Социальные риски, их виды и формы компенсации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

сторическое развитие финансов связано с появлением государства и возникновением у государства потребности в ресурсах для осуществления возложенных на него функций. Первоначально возникли государственные финансы. Появление соответствующих хозяйствующих субъектов, взаимоотношений между ними и государством, обеспечение этих субъектов необходимыми и ресурсами привело к формированию финансов как категории.
Существует несколько точек зрения на функции, выполняемые финансами. Общепризнанным является то, что финансы выполняют 2 основные функции – распределительную и контрольную.

Файлы: 1 файл

Ответы ГОСы Финансы.doc

— 3.67 Мб (Скачать файл)

Финансы.

 

  1. Необходимость, сущность и функции финансов как экономической категории.

Историческое развитие финансов связано с появлением государства  и возникновением у государства потребности в ресурсах для осуществления возложенных на него функций. Первоначально возникли государственные финансы. Появление соответствующих хозяйствующих субъектов, взаимоотношений между ними и государством, обеспечение этих субъектов необходимыми и ресурсами привело к формированию финансов как категории.

Финансы – это экономическая категория, выражающая денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения на макроуровне денежного выражения стоимости ВНП и части нац. богатства, а на микроуровне выручки (доходов) от реализации продукции, услуг в связи с образованием у субъектов хозяйствования и государства денежных доходов и целевых накоплений и использованием их на нужды расширенного воспроизводства и др. общественные потребности.

Финансы – это научная  абстракция, но она имеет матер-вещест. выраж-е – это фин.рес-сы, с помощью кот-ых осущ-ся эти фин. отнош-ия.

Финансы – сов-сть  денеж.отн-ий, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централиз-ых и децентрализ-ых фондов денеж.ср-в, в целях вып-ния функций и задач гос-ва и обеспеч-ния условий расшир-ого воспр-ва.(ФиКр,Ковалева)

Финансы всегда связаны  с движением денеж. ср-в. Деньги –  это необходимое условие сущ-ия финансов, но не причина. За реальным движением денеж.ср-в можно увидеть экон.отн-ия(движение ст-сти) по уплате налогов, распределению чист. прибыли.

По опрению Вознесенского: «Любая эк. категория (область знания, представление о чем либо) должна обладать 3 осн.признаками:1). Выражать реально существующие отн-ия; 2). Являться объективной реальностью; 3). Иметь специфическое общественное отн-ние. Т.О., финансы – эк. категория.

Необходимость финансов заключается  в обеспечении непрерывности  воспроизводственного процесса как на макро-, так и на микроуровне и формирование достаточного объема финансовых ресурсов для выполнения хозяйствующими субъектами и государством соответствующих функций.

Отличительные признаки финансов от других категорий:

  • денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов, материальным носителем финансовых отношений. Нет денег – не может быть и финансов, т.к. без денег невозможно распределить стоимость созданного продукта.
  • распределительный характер отношений. Финансы возникают на 2 стадии воспроизводственного процесса – на стадии распределения. Именно здесь деньги движутся обособленно от движения товаров и услуг, происходит распределение созданного продукта.
  • формирование денеж. доходов и поступлений(но не фондов).

Это основные признаки финансов, но Санкт-петербургская школа финансов выделяет такой признак как императивность, т.е. деятельность государства по организации денежных отношений, выработки форм их проявления и использования, так как именно государство создает новые распределительные отношения, поэтому возникновение и развитие финансов связано с деятельностью государства.

Существует несколько  точек зрения на функции, выполняемые  финансами. Общепризнанным является то, что финансы выполняют 2 основные функции – распределительную и контрольную(Москов.школа).

С помощью распределительной  функции в экономике осуществляется первичное и вторичное распределение ВНП. В результате первичного распределения образуются первичные доходы участников производства: работников сферы производства – в форме з.п.; предприятий – в форме прибыли, государства – в форме налогов и отчислений. Далее начинается вторичное распределение или перераспределение. Оставшаяся прибыль используется на формирование фондов, кроме этого выплачиваются дивиденды. Прибыль и з.п. могут быть направлены на финансовый рынок, на собственные капитальные вложения, на прямые инвестиции и т.д. Таким образом, благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на его стадии. С помощью этой функции осуществляется прежде всего возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах; вместе с тем распределительной функция позволяет предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей производства и материального стимулирования работающих.

Распределительная функция  финансов действует во взаимосвязи  и взаимообусловленности с контрольной функцией. Контрольная функция представляет собой стоимостной контроль в процессе распределение и перераспределения стоимости ВНП на макро-уровне и финансовых показателей предприятий и организаций на микро-уровне. Контрольная функция финансов сообщает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы попадают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли ими используются. Проявляется контрольная функция через деятельность фин. органов, а инструментом реализации функции является фин. информация.

Существует мнение, что  финансы выполняют регулирующую, распределительную, производственную функции или функции, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств. Но в данном случае функции подменяются ролью, которую выполняют финансы в общественном воспроизводстве, механизмом реализации распределительной функции.

Представители СПб школы выделяют след. функции: 1) образование денеж.доходов и накоплений, 2) использ-ие денеж.доходов и накоплений на нужды общест.пр-ва. При этом отрицают сущест-ние контрол.функции финансов, отмечая, что она – св-во органов упр-ния, а не св-во эк.категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансовая система: понятие,  структура, взаимодействие сфер  и звеньев.

Финансовая система  представляет собой совокупность финансовых отношений, в процессе которых разными  методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

Отличаясь друг от друга, различные виды финансовых отношений  обладают определенными общими чертами, которые позволяют сгруппировать их в обособленные сферы и звенья. Фин.сис-ма вкл-ет в себя 3 осн.эл-та: 1) сов-сть сфер и звеньев фин.отн-ний, 2) соответ-щие денеж.доходы и накопления денеж.ср-в, формируемых у субъектов этих отн-ний, 3) сис-ма органов, осущ-щих упр-е финансами. Существует несколько точек зрения на структуру финансовой системы. В зависимости от субъекта финансовых отношений структуру финансовой системы можно представить следующим образом:

 



 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В составе финансовой системы выделяют 2 сферы: сферу децентрализованных финансов и сферу централизованных финансов. Страхование выделяется в качестве промежуточного звена, поскольку можно выделить коммерческое страхование и некоммерческое (государственное). В свою очередь каждая сфера состоит из звеньев.

Взаимодействие сфер и звеньев (все отношения между  звеньями, как правило, носят двойственный характер):

  1. финансы хозяйствующих субъектов взаимодействуют с государственными финансами по поводу уплаты налогов, обратная взаимосвязь осуществляется при поступлении дотаций, субвенций, субсидий из бюджетов различных уровней, при предоставлении инвестиционных налоговых кредитов, налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек по уплате налогов. Со страхованием по поводу уплаты страховых взносов и получения страхового возмещения.
  2. Домашние хозяйства в свою очередь могут осуществлять инвестиции в уставные капиталы предприятий, покупать ценные бумаги коммерческих предприятий, могут осуществлять добровольные членские вносы и пожертвования в пользу некоммерческих предприятий. Со страхованием  - уплачивая страховые взносы и получая страховые возмещения. С внебюджетными фондами по поводу уплаты отчислений, взносов, обратная взаимосвязь путем выплаты социальных пособий, пенсий, трансфертов. Покупая государственные ценные бумаги, осуществляется взаимодействие с гос. кредитом.
  3. Между бюджетом и внебюджетными фондами по поводу предоставления средств для выплаты пенсий и пособий.
  4. Взаимодействие между коммерческими и некоммерческими организациями осуществляется путем оказания благотворительной помощи. Коммерческие организации могут образовывать некоммерческие структуры (пример,АРБ).

Всем этим отн-ниям должны быть присущи признаки хар-ные финансам: денеж.характер, распределит-ый характер, образование и использование денеж.доходов и накоплений.

С 01.01.06 на муниц.ур-не мест. Бюджеты стали: 1) бюджеты городских поселений и округов, 2) бюджеты сельских поселений и районов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Финансовые ресурсы: виды, источники  формирования и основные направления использования.

Финансовые ресурсы  являются материально-вещественным воплощением финансов.

Фин. ресурсы – это  денежные средства, находящиеся в  распоряжении хозяйствующих структур и государства и предназначенные для обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса на макро- и микроуровнях. Причем фин. ресурсы всегда образуются, распределяются и используются. Отличительными признаками фин. ресурсов является то, что право распоряжаться ими принадлежит конкретному субъекту, а направления использования фин. ресурсов заранее определены.

Источники формирования фин. ресурсов как на микро-, так и на макроуровне могут быть внутренними(собственные) и внешними(заемные). Внутренними источниками на макроуровне являются – ВВП; часть нац. богатства, вовлекаемого в распределительный процесс текущего года; средства, мобилизованные государством путем выпуска цб, обращающихся среди резидентов, и т. д., формируются в виде налоговых и неналоговых поступлений. Внешние на макроуровне – привлечение инвестиций, заимствования у международных кредитных организаций, размещение цб среди нерезидентов и т. д.

На микроуровне источники  фин. ресурсов могут различаться  в зависимости от сферы деятельности, организационно-правовой формы хозяйствования. К собственным источникам фин. ресурсов относятся – уставный капитал, прибыль, добавочный капитал, амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль прошлых лет и т.д. К заемным или внешним источникам относятся – кредиты, средства, полученные в порядке распределения, доходы от долевого участия в других организациях, страховые возмещения, субсидии, целевые поступления, кредиторская задолженность перед бюджетом, поставщиками, персоналом и т.д.

Различают следующие  виды финансовых ресурсов: централизованные и децентрализованные. Соотношение между централизованными и децентрализованными фин. ресурсами зависят от методов ведения хозяйства, степени вмешательства государства в эк. процессы, состояния экономики (кризис), уровня соц. защиты населения со стороны государства, чрезвычайных ситуаций. Централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов (денеж.ср-ва в распоряжении органов мест.самоупр-ия и гос-ва). Децентрализованные фин. ресурсы включают фин. ресурсы домохозяйств, предприятий и организаций.

Фин. ресурсы представлены прибылью, амортизационными отчислениями, налогами, отчислениями в соц. фонды, трансфертами, субсидиями и т.д. К фин.рес-сам не относятся оборот.ср-ва, т.к. оборот.ср-ва всегда находятся в обращении п/п-я и всегда приходят в исходную форму, в то время как фин.рес-сы мобилизуются.

Направления использования  централизованных фин. ресурсов строго определены и заранее утверждены(для вып-ния гос-вом своих функций). Направления использования децентрализованных ресурсов определяют сами хозяйствующие субъекты. Например, погашение обязательств перед контрагентами (расчеты с государством, платежи органам финансово-кредитной системы), капитализация собственных средств в расширенное производство, формирование фондов стимулирования предприятий, наличие временно-свободных ресурсов позволяет направить их в ценные бумаги и другие финансовые вложения.

Надо эфф-но управлять  и использовать фин.рес-сы, т.к. от этого  зависит платежеспособность, устойчивость, доходность орг-ции и зависит стабильность всех финансов гос-ва.

4. Финансовая политика РФ на современном этапе.

Финансовая политика – это сознательное, целенаправленное использование финансов в целях достижения лучших результатов в осуществлении экономических и социальных процессов. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по формированию финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций и задач. Фин.пол-ка – это составная часть соц-эк.пол-ки гос-ва. Эк.содержание финансовой политики предполагает наличие 3 составных частей:

  1. Разработку научно-обоснованной концепции развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов и анализа перспектив развития производства;
  2. Определение основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу, т.е. разработка тактики (задачи в области практических мер) и стратегии (долгосрочное решение фин.вопросов) фин. политики, исходя из поставленных целей.
  3. Разработка конкретных мероприятий, действий, мер, направленных на достижение поставленных целей.

Разработкой фин. политики занимаются гос. органы управления финансами  и, прежде всего Министерство Финансов, органы представительной власти (Федеральное  собрание РФ, ЦБ РФ и др.). При выработке  финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества, учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Фин.пол-ка должна быть основана на многовариантном расчете результатов ее проведения(исп-ие фин.мат.методов).

Информация о работе Социальные риски, их виды и формы компенсации