Составление отчётов об исполнении бюджетов и их утверждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………...…3
2. Сущность и содержание бюджетного процесса……………………………3-4
3. Участники бюджетного процесса………………………………………….4-10
4. Организация бюджетного процесса………………………………………….10
5. Основы составления проектов бюджетов…………….………………….10-14
6. Рассмотрение и утверждение бюджетов…………………………………14-17
7. Исполнение бюджетов…………………………………………………….17-21
8. Составление отчётов об исполнении бюджетов и их утверждение……21-22
9. Заключение………………………………………………………………...22-23
10. Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс.docx

— 52.98 Кб (Скачать файл)

 

 

Московская Высшая Школа  Бизнеса (Институт)


Факультет среднего профессионального  образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по предмету

«Бюджетная система»

студентки группы

 

Чаплыгина Н.Н. _____________

подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2007

 

 

 

Содержание

 

 

1. Введение……………………………………………………………………...…3

2. Сущность и содержание бюджетного  процесса……………………………3-4

3. Участники бюджетного процесса………………………………………….4-10

4. Организация бюджетного процесса………………………………………….10

5. Основы составления проектов бюджетов…………….………………….10-14

6. Рассмотрение и утверждение бюджетов…………………………………14-17

7. Исполнение бюджетов…………………………………………………….17-21

8. Составление отчётов об исполнении бюджетов и их утверждение……21-22

9. Заключение………………………………………………………………...22-23

10. Список используемой литературы……………………………………….....23

11.Таблицы……………………………………………………………………24-33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям  времени.

Целью настоящей  работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных  путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и  бюджетного процесса) Российской Федерации.

 

2. Сущность и содержание бюджетного процесса.

 

В Бюджетном  кодексе РФ дано следующее определение: «Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов  и бюджетных государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

Задачами  бюджетного процесса являются:

  • максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;
  • определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объёма в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
  • установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объёма, исходя из потребностей бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
  • согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
  • сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счёт экономически оправданных источников;
  • осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путём перераспределения источников дохода государства между ними, а также сферами хозяйства, экономическими регионами;
  • повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
  • усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
  • автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчётов с широким использованием электронно-вычислительной техники.

 

3. Участники Бюджетного процесса

 

Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями (т. е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса), а также бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

В систему  органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

  • органы законодательной (представительной) и исполнительной власти;
  • финансовые органы, структура которых определяется указом Президента РФ;
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • государственные целевые внебюджетные фонды.

Участниками бюджетного процесса являются:

    1. Президент Российской Федерации, который представляет ежегодное бюджетное послание, утверждает бюджет и контролирует его исполнение.
    2. Органы законодательной власти соответствующего уровня. Они рассматривают и утверждают бюджеты и отчёты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня, определяют порядок исполнения бюджетов и осуществляют иные полномочия. На федеральном уровне такими органами выступают: Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
    3. Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, и другие уполномоченные лица). Они осуществляют составление проектов бюджетов, вносят его на рассмотрение и утверждение представительного органа с необходимыми документами и материалами; осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов, управление государственным долгом, составление росписи бюджетных расходов и доведение бюджетных уведомлений до бюджетополучателей и другие полномочия.
    4. Финансовые органы (федеральные финансовые органы – Министерство финансов РФ, в том числе Федеральное казначейство, финансовые органы и органы финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований).
    5. Органы денежно-кредитного регулирования – Центральный банк (Банк России) и кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов. Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики; обслуживает счета бюджетов; осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
    6. Органы государственного и муниципального финансового контроля – контролируют исполнение соответствующих бюджетов; проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления. Они осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований; Счетная палата РФ и соответствующие контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований).
    7. Распорядители бюджетных средств (главный распорядитель бюджетных средств – государственный орган, орган местного самоуправления, предусмотренный в ведомственной классификации соответствующего бюджета или уполномоченный Правительством РФ на предоставление стороны государства в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе; и распорядитель бюджетных средств – государственный орган, орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства между бюджетополучателями).

 

Каждый орган  имеет собственные задачи и действует  в пределах закреплённых за ним полномочий.

Главный распорядитель бюджетных средств – первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств: определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей  и получателей бюджетных средств; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений; составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств; осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственный или муниципальных услуг.

Главными  распорядителями бюджетных средств  федерального бюджета, в разрезе  которых формируется, утверждается и исполняется федеральный бюджет, являются все федеральные органы исполнительной власти (федеральные  министерства, федеральные агентства, федеральные службы), законодательные  и судебные органы РФ, Генеральная  прокуратура РФ (в их состав также  могут быть включены отдельные наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры, средств массовой информации согласно Федеральному закону о федеральном  бюджете на соответствующий финансовый год).

