Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:54, доклад
Исполнение федерального бюджета в январе – июне 2013 года происходило в условиях замедления экономического роста, более низкого уровня мировых цен на нефть марки «Юралс» по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, повышенного инфляционного фона в экономике, ослабления курса рубля к доллару США, в наибольшей степени зафиксированного в июне текущего года, и сохранения оттока капитала из страны на фоне продолжающихся кризисных явлений в еврозоне и замедления роста экономики Китая.
12. Выводы
12.1. Исполнение федерального бюджета в январе – июне 2013 года происходило в условиях замедления экономического роста, более низкого уровня мировых цен на нефть марки «Юралс» по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, повышенного инфляционного фона в экономике, ослабления курса рубля к доллару США, в наибольшей степени зафиксированного в июне текущего года, и сохранения оттока капитала из страны на фоне продолжающихся кризисных явлений в еврозоне и замедления роста экономики Китая.
По оценке Минфина России, объем ВВП составил в текущих рыночных ценах 31,2 трлн. рублей, или 46,9 % прогнозируемого объема (66,5 трлн. рублей), предусмотренного на 2013 год Федеральным законом № 216-ФЗ (с изменениями).
Следует отметить, что в ожидаемых итогах и уточненном прогнозе, представленных в материалах к Федеральному закону № 133-ФЗ, номинальный объем ВВП на 2013 год оценивается на 1,0 трлн. рублей, или на 1,5 %, больше установленного Федеральным законом № 216-ФЗ. При этом Федеральным законом № 133-ФЗ макроэкономические показатели на 2013 год, включая номинальный объем ВВП, не менялись.
Индекс промышленного производства в январе – июне 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года существенно не изменился и составил 100,1 %. Вместе с тем наблюдался спад в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, инвестициях в основной капитал, а также по грузообороту транспорта. Замедление динамики роста наблюдалось в производстве продукции сельского хозяйства, обороте розничной торговли, объеме платных услуг.
Слайд №5.
Несмотря на превышение средней мировой цены на нефть марки «Юралс» (106,5 доллара США за баррель) на 9,8 % по сравнению с ценой 97 долларов США за баррель, учтенной в расчетах к Федеральному закону № 216-ФЗ (с изменениями), ее уровень остается ниже уровня января – июня 2012 года на 5 % (112,1 доллара США за баррель).
Слайд №7-8
Уровень инфляции в июне 2013 года на 0,3 процентного пункта превысил показатель прошлого года (в июне 2012 года – 3,2 %) и составил 3,5 %, что лишь на 2 процентных пункта ниже предельного уровня, установленного на 2013 год. Существуют риски превышения в 2013 году предусмотренного целевого уровня инфляции (5,5 %), обусловленные запланированной на середину года индексацией тарифов на услуги инфраструктурных монополий. Для достижения целевого уровня инфляции он должен составить в июле – декабре 2013 года 1,9 %, а среднемесячные темпы прироста потребительских цен должны быть не более 0,31 % (в июле – декабре 2012 года – 3,3 % и 0,54 % соответственно). Динамика цен на продовольственные товары в существенной степени зависит от урожая текущего года. При этом по состоянию на 1 июня 2013 года запасы зерна в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организациях Российской Федерации на 5,8 млн. тонн, или на 34,3 %, меньше, чем на 1 июня 2012 года.
Слайд №6
Официальный курс доллара США к рублю составил 31 рубль за доллар США против 30,61 рубля за доллар США в январе – июне 2012 года и 32,4 рубля за доллар США, учтенных в расчетах к Федеральному закону № 216-ФЗ (с изменениями). При этом в июне текущего года отмечено существенное ослабление рубля относительно доллара США (32,28 рубля за доллар США).
На высоком уровне, несмотря на некоторое замедление, сохраняется отток капитала из страны. По оценке Банка России, в январе – июне 2013 года вывоз капитала частным сектором превысил ввоз на 38,3 млрд. долларов США.
Негативное влияние на динамику инвестиций в основной капитал могут оказать относительно невысокая активность банковского сектора по предоставлению кредитов нефинансовым организациям, а также наблюдаемое ухудшение условий кредитования предприятий и организаций на внутреннем рынке.
12.2. По-прежнему с нарушением установленных сроков осуществляется формирование нормативной правовой базы, необходимой для исполнения федерального закона о федеральном бюджете и постановления Правительства Российской Федерации о мерах по его реализации. Так, до начала финансового года не принято 4 нормативных правовых акта, необходимых для реализации Федерального закона № 216-ФЗ, предусмотренных графиком подготовки НПА на 1 января 2013 года. В январе – июне 2013 года имело место принятие НПА по прошествии от 1 до 3 месяцев от срока их внесения в Правительство Российской Федерации, утвержденного графиком подготовки НПА.
По состоянию на 1 июля 2013 года принято 70 из 76 нормативных правовых актов, предусмотренных графиком подготовки НПА на указанную дату, или 92,1 %.
12.3. Доходы федерального бюджета составили 6 256,3 млрд. рублей, или 48,6 % прогноза на год, и превысили уровень соответствующего периода 2012 года на 55,9 млрд. рублей, или на 0,9 %. Вместе с тем при абсолютном превышении общего объема доходов федерального бюджета, а также нефтегазовых и ненефтегазовых доходов соответствующего периода докризисного 2008 года их соотношение с ВВП сложилось ниже, чем в 2008 году.
12.4. Существенными резервами увеличения доходов федерального бюджета являются улучшение администрирования, снижение задолженности по уплате налогов, сборов и пошлин, оптимизация предоставляемых льгот по налоговым и таможенным платежам, улучшение контрольной работы налоговых и таможенных органов, повышение эффективности распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности.
За январь - июнь 2013 года совокупная задолженность в бюджетную систему Российской Федерации по налогам и сборам, администрируемым ФНС России, пеням и налоговым санкциям по ним выросла на 13,6 млрд. рублей, или на 1,3 %, и на 1 июля 2013 года составила 1 105,9 млрд. рублей (без учета задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды), из них 28,3 % – это задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства. Недоимка увеличилась на 13,3 млрд. рублей, или на 3,7 %, и составила 369,2 млрд. рублей.
12.5. Расходы федерального бюджета составили 5 938,3 млрд. рублей, или 44,4 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и 44,1 % показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, что ниже аналогичного показателя за 2012 год на 1,4 процентного пункта.
При этом уровень исполнения законодательно утвержденных бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов составляет от 32,5 % по разделу «Культура, кинематография» до 53,7 % по разделу «Национальная оборона». Ниже среднего уровня исполнены расходы федерального бюджета по 7 разделам классификации расходов, из них по разделам «Национальная экономика» исполнение составило 35,2 %, «Общегосударственные вопросы» − 38,1 %.
По разделу «Жилищно-
В отчетном периоде по 16 из 93 подразделов исполнение составило менее 30 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований. Ниже среднего уровня исполнены расходы по 17 из 35 подразделов классификации расходов, относящихся к социально-культурной сфере, и по 10 из 12 подразделов, относящихся к расходам на прикладные научные исследования.
За январь – май 2013 года на низком уровне исполнены расходы по государственным контрактам на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, которые составили 37,1 % законодательно утвержденного показателя. По 9 из 22 видов контрактуемых расходов исполнение составило менее 25 %, по 57 из 89 главных распорядителей – также менее 25 %, а по 18 – менее 10 % (открытая часть).
Счетная палата обращает внимание на существующие риски неисполнения контрактуемых расходов в полном объеме. Низкий уровень их исполнения в начале года может привести к выделению значительных бюджетных ассигнований в конце года и негативно сказаться на качестве исполнения расходов федерального бюджета и эффективности использования бюджетных средств.
12.6. В результате внесенных изменений бюджетные ассигнования сводной росписи по расходам по состоянию на 1 июля 2013 года на 66,5 млрд. рублей, или на 0,5 %, превысили законодательно утвержденные расходы. Бюджетные ассигнования увеличены по 9 разделам классификации расходов, уменьшены по 4 разделам.
По состоянию на 1 июля 2013 года утвержденные ЛБО на 628,9 млрд. рублей, или на 4,7 %, меньше бюджетных ассигнований сводной росписи с изменениями. Главными распорядителями не распределено 3 275,9 млрд. рублей, или более четверти (25,6 %) доведенного объема ЛБО.
12.7. Значительной частью главных распорядителей бюджетные назначения, предусмотренные сводной росписью с изменениями, исполнялись неудовлетворительно. Так, 64 главных распорядителя (57,7 % общего количества) исполнили расходы ниже среднего уровня (44,1 % показателя сводной росписи с изменениями), из них 18 (16,2 %) – ниже 30 %. Лишь по 25 главным распорядителям (22,5 %) исполнение расходов составило 50 % и более показателя сводной росписи с изменениями.
12.8. Кассовые расходы на реализацию ФЦП за январь – май 2013 года составили лишь 20,1 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и 19,4 % показателя сводной росписи с изменениями (открытая часть). Не осуществлялись расходы по 6 ФЦП (12 % общего количества): «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2012 – 2017 годы», «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 – 2020 годах», «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007 – 2015 годы)», «Чистая вода» на 2011 – 2017 годы, «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011 – 2015 годах», «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах». При этом по состоянию на 1 июня 2013 года ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» не утверждена в установленном порядке. Счетная палата обращает внимание на существующие риски неисполнения расходов федерального бюджета на реализацию ФЦП в полном объеме.
На низком уровне исполнены расходы по ряду ФЦП, направленных на социально-экономическое развитие территорий. Так, по Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2015 года исполнение составило лишь 3,5 %, по ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 – 2015 годы» – 7,4 %.
12.9. Расходы на Олимпиаду-2014 исполнены в сумме 23,0 млрд. рублей, что на 14,7 процентного пункта и на 19,5 процентного пункта ниже среднего уровня исполнения законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и показателя сводной росписи с изменениями. Имущественный взнос в ГК «Олимпстрой» не перечислялся.
12.10. Выше среднего уровня исполнены расходы на ПНП (141,1 млрд. рублей, или 55,6 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и 55,5 % показателя сводной росписи с изменениями), при этом по ПНП «Здоровье» исполнение составило 64,7 % показателя сводной росписи с изменениями, что связано с перечислением субсидий на высокотехнологичную медицинскую помощь на уровне 91,4 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и показателя сводной росписи с изменениями.
В рамках реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в полном объеме перечислены субвенции на обеспечение жильем инвалидов и практически в полном объеме исполнены расходы на мероприятия по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны (99,2 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и показателя сводной росписи с изменениями).
Расходы по Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы исполнены в сумме 85,0 млрд. рублей, или 43,6 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и показателя сводной росписи с изменениями. При этом не осуществлялось финансовое обеспечение подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие».
Следует отметить, что показатели ресурсного обеспечения указанной Государственной программы на 2013 год, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, по отдельным ее мероприятиям не соответствуют показателям бюджетных ассигнований, утвержденным Федеральным законом № 216-ФЗ (с изменениями).
12.11. Государственный долг Российской Федерации увеличился на 0,8 % и на 1 июля 2013 года составил 6,6 трлн. рублей (9,9 % ВВП), при этом на 5,2 % увеличился государственный внешний долг в рублевом эквиваленте (1,6 трлн. рублей), его доля в общем объеме государственного долга Российской Федерации возросла на 1 процентный пункт и составила 24,7 %. Государственный внутренний долг сократился на 0,5 % и составил 5,0 трлн. рублей.
Рост государственного долга Российской Федерации обусловил увеличение расходов на его обслуживание, которые составили 175,9 млрд. рублей, что в 1,4 раза превышает расходы на охрану семьи и детства (126,0 млрд. рублей).
12.12. За отчетный период увеличился государственный долг по государственным гарантиям в иностранной валюте. Следует отметить, что программами государственных гарантий Российской Федерации на 2013 год как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, предусмотрено предоставление государственных гарантий в основном без проверки финансового состояния принципала и без наличия права регрессного требования, что создает риски наступления гарантийных случаев по организациям, не расплатившимся с кредиторами, и может быть обременительным для федерального бюджета.
12.13. На 1 июня 2013 года, несмотря на незначительное снижение, по-прежнему на достаточно высоком уровне оставался совокупный долг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (1,5 трлн. рублей), при этом основной объем задолженности составляет государственный долг субъектов Российской Федерации (1,3 трлн. рублей). В структуре долговых обязательств субъектов Российской Федерации значительная доля (около 30 %) приходится на кредиты, полученные бюджетами субъектов Российской Федерации от кредитных, иностранных и международных финансовых организаций, что может отрицательно повлиять на устойчивость не только бюджетной системы Российской Федерации, но и банковской системы.