Содержание торгово-технологического процесса в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 11:15, реферат

Описание работы

Целью изучения является рассмотрение вопросов теории развития инфраструктуры товарного рынка, управления деятельностью предприятия в вопросах продвижения, сохранения, продажи товаров и услуг, обеспечения потребностей потребителей.
Организация и технология розничной продажи товаров является важнейшим объектом коммерческой и маркетинговой деятельности торгового предприятия.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 103.46 Кб (Скачать файл)

Предполагаемый объем продаж. Экспозиционная площадь и предполагаемый объем  продаж ─ два фактора, находящихся  в прямой зависимости.

Различные группы товаров радикально отличаются друг от друга по тому, как  они продаются в течение года. Товары одной группы продаются равномерно в течение года, а продажа товаров  другой группы имеет цикличный, сезонный характер.

Принимая во внимание цикличность  продажи многих групп товаров, необходимо заранее прогнозировать эти сезонные колебания, что должно выражаться в  предоставлении большей площади  товару с высокой оборачиваемостью в «горячий» период и соответственно уменьшение площади товаров с  малой оборачиваемостью.

Экспозиция ─ важный этап в подготовке к продаже, как в проектируемом, так и в работающем магазине. Всегда необходимо учитывать, что новые  товары, изменение конъюнктуры рынка, сезонность, погодные условия и др. ─ все это повод для изменения  экспозиции.

3. Услуги, оказываемые покупателям  магазинами

Органичным продолжением торгово-технологического процесса в магазине является оказание покупателям различного рода услуг. Это могут быть услуги трех видов:

  1. услуги, связанные с покупкой товаров;
  2. услуги, связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров;
  3. услуги, связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина.

Первая группа услуг включает: прием  предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку товаров, доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю и др.

Довольно обширен круг услуг  второй группы, оказываемых покупателям  после приобретения товаров. К ним  относят:

  • раскрой купленных в магазине тканей;
  • мелкую переделку и подгонку по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретенного в магазине;
  • прием заказов на пошив одежды, столового и постельного белья из ткани, купленной в магазине;
  • установку на дому у покупателей приобретенных в магазине холодильников, телевизоров, радиоприемников и другие услуги.

В третью группу входят следующие  услуги:

  • организация кафетерия или буфета при универмаге или другом крупном магазине;
  • ремонт технически сложных товаров;
  • устройство при магазинах детских комнат или уголков, камер хранения купленных в магазине товаров и вещей покупателей;
  • оборудование вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомашин и крытых площадок для детских колясок и др.

Услуги, оказываемые магазинами, могут  быть платными или бесплатными. К  бесплатным относят услуги, непосредственно связанные с продажей товаров (консультации продавцов и специалистов, рекламную информацию, организацию сборных касс и т. д.).

Другие услуги, предоставление которых  связано для магазинов с дополнительными  затратами (раскрой тканей, доставка товаров на дом и др.), должны выполняться  за плату по тарифам, утвержденным на местах.

Наиболее благоприятные условия  для оказания дополнительных услуг  имеются в универмагах, универсамах  и крупных специализированных магазинах. При этом преимущественное распространение  получили такие виды услуг:

  • раскрой тканей;
  • прием заказов на пошив одежды и подгонка одежды по фигуре покупателя;
  • доставка товаров на дом;
  • установка купленных в магазине технически сложных товаров на дому у

покупателей;

  • организация коллективных выездов жителей отдаленных населенных пунктов для приобретения товаров в универсальных и специализированных кооперативных магазинах;
  • организация при крупных магазинах кафетериев и др.

Раскрой купленных в магазине тканей выполняет закройщик. Для этих целей  в торговом зале, в стороне от покупательского потока, вне зоны самообслуживания отводится часть  торговой площади (до 12 м2), на которой оборудуется рабочее место закройщика. Здесь устанавливают примерочную кабину с зеркалом, стол для закройщика, шкаф для хранения принятых в раскрой тканей и раскроенных изделий, стулья для покупателей, вешалки для верхней одежды и т. д.

Раскрой тканей осуществляется по выбранному покупателем фасону, по возможности  в его присутствии. По просьбе  покупателя закройщик дает ему консультацию. Здесь же покупатель может приобрести различные принадлежности для кройки и шитья (альбомы, выкройки и пр.). Закройщик может выезжать в отдаленные населенные пункты с автомагазином  и там раскраивать ткани, приобретенные  покупателями в автомагазине.

