Содержание, значение и задачи бюджетного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение. Такое определение бюджетного планирования вытекает из самого определения бюджета, данного в Законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», в соответствии с которым бюджет представляет собой форму образования и расходования (составления и исполнения) денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Содержание работы

1. Содержание, значение и задачи бюджетного планирования……………..3
2. Участники бюджетного процесса…………………………………………..4
3. Основы организации бюджетного процесса………………………………...5
4. Этапы бюджетного процесса…………………………………………………7

Файлы: 1 файл

сущность и значение бюджетного планирования.docx

— 30.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.   Содержание, значение и  задачи бюджетного планирования……………..3

2.   Участники бюджетного процесса…………………………………………..4

3. Основы организации бюджетного процесса………………………………...5

4. Этапы бюджетного процесса…………………………………………………7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание, значение и задачи бюджетного планирования.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное  планирование и регулирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение. Такое определение бюджетного планирования вытекает из самого определения бюджета, данного в Законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», в соответствии с которым бюджет представляет собой форму образования и расходования (составления и исполнения) денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Непосредственное  составление бюджета на предстоящий  год происходит на базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов, которые доводятся  до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных  учреждений. Составление бюджета  по доходам должно учитывать действующую  налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов.

Перед бюджетным  планированием выдвигаются следующие  основные задачи:

  • установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;
  • организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;
  • осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.

Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное  планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы  мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

  1. Участники бюджетного процесса.

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • Органы законодательной (представительной) власти;
  • Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • Органы денежно-кредитного регулирования;
  • Органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • Государственные внебюджетные фонды;
  • Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • Иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные  учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Представительные  органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные  органы власти осуществляют сводное  финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель  бюджетных средств — это орган  исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных  средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджете получателе и, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это  организация, созданная органом  исполнительной власти для осуществления  функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) И финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные  органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

3. Основы организации бюджетного процесса.

     Правовая  база бюджетного процесса регламентируется во-первых конституцией РФ, на бюджетном кодексе, который принят в 1998г, но вступил в силу с 1 января 2000г., а также на решениях государственных представительных органов власти субъектов федерации.

     Бюджетный  процесс также регулируется правилами  о порядке составления и исполнения  бюджета, которые издаются министерством  финансов РФ на основе бюджетного  законодательства.

     Составной  частью бюджетного процесса является  бюджетное регулирование. Бюджетное  регулирование это перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами  разного уровня.

     Льготный  период длится один месяц, в  течение которого заканчиваются  все операции по исполнению  бюджета. Финансовый год вместе  с льготным периодом называются  счетным периодом.

     Перед  бюджетным процессом стоят следующие  задачи:

1. Максимально  выявить все материальные и  финансовые резервы в целях  достижения сбалансированности  бюджета. 

2. Определить  общий объем доходов бюджета  и не только в целом, но  и по отдельным видам налогов  и других платежей. Эти размеры  должны соответствовать как прогнозам,  так и целевым программам социально-экономического  развития.

3. Установить  общий объем расходов и расходов  по целевому назначению исходя  из потребности бесперебойного  финансирования всех мероприятий.

4. Согласовать  данные бюджета с общей программой  финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости денежной единицы.

5. Осуществить  бюджетное регулирование в целях  сбалансированности бюджетов разного  уровня.

6. Усилить контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и за доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств. 

7. Автоматизация  процессов составления и исполнения  бюджета через систему автоматизации  финансовых расчетов.

4. Этапы бюджетного процесса.

     Составление  проекта бюджета.

     Начинается  задолго до начала финансового  года. Им занимается министерство  финансов, министерство по налогам  и сборам и государственный  таможенный комитет. Предварительно  готовятся исходные данные макроэкономического  уровня – объем ВВП на предстоящий  финансовый год. Одновременно устанавливаются темпы роста ВВП за предыдущие 3-5 лет. Затем берется уровень инфляции. И снова делается прогноз на предстоящий финансовый год.

     Составив  эти основные макроэкономические  показатели, министерство финансов  готовит следующие документы  и материалы:

1. Прогноз социально-экономического  развития по территориям на  очередной финансовый год. 

2. Устанавливаются  направления бюджетной и национальной  политики на очередной финансовый год

3. Рассчитывается  прогноз сводного финансового  баланса

4. Составляется  прогноз консолидированного бюджета.

5. Адресная инвестиционная  программа

6. Составляется  структура государственного и  муниципального долга, внутреннего  и внешнего.

7. Дается оценка  потерь бюджета от налоговых  льгот.

8. Дается прогноз  бюджета на текущий финансовый  год. 

     На  основе этих документов разрабатывается  перспективный финансовый план  на основе среднесрочного прогноза  социально-экономического развития. Этот финансовый план составляется  на три года по укрупненным  показателям бюджетной классификации.  И ежегодно этот трехгодичный  план будет корректироваться. Одновременно  готовится бюджетное послание  президента. Бюджетное послание  президента представляется не  позднее 10 марта года, предшествующего  очередному финансовому году. В  бюджетном послании дается оценка  экономическому положению страны, намечаются общие задачи на  предстоящий год и это послание  направляется федеральному собранию.

     Главная  задача при составлении проекта  бюджета – определить объем  денежных средств, которые централизуются  в руках высших органов власти  с целью финансового обеспечения  функций государства. 

     Составление  проекта бюджета начинается с  низших органов исполнительных  органов власти и идет к высшим.

     Отдельное  внимание уделяется вопросам  согласования данных министерств  и ведомств.

     Это  согласование охватывает несколько  этапов.

     На  первом этапе разрабатываются  разные варианты бюджета. Эти  варианты должны быть одобрены  правительством. Правительство выбирает  из этих вариантов наиболее  экономичные варианты и эти варианты кладутся в основу составления бюджета.  Затем эти варианты возвращаются министерствам и разрабатываются окончательные варианты бюджетов.

     На  этом этапе доходы распределяются  по бюджетом разного уровня.

     Этот  этап должен быть завершен  к 15 июля, после чего проект  бюджета поступает к правительству.  Правительство в течение месяца  рассматриваются следующие документы:

1. Проект федерального  бюджета

2. Проекты бюджетов  государственных целевых фондов

3. Проект сводного  финансового баланса.

4. Проект социально-экономического  развития

      Получив одобрения правительства,  все эти документы до 1 октября  представляются в парламент, государственную думу и счетную палату.

     Государственная  дума должна дать оценку исполнения  федерального бюджета и консолидированного  бюджета за текущий год.

     Затем  государственная дума оценивает  программу представления средств  федерального бюджета по каждому  виду расходов и дает оценку  поквартальному распределению средств  федерального бюджета на планируемый  год. Получив такие документы,  начинается обсуждение в государственной  думе. Это обсуждение должно пройти  четыре чтения, т.е. четырежды  идет обсуждение бюджета. 

Информация о работе Содержание, значение и задачи бюджетного планирования