Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:39, курсовая работа
Целью данной работы является более глубокое изучение финансов и выявление роли государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
проанализировать финансово-экономическую литературу по данной проблематике;
определить роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты государственных и муниципальных финансов 5
1.1 Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов 5
1.2 Принципы и функции государственных и муниципальных финансов 7
Глава 2. Основные закономерности развития финансов в переходных условиях 12
Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов 16
3.1 Роль финансов в революционных преобразованиях 16
3.2 Роль финансов в социально-экономическом развитии общества 20
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
1) контроль за правильным
и своевременным перечислением
средств в централизованные
2) контроль за соблюдением
заданных параметров
3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, т. е. системы установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, направленных на реализацию целей финансовой политики. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство (в том числе систему законодательно установленных норм и нормативов, ставок и принципов,
которые используются при
определении государственных
Практическое использование
финансового механизма
• прогнозирование,
• планирование,
• оперативное управление,
• регулирование,
• контроль.
При решении различных
тактических задач могут
В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.
Глава 2. Основные закономерности развития финансов в переходных условиях
Реальный опыт нашей страны и стран Восточной Европы в переходных условиях позволяет выделить основные тенденции становления и развития финансов. Некоторые из этих тенденций не получили должного воплощения в практике финансового строительства, значение других необоснованно преувеличивалось, третьи вообще не имели права на существование.
К числу общих направлений развития финансовых отношений в переходных условиях относились в первую очередь формирование классового подхода в использовании финансов, превращение их в орудие захвата частной собственности, соблюдение интересов тех классов, которые поддерживали революционные преобразования.
На основе реального
опыта строительства
Попытки революционного
преобразования общества в
Преемственность
финансовых отношений обеспечивает
плавный переход от
Парламентские, мирные
формы борьбы политических
сил и идей требуют значительных
финансовых затрат, отвлекают
людей от созидательной
деятельности, затягивают процесс
реформирования общества. В
результате страна несёт
Расстройство финансов
приводит к разрушению
денежного обращения, инфляции,
натурализации хозяйственных
Вооружённая борьба
обременяет общество не только
затратами на содержание и
вооружение армии, ведение
Общество, осуществляющее
реформы, как правило, не
проводит массовых компаний по
разрушению до основания
Движения к общественному
прогрессу по пути реформ
Для осуществления
реформ в обществе должны
быть объективные и субъективные
предпосылки, в формировании
которых финансы принимают
самое непосредственное
Финансовые рычаги проведения реформ в основном те же, что и рычаги осуществления социальной революции: налоги, государственные расходы, процент по государственным ценным бумагам, процент по вкладам, местные бюджеты, страховой тариф. В реформируемом обществе невозможна дифференциация налогов, страховых платежей, процента по вкладам и других финансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в зависимости от классовой или партийной принадлежности. Все должны находиться в равных условиях, ко всем предъявляются одинаковые, социально справедливые требования. Только при таком подходе финансовое благополучие гражданина или юридического лица гарантируется исключительно добросовестным и эффективным трудом.
Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов
3.1 Роль финансов в революционных преобразованиях
Общественный прогресс предполагает две формы развития - революционную и эволюционную. Можно привести много примеров революционного перехода от низших социально-экономических формаций к высшим.
Определённую роль в формировании революционной ситуации и проведении революционных преобразований играют финансы.
Финансы способствуют развитию объективных и субъективных предпосылок революции. Их воздействие достигается стимулированием ускорения темпов роста и совершенствования технологии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства, прямым участием в финансировании строительства предприятий, новых отраслей. Финансы обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их результатов в производство. Они участвуют в формировании и качественном изменении главной производительной силы общества - его работников.
Финансы воздействуют
на ускоренное развитие производительных
сил, изменение структуры
Финансы способствуют
появлению новых
Кроме подготовки объективных и субъективных факторов революции финансы играют важную роль в обострении противоречий (экономических, социальных и политических), ускоряющих революционные процессы. Объективно способствуя зарождению и развитию прогрессивных явлений во всех сферах общественной жизни, финансы не обеспечивают полной автоматической реформации или отмирания устаревших экономических и государственных структур, передачи власти другим общественным силам и политическим партиям. На этой основе обостряются старые и появляются новые противоречия. Способом их разрешения при непримиримо враждебных обстоятельствах является социальная революция.
Революция – это
определённая совокупность политических,
экономических и социальных
мероприятий, направленных
на радикальное переустройство
общественной жизни и
Финансовая программа революции должна обеспечить радикальные преобразования экономической основы жизни страны. Для этого в ней необходимо предусмотреть такие изменения в области финансов, которые создавали бы возможность формирования финансового капитала, стимулирующего ускоренное развитие прогрессивных экономических форм. Данная программа нацелена на переустройство социальной структуры общества.
Финансовая сторона жизни общества является в руках победивших революционных сил мощным рычагом коренных преобразований во всех сферах общественной жизни. При этом часть положений программы меняется в зависимости от исходных финансово-экономических условий, конкретной финансовой ситуации, в которой завершается революция (финансовый кризис, относительно благополучное финансовое положение старого политического режима и т.п.).