Крупные универмаги и специализированные магазины проводят прием заказов  на пошив одежды из приобретенных  здесь материалов. Для приема и  выполнения заказов кооперативные организации приглашают мастеров местных ателье или швейных мастерских.

Магазины оказывают и такую  услугу, как подгонка по фигуре покупателя одежды, здесь же приобретенной. Для  этих целей в универмагах, где  под готовую одежду отведено не менее 200 м2 торговой площади, следует выделить под соответствующую мастерскую помещение площадью не менее 8 м2. И оборудовать его швейной машинкой, гладильным столом и другой необходимой мебелью.

Одним из распространенных видов услуг  является дocтaвкa товаров на дом, покупателя. Доставке подлежат крупногабаритные и тяжелые товары (мебель, телевизоры, холодильники, строительные материалы и т. д.). Заказы на эту услугу следует принимать в течение всего рабочего дня магазина. День и время доставки товаров должны быть согласованы с покупателем. Для доставки товаров используют транспорт городских или районных транспортно-экспедиционных контор, либо транспортного хозяйства кооперативной организации.

Установку купленных в магазине технически сложных товаров на дому у покупателей (телевизоров, холодильников, стиральных машин и т. п.) обеспечивают преимущественно универмаги и крупные  специализированные магазины.

Для жителей малых и отдаленных населенных пунктов удобными являются коллективные выезды для приобретения товаров в универмагах и крупных  специализированных магазинах, особенно для покупок товаров сложного ассортимента. Для этих целей сельскохозяйственные предприятия выделяют транспорт. Выезд  покупателей организуется по графикам.

Кафетерии организуют в крупных  универмагах, универсамах и специализированных магазинах. Их размещают вне зоны самообслуживания и оснащают холодильным  оборудованием, кофеваркой, оборудованием  для продажи соков, кафетерийной стойкой, специальными обеденными столами и другим оборудованием. В них продают кофе, чай, молочные коктейли, бутерброды, кондитерские изделия и т. д.

Кроме перечисленных дополнительных услуг, в магазинах оказывают  и другие, удобные для покупателей  услуги. Например, рекомендовано предоставлять  и такие услуги, как:

  • комплектование праздничных наборов из имеющихся товаров;
  • продажа цветов, периодических изданий, лекарственных средств и др.;
  • прием стеклопосуды на дому у населения;
  • консультации покупателей по домашнему консервированию продуктов;
  • организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и

многодетных семей (с доставкой  товаров на дом);

  • установка городских телефонов-автоматов;

3.1 Внемагазинные формы торгового  обслуживания покупателей

К внемагазинным формам торгового  обслуживания относят: продажу товаров  через сеть мелкорозничных предприятий, передвижные средства торговли, розничную  посылочную торговлю, торговые автоматы, продажу товаров на ярмарках и  базарах. Использование той или  иной формы торгового обслуживания зависит от численности жителей  в населенном пункте, наличия и  ассортиментного профиля торговых предприятий, производственных условий, сезона и других обстоятельств.

Продажа товаров через сеть мелкорозничных предприятий занимает большое место  в торговом обслуживании сельского  населения. Мелкорозничные предприятия, расположенные в населенных пунктах, где отсутствуют магазины, имеют  самостоятельное значение. В некоторых  случаях они, не имея самостоятельного значения, служат дополнением сети магазинов (например, в период сезонной торговли).

Мелкорозничная торговая сеть представлена палатками, ларьками, киосками и магазинами на дому. Они могут иметь различный  товарный профиль. Так, к числу мелкорозничных предприятий, торгующих продовольственными товарами, относятся: «Продукты», «Кондитерские изделия», «Сельхозпродукты», «Мясо», «Молоко», «Овощи - фрукты», «Хлеб», «Соки - воды», «Мороженое» и др. Непродовольственными товарами торгуют: «Промтовары», «Книги», «Хозтовары», «Сувениры», «Канцтовары» и др. К этой же группе относятся бензозаправочные станции. Довольно широко распространены мелкорозничные предприятия, торгующие товарами повседневного спроса.

Наиболее распространенным типом  мелкорозничных предприятий являются «Продукты». Обычно в их ассортименте не менее пяти товарных групп. При  этом на предприятиях, оснащенных холодильным  оборудованием (обычно холодильными камерами ШХ-О,4 или ШХ-О,56), реализуют и скоропортящиеся продовольственные товары.

