Счетная палата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:54, доклад

Описание работы

Исполнение федерального бюджета в январе – июне 2013 года происходило в условиях замедления экономического роста, более низкого уровня мировых цен на нефть марки «Юралс» по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, повышенного инфляционного фона в экономике, ослабления курса рубля к доллару США, в наибольшей степени зафиксированного в июне текущего года, и сохранения оттока капитала из страны на фоне продолжающихся кризисных явлений в еврозоне и замедления роста экономики Китая.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.88 Кб (Скачать файл)

12.14. Продолжался рост совокупного внешнего долга Российской Федерации, объем которого, по оценке Банка России, увеличился на 66,0 млрд. долларов США, или на 10,4 %, и на 1 июля 2013 года составил 703,9 млрд. долларов США. При этом около 60 % величины совокупного внешнего долга Российской Федерации составляла задолженность корпоративного сектора.

Величина совокупного внешнего долга Российской Федерации по состоянию  на 1 июля 2013 года в 1,3 раза превысила предкризисный объем (540,8 млрд. долларов США на 1 октября 2008 года).

Счетная палата отмечает существующие риски, связанные с волатильностью национальной валюты, обусловленной зависимостью российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, которые при обострении кризисных явлений в мировой экономике могут привести как к ухудшению условий заимствований, так и к увеличению стоимости обслуживания долга, а значительные заимствования корпоративных структур с большой долей участия государства в уставном капитале создают риски корпоративных заимствований государственного и частного секторов экономики, связанные с потенциальной необходимостью рефинансирования государством обязательств по данным заимствованиям, как это было в 2009 году.

Одновременно с ростом совокупного  внешнего долга Российской Федерации  имело место сокращение международных резервов Российской Федерации. В результате совокупный внешний долг Российской Федерации превысил международные резервы Российской Федерации на 190,1 млрд. долларов США (на 37 %), без учета средств Резервного фонда и ФНБ – на 361,3 млрд. долларов США (в 2,1 раза).

По предварительным экспертным оценкам, суммарный объем долга (без учета ценных бумаг в российских рублях органов государственного управления) увеличился на 6,9 % и на 1 июля 2013 года составил 27,4 трлн. рублей, или 41,2 % прогнозируемого объема ВВП.

12.15. За январь – июнь 2013 года федеральный бюджет исполнен с профицитом в размере 318,0 млрд. рублей, что составляет 1 % ВВП за соответствующий период, при утвержденном Федеральным законом № 216-ФЗ (с изменениями) годовом дефиците федерального бюджета в размере 521,4 млрд. рублей (0,8 % ВВП).

12.16. Внутренние заимствования на сумму 361,5 млрд. рублей (29,8 % объема на 2013 год (расчетно) осуществлялись за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в российской валюте. Средневзвешенная доходность ОФЗ-ПД за январь – июнь 2013 года составляла от 6,2 % до 7,4 %.

Внешние заимствования осуществлены за счет кредитов МФО на сумму 1,2 млрд. рублей.

12.17. При прогнозируемых поступлениях от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, в сумме 427,7 млрд. рублей по состоянию на 1 июля 2013 года указанные поступления составили лишь 4,1 % годового прогноза. Счетная палата обращает внимание на существующие риски недопоступления средств от приватизации в предусмотренных объемах.

12.18. Совокупный объем средств Резервного фонда по состоянию на 1 июля 2013 года увеличился по сравнению с началом года на 0,9 трлн. рублей (на 46,9 %) и составил 2,8 трлн. рублей; объем средств ФНБ – на 0,1 трлн. рублей (на 5,1 %) и 2,8 трлн. рублей соответственно.

12.19. Продолжался рост остатков средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства, которые с начала года увеличились на 836,7 млрд. рублей (на 13,9 %) и составили на 1 июля 2013 года 6,8 трлн. рублей. Остатки средств федерального бюджета без учета средств Резервного фонда и ФНБ составили 1,3 трлн. рублей, что превышает сложившийся средний уровень помесячных расходов федерального бюджета (1,0 трлн. рублей).

12.20. За январь – июнь 2013 года отмечена положительная курсовая разница по средствам федерального бюджета, которая составила 319,4 млрд. рублей, в том числе по средствам Резервного фонда – 171,8 млрд. рублей, по средствам ФНБ – 143,3 млрд. рублей, по прочим средствам – 4,3 млрд. рублей.

12.21. Объем размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты составил 1,6 трлн. рублей, или 78,7 % годовых бюджетных назначений, возвращено 1,5 трлн. рублей, из них 0,5 трлн. рублей – средства федерального бюджета, привлеченные на депозиты в 2012 году. Доходы от размещенных в 2013 году средств федерального бюджета на банковские депозиты составили 3,46 млрд. рублей. Минимальная процентная ставка размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты изменялась в отчетном периоде от 5,5 % до 6,5 % годовых. Ставка рефинансирования Банка России в указанный период составила 8,25 %.

13. Предложения

Счетная палата полагает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации:

разработать и принять комплекс мер по дальнейшему развитию доходного  потенциала бюджетной системы, включая  меры, направленные на стимулирование опережающего роста ненефтегазовых доходов федерального бюджета;

принять дополнительные меры по повышению  эффективности бюджетных расходов;

принять комплекс мер, направленных на ужесточение  требований к отбору проектов и анализу  финансового состояния принципалов, в отношении которых оказывается  гарантийная поддержка, а также  на усиление контроля за обоснованностью выдачи гарантий, возможную минимизацию необоснованных рисков федерального бюджета и исключение нецелевого использования средств, привлекаемых под государственные гарантии;

активизировать работу по поддержанию  умеренной долговой нагрузки на федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также по оперативному влиянию  на заемную политику корпоративного сектора, особенно если заемщиками являются системообразующие или градообразующие организации;

поручить главным администраторам  средств федерального бюджета принять  действенные меры по:

улучшению качества управления государственными финансами;

своевременному принятию нормативных  правовых актов по исполнению федерального закона о федеральном бюджете  и постановления Правительства  Российской Федерации о мерах  по его реализации;

дальнейшему совершенствованию налогового администрирования;

равномерному исполнению доходов  и расходов федерального бюджета, эффективному использованию бюджетных средств в течение года.


Информация о работе Счетная палата