 2010. - с.18-22.
  5. Сухарев А. Н. Резервный фонд и фонд национального благосостояния: финансовая конструкция и итоги функционирования. Финансы и кредит. М., 2010. – с. 50-59.
  6. www.minfin.ru
  7. www.garant.ru
  8. www.consultant.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Объёмы резервного фонда и фонда национального благосостояния на начало года

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Проект    Министер-ства финансов РФ

2014 год

Объём Резервного фонда на начало года (млрд. руб.)

4027,6

1830,5

775,2

1658,5

2220,0

2810,1

%% к ВВП

10,4

4,1

1,5

2,8

3,4

3,9

Объём Фонда национального благосостояния на начало года (млрд. руб.)

2584,5

2769,0

2695,5

2604,3

2659,9

2668,7

%%  к ВВП

6,7

6,2

5,1

4,4

4,1

3,7

Информация о работе Резервный фонд. Фонд национального бла-госостояния: назначение, специфика формирования и управления