Палатки и ларьки типа «Промтовары» торгуют головными уборами, трикотажными изделиями, галантереей, парфюмерией, хозяйственными и некоторыми другими  товарами.

В палатках и ларьках «Товары  повседневного спроса» реализуют  продовольственные товары и ограниченный ассортимент непродовольственных  товаров частого спроса.

Мелкорозничные торговые предприятия  размещают не только на рынках, вокзалах, в зоне отдыха и других местах наибольшего  сосредоточения населения, но и в  малых населенных пунктах, где отсутствует  магазин и строительство его  нецелесообразно. При их размещении учитывают профиль мелкорозничного  предприятия, наличие других предприятий  торговли и другие факторы. Особую роль мелкорозничные предприятия играют в торговом обслуживании жителей  малых сел и деревень. Здесь  чаще всего распространены палатки  и ларьки «Продукты», «Товары повседневного  спроса», а также магазины на дому.

Эффективность работы мелкорозничных предприятий торговли во многом зависит  от организации снабжения их товарами, установленного режима работы. Товароснабжение  их должно быть ритмичным, так как  большинство из них не имеют условий  для хранения значительных запасов  товаров. Режим работы палаток, ларьков  и киосков должен быть удобным  для покупателей. Его устанавливают  с учетом места расположения предприятий  и контингента обслуживаемых  покупателей. Например, режим работы палаток и ларьков, расположенных  у кинотеатров, на рынках, вокзалах, в зонах отдыха и т. д., должен быть увязан с режимом работы этих предприятий, с интенсивностью покупательских потоков, а режим работы предприятий, расположенных  в малых населенных пунктах, должен быть удобным для их жителей.

Для продажи товаров по месту  работы сельских жителей, а также  жителям населенных пунктов, где  отсутствует стационарная торговая сеть, используют передвижные средства торговли. К ним относятся автомагазины, автоприцепы и разные развозки.

Автомагазины выпускаются на базе автомобиля «ГАЗ» или переоборудованных  автобусов «ЛАЗ», «ИКАРУС» и др.

Салон автомагазина оснащают изотермическим шкафом, горками, шкафами и подшкафниками со съемными дверцами с запорами и прижимами, предохраняющими товары от смещения при транспортировании. Для демонстрации готового платья, и других товаров служат вешала, свободная площадь под которыми может быть использована для перевозки крупногабаритных товаров, доставляемых по заказам покупателей, или товаров в таре-оборудовании.

В зависимости от ассортимента реализуемых  товаров различают следующие  типы автомагазинов: «Продукты», «Промышленные  товары», «Товары повседневного  спроса», «Книги».

Ассортимент товаров в автомагазине «Продукты» состоит из следующих  важнейших товарных групп:

  • хлеб и хлебобулочные изделия;
  • кондитерские изделия;
  • бакалейные товары;
  • консервы;
  • гастрономические продукты;
  • безалкогольные напитки;
  • табачные изделия и спички;
  • сопутствующие непродовольственные товары в автомагазинах.

«Промышленные товары» реализуют  ткани, одежду, головные уборы, белье, обувь  массового пошива, галантерейные  и парфюмерно-косметические товары, некоторые культтовары и хозяйственные  товары. . Продовольственными и непродовольственными товарами примерно тех же групп торгуют и автомагазины «Товары повседневного спроса», но ассортимент товаров в них отличается от ассортимента автомагазинов первых двух типов, как по широте, так и по глубине.

Автомагазины «Книги» имеют  в своем ассортименте литературу различных направлений, а также  периодические издания и сопутствующие (в основном канцелярские) товары.

Торгово-технологический процесс  в автомагазине состоит из следующих  основных операций:

  • отборка и приемка товаров на оптовой базе;
  • размещение и укладка товаров в салоне автомагазина;
  • выезд автомагазина в пункты обслуживания;
  • подготовка автомагазина к торговле;
  • предложение и продажа товаров, включая расчетные операции;
  • прием предварительных заказов и оказание других услуг;
  • возвращение автомагазина на стоянку и его осмотр;
  • санитарная обработка кузова;
  • опломбирование автомагазина и сдача его под охрану;
  • составление отчета и сдача выручки.

Информация о работе Содержание торгово-технологического процесса в магазине