Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:15, контрольная работа
сторическое развитие финансов связано с появлением государства и возникновением у государства потребности в ресурсах для осуществления возложенных на него функций. Первоначально возникли государственные финансы. Появление соответствующих хозяйствующих субъектов, взаимоотношений между ними и государством, обеспечение этих субъектов необходимыми и ресурсами привело к формированию финансов как категории.
Существует несколько точек зрения на функции, выполняемые финансами. Общепризнанным является то, что финансы выполняют 2 основные функции – распределительную и контрольную.
Финансы.
Историческое развитие финансов связано с появлением государства и возникновением у государства потребности в ресурсах для осуществления возложенных на него функций. Первоначально возникли государственные финансы. Появление соответствующих хозяйствующих субъектов, взаимоотношений между ними и государством, обеспечение этих субъектов необходимыми и ресурсами привело к формированию финансов как категории.
Финансы – это экономическая категория, выражающая денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения на макроуровне денежного выражения стоимости ВНП и части нац. богатства, а на микроуровне выручки (доходов) от реализации продукции, услуг в связи с образованием у субъектов хозяйствования и государства денежных доходов и целевых накоплений и использованием их на нужды расширенного воспроизводства и др. общественные потребности.
Финансы – это научная абстракция, но она имеет матер-вещест. выраж-е – это фин.рес-сы, с помощью кот-ых осущ-ся эти фин. отнош-ия.
Финансы – сов-сть денеж.отн-ий, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централиз-ых и децентрализ-ых фондов денеж.ср-в, в целях вып-ния функций и задач гос-ва и обеспеч-ния условий расшир-ого воспр-ва.(ФиКр,Ковалева)
Финансы всегда связаны с движением денеж. ср-в. Деньги – это необходимое условие сущ-ия финансов, но не причина. За реальным движением денеж.ср-в можно увидеть экон.отн-ия(движение ст-сти) по уплате налогов, распределению чист. прибыли.
По опрению Вознесенского: «Любая эк. категория (область знания, представление о чем либо) должна обладать 3 осн.признаками:1). Выражать реально существующие отн-ия; 2). Являться объективной реальностью; 3). Иметь специфическое общественное отн-ние. Т.О., финансы – эк. категория.
Необходимость финансов заключается в обеспечении непрерывности воспроизводственного процесса как на макро-, так и на микроуровне и формирование достаточного объема финансовых ресурсов для выполнения хозяйствующими субъектами и государством соответствующих функций.
Отличительные признаки финансов от других категорий:
Это основные признаки финансов,
но Санкт-петербургская школа
Существует несколько точек зрения на функции, выполняемые финансами. Общепризнанным является то, что финансы выполняют 2 основные функции – распределительную и контрольную(Москов.школа).
С помощью распределительной
функции в экономике осуществля
Распределительная функция финансов действует во взаимосвязи и взаимообусловленности с контрольной функцией. Контрольная функция представляет собой стоимостной контроль в процессе распределение и перераспределения стоимости ВНП на макро-уровне и финансовых показателей предприятий и организаций на микро-уровне. Контрольная функция финансов сообщает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы попадают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли ими используются. Проявляется контрольная функция через деятельность фин. органов, а инструментом реализации функции является фин. информация.
Существует мнение, что
финансы выполняют
Представители СПб школы выделяют след. функции: 1) образование денеж.доходов и накоплений, 2) использ-ие денеж.доходов и накоплений на нужды общест.пр-ва. При этом отрицают сущест-ние контрол.функции финансов, отмечая, что она – св-во органов упр-ния, а не св-во эк.категории.
2. Финансовая система: понятие,
структура, взаимодействие
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.
Отличаясь друг от друга, различные виды финансовых отношений обладают определенными общими чертами, которые позволяют сгруппировать их в обособленные сферы и звенья. Фин.сис-ма вкл-ет в себя 3 осн.эл-та: 1) сов-сть сфер и звеньев фин.отн-ний, 2) соответ-щие денеж.доходы и накопления денеж.ср-в, формируемых у субъектов этих отн-ний, 3) сис-ма органов, осущ-щих упр-е финансами. Существует несколько точек зрения на структуру финансовой системы. В зависимости от субъекта финансовых отношений структуру финансовой системы можно представить следующим образом:
В составе финансовой системы выделяют 2 сферы: сферу децентрализованных финансов и сферу централизованных финансов. Страхование выделяется в качестве промежуточного звена, поскольку можно выделить коммерческое страхование и некоммерческое (государственное). В свою очередь каждая сфера состоит из звеньев.
Взаимодействие сфер и звеньев (все отношения между звеньями, как правило, носят двойственный характер):
Всем этим отн-ниям должны быть присущи признаки хар-ные финансам: денеж.характер, распределит-ый характер, образование и использование денеж.доходов и накоплений.
С 01.01.06 на муниц.ур-не мест. Бюджеты стали: 1) бюджеты городских поселений и округов, 2) бюджеты сельских поселений и районов.
3. Финансовые ресурсы: виды, источники
формирования и основные направ
Финансовые ресурсы являются материально-вещественным воплощением финансов.
Фин. ресурсы – это денежные средства, находящиеся в распоряжении хозяйствующих структур и государства и предназначенные для обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса на макро- и микроуровнях. Причем фин. ресурсы всегда образуются, распределяются и используются. Отличительными признаками фин. ресурсов является то, что право распоряжаться ими принадлежит конкретному субъекту, а направления использования фин. ресурсов заранее определены.
Источники формирования фин. ресурсов как на микро-, так и на макроуровне могут быть внутренними(собственные) и внешними(заемные). Внутренними источниками на макроуровне являются – ВВП; часть нац. богатства, вовлекаемого в распределительный процесс текущего года; средства, мобилизованные государством путем выпуска цб, обращающихся среди резидентов, и т. д., формируются в виде налоговых и неналоговых поступлений. Внешние на макроуровне – привлечение инвестиций, заимствования у международных кредитных организаций, размещение цб среди нерезидентов и т. д.
На микроуровне источники фин. ресурсов могут различаться в зависимости от сферы деятельности, организационно-правовой формы хозяйствования. К собственным источникам фин. ресурсов относятся – уставный капитал, прибыль, добавочный капитал, амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль прошлых лет и т.д. К заемным или внешним источникам относятся – кредиты, средства, полученные в порядке распределения, доходы от долевого участия в других организациях, страховые возмещения, субсидии, целевые поступления, кредиторская задолженность перед бюджетом, поставщиками, персоналом и т.д.
Различают следующие виды финансовых ресурсов: централизованные и децентрализованные. Соотношение между централизованными и децентрализованными фин. ресурсами зависят от методов ведения хозяйства, степени вмешательства государства в эк. процессы, состояния экономики (кризис), уровня соц. защиты населения со стороны государства, чрезвычайных ситуаций. Централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов (денеж.ср-ва в распоряжении органов мест.самоупр-ия и гос-ва). Децентрализованные фин. ресурсы включают фин. ресурсы домохозяйств, предприятий и организаций.
Фин. ресурсы представлены прибылью, амортизационными отчислениями, налогами, отчислениями в соц. фонды, трансфертами, субсидиями и т.д. К фин.рес-сам не относятся оборот.ср-ва, т.к. оборот.ср-ва всегда находятся в обращении п/п-я и всегда приходят в исходную форму, в то время как фин.рес-сы мобилизуются.
Направления использования централизованных фин. ресурсов строго определены и заранее утверждены(для вып-ния гос-вом своих функций). Направления использования децентрализованных ресурсов определяют сами хозяйствующие субъекты. Например, погашение обязательств перед контрагентами (расчеты с государством, платежи органам финансово-кредитной системы), капитализация собственных средств в расширенное производство, формирование фондов стимулирования предприятий, наличие временно-свободных ресурсов позволяет направить их в ценные бумаги и другие финансовые вложения.
Надо эфф-но управлять и использовать фин.рес-сы, т.к. от этого зависит платежеспособность, устойчивость, доходность орг-ции и зависит стабильность всех финансов гос-ва.
4. Финансовая политика РФ на современном этапе.
Финансовая политика – это сознательное, целенаправленное использование финансов в целях достижения лучших результатов в осуществлении экономических и социальных процессов. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по формированию финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций и задач. Фин.пол-ка – это составная часть соц-эк.пол-ки гос-ва. Эк.содержание финансовой политики предполагает наличие 3 составных частей:
Разработкой фин. политики занимаются гос. органы управления финансами и, прежде всего Министерство Финансов, органы представительной власти (Федеральное собрание РФ, ЦБ РФ и др.). При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества, учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Фин.пол-ка должна быть основана на многовариантном расчете результатов ее проведения(исп-ие фин.мат.методов).
Информация о работе Социальные риски, их виды и формы компенсации