Роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является более глубокое изучение финансов и выявление роли государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
проанализировать финансово-экономическую литературу по данной проблематике;
определить роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты государственных и муниципальных финансов 5
1.1 Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов 5
1.2 Принципы и функции государственных и муниципальных финансов 7
Глава 2. Основные закономерности развития финансов в переходных условиях 12
Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов 16
3.1 Роль финансов в революционных преобразованиях 16
3.2 Роль финансов в социально-экономическом развитии общества 20
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

Содержание...docx

— 46.61 Кб (Скачать файл)

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных  и муниципальных финансов реализуется  по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным  и своевременным перечислением  средств в централизованные фонды; 

2) контроль за соблюдением  заданных параметров централизованных  фондов денежных средств с  учетом потребностей производственного  и социального развития;

3) контроль за целенаправленным  и эффективным использованием  финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное  использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования  и расходования денежных фондов.

Функции финансов реализуются  через финансовый механизм, т. е. системы установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, направленных на реализацию целей финансовой политики. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство (в том числе систему законодательно установленных норм и нормативов, ставок и принципов,

которые используются при  определении государственных доходов  и расходов, организации бюджетной  системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых  услуг и т. п.)

Практическое использование  финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления финансами при  этом состоит из следующих стадий:

• прогнозирование,

• планирование,

• оперативное управление,

• регулирование,

• контроль.

При решении различных  тактических задач могут происходить  изменения финансового механизма, поэтому он чутко реагирует на все особенности социально-экономических  процессов. Реализация одного и то же финансового решения может быть организована государством по-разному.

В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно  новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

 

 

 

 

Глава 2. Основные закономерности развития финансов в переходных условиях

  Реальный  опыт  нашей  страны  и  стран  Восточной   Европы  в  переходных условиях  позволяет  выделить  основные  тенденции  становления  и  развития финансов. Некоторые из этих тенденций  не  получили  должного  воплощения  в практике   финансового   строительства,   значение   других    необоснованно преувеличивалось, третьи вообще не имели права на существование.

  К числу общих   направлений  развития  финансовых  отношений  в  переходных  условиях относились в  первую  очередь  формирование  классового  подхода  в использовании   финансов,   превращение   их   в   орудие   захвата   частной  собственности,  соблюдение  интересов   тех  классов,  которые   поддерживали  революционные преобразования.

  На основе  реального   опыта  строительства  общественной  жизни  на  новых экономических  и политических принципах можно   сделать  вывод  о  желательных  направлениях и тенденциях развития  финансов в переходный период. К их  числу относятся следующие:  проведение в  области  финансов  политики  установления  классового  мира, стимулирование инициативы, опыта  общества с целью достижения  экономического и социального  прогресса; всемерное  использование   проведённых   мировой   практикой   эффективных рычагов,  в  числе   которых  можно  назвать   полноценный  финансовый  рынок,  налоги, самостоятельные местные  бюджеты; стремление к установлению  такого финансового режима, который   бы  создавал простор для инициативы  любых хозяйственных форм, добросовестную  конкуренцию и позволял бы добиваться  роста  экономической  и  социальной  эффективности общественного производства; стремление к достижению такого состояния общества, когда  бы  материальное благополучие  каждого  человека  определялось  его  вкладом  в  общественный прогресс, а не занимаемой должностью или  партийной  принадлежностью,  когда бы важнейшим требованием к работникам стала их  профессиональная  подготовка и     умение     применять     их     опыт      во      благо      общества.

  Попытки революционного  преобразования общества в нашей   стране  и  странах Восточной  Европы не дали обнадёживающих  результатов. В тоже  время   движение по   пути   социальных   реформ   ряда   стран,   представило   убедительные доказательства   эффективности   избранного   ими    пути.    Преимуществами  эволюционного  развития  общественного   прогресса  являются:  замена  старых общественных  форм  новыми;   отсутствие   вооружённой   классовой   борьбы; возможность   избежать   бессмысленных   разрушений   в   период   революции; возможность  проведения  реформ  в  условиях  благоприятной   идеологической обстановки.

  Преемственность   финансовых  отношений  обеспечивает  плавный  переход  от отживающих  форм финансовых отношений к   прогрессивным  способам  организации  финансов. При этом можно постепенно  осуществлять  переподготовку  финансовых  кадров, изменять методы работы.

  Парламентские,  мирные  формы  борьбы  политических  сил  и  идей  требуют значительных   финансовых   затрат,   отвлекают   людей   от   созидательной  деятельности,  затягивают  процесс   реформирования  общества.  В   результате страна несёт определённые  потери. Однако они бесконечно  малы по сравнению  с материальными  и финансовыми  издержками,  сопутствующими  ведению  классовой  вооружённой борьбы. Гражданская  война требует огромных  военных   расходов  и подрывает  нормальные  источники  доходов,  что   приводит  к   чрезвычайному  расстройству государственного  бюджета; она истощает финансы  предприятий.

   Расстройство  финансов  приводит  к   разрушению   денежного   обращения, инфляции, натурализации хозяйственных связей  и в конечном  счёте  к   резкому падению уровня жизни   населения.  Последствия  финансового  кризиса  в  годы войны ещё долго отрицательно сказываются на развитии народного хозяйства.

  Вооружённая борьба  обременяет общество не только  затратами  на  содержание и  вооружение армии, ведение боевых  действий, но и связана  со  значительными разрушениями  производственных,  социально-культурных  объектов   и   других элементов созданного  национального богатства. Естественно,  что по  окончании гражданской   войны   восстановление   этих   объектов   требует    огромных  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов на протяжении нескольких  лет.

  Общество,  осуществляющее  реформы,  как  правило,  не  проводит  массовых компаний по  разрушению до основания  старых  структур,  чтобы  на  их  месте построить  новые.  Финансовые  потери  в  обществе,   которое   осуществляет реформы,  неизбежны,  но  они  минимальны  и   не   влекут   катастрофических  последствий.   Чрезмерная    идеологизация    общественных    отношений    в революционном   обществе,  игнорирование  мнения  оппозиционных  сил  заводят  страну в тупиковую ситуацию. Так  произошло,  например,  в  нашей  стране  в конце  двадцатых и тридцатые годы,  когда  проводились  «реформы»   в  области государственного  кредита.

  Движения к общественному  прогрессу по пути реформ характерно  колоссальной экономией материальных, трудовых и финансовых  ресурсов  и  на  этой  основе – ускоренное  движение  к  новому  состоянию   общества,   характеризующемуся  материальным и духовным благополучием  большинства своих граждан.

   Для  осуществления   реформ  в  обществе   должны   быть   объективные   и субъективные  предпосылки, в формировании  которых  финансы  принимают   самое непосредственное участие.  Механизм этого участия во  многом  идентичен  тому, который  был показан в отношении предпосылок  социальной революции.

  Финансовые рычаги  проведения  реформ  в  основном  те  же,  что  и  рычаги  осуществления  социальной  революции:   налоги,   государственные   расходы, процент по государственным  ценным  бумагам,  процент  по  вкладам,  местные бюджеты,   страховой   тариф.   В    реформируемом    обществе    невозможна дифференциация налогов, страховых платежей, процента  по  вкладам  и  других финансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в  зависимости  от классовой или партийной  принадлежности.  Все  должны  находиться  в  равных условиях,  ко  всем   предъявляются   одинаковые,   социально   справедливые требования. Только при таком подходе финансовое благополучие гражданина  или юридического лица гарантируется исключительно добросовестным  и  эффективным трудом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Роль государственных  и муниципальных финансов

3.1 Роль финансов в революционных  преобразованиях

Общественный прогресс предполагает две формы  развития - революционную  и эволюционную. Можно привести  много  примеров  революционного  перехода  от низших социально-экономических  формаций к высшим.

Определённую  роль  в  формировании  революционной  ситуации  и  проведении революционных преобразований играют финансы.

Финансы способствуют  развитию  объективных  и  субъективных  предпосылок революции. Их  воздействие  достигается  стимулированием  ускорения  темпов роста и совершенствования  технологии в промышленности, сельском  хозяйстве, строительстве и других отраслях  народного  хозяйства,  прямым  участием  в финансировании   строительства   предприятий,   новых   отраслей.   Финансы  обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их  результатов  в производство. Они участвуют  в формировании и качественном изменении  главной производительной силы общества - его работников.

Финансы  воздействуют  на  ускоренное  развитие  производительных   сил, изменение структуры общественного  производства, усиление его концентрации и  централизации капитала. Новое  состояние получает рабочая сила: меняется его квалификация, структура, потребности. Эти изменения в  сфере производства  и его кадровом обеспечении  означают,  что  финансы  способствуют  достижению производительными  силами такого уровня,  когда  неизбежен  переход  к  иным общественным формам организации экономической и  социальной жизни  человека.  Финансы  создают материальные предпосылки  для такого перехода.

  Финансы способствуют  появлению  новых  политических  движений  и  партий, обеспечивают  эффективное их участие  в   общественной  жизни,  революционном  преобразовании страны. Любой партии  необходимо  финансовая  база,  так  как партия  использует  систему  доходов  и  расходов  для  укрепления   своего  организационного  единства,  широкого  распространения  своих   программных  взглядов среди различных социальных  групп и общественных движений.

Кроме подготовки объективных  и субъективных  факторов  революции  финансы играют важную роль в обострении противоречий (экономических,  социальных  и политических), ускоряющих революционные  процессы.  Объективно  способствуя  зарождению и развитию прогрессивных  явлений  во  всех  сферах  общественной жизни,  финансы  не  обеспечивают  полной  автоматической  реформации   или отмирания устаревших экономических  и  государственных  структур,  передачи власти другим общественным силам и политическим  партиям.  На  этой  основе обостряются старые и появляются новые противоречия. Способом их  разрешения при непримиримо  враждебных обстоятельствах является социальная революция.

  Революция – это  определённая совокупность  политических,  экономических  и социальных  мероприятий,   направленных   на   радикальное   переустройство  общественной жизни и  закрепление   победы  более  совершенной   общественно-экономической системы.  Важным элементом экономических  преобразований в ходе революции   является  финансовая  программа   действий   политических   сил,  пришедших к власти. Эта финансовая  программа направлена на создание  прочной финансовой базы новой  политической  надстройки,  обеспечивающей  не  просто функционирование создающихся  государственных структур, но и   финансирование революционных мероприятий  пришедших  к  власти  политических  сил  во  всех сферах общественной  жизни.

Финансовая   программа   революции   должна   обеспечить    радикальные преобразования  экономической  основы  жизни  страны.  Для  этого   в   ней необходимо  предусмотреть  такие  изменения  в  области  финансов,  которые создавали бы возможность формирования финансового капитала,  стимулирующего ускоренное развитие  прогрессивных  экономических  форм.  Данная  программа нацелена на переустройство социальной структуры общества.

Финансовая  сторона  жизни  общества   является   в   руках   победивших революционных  сил мощным рычагом коренных  преобразований  во  всех  сферах общественной  жизни.  При  этом  часть  положений  программы   меняется   в зависимости  от  исходных   финансово-экономических   условий,   конкретной финансовой ситуации, в которой завершается  революция  (финансовый  кризис, относительно  благополучное  финансовое  положение  старого   политического режима и т.п.).

Информация о работе Роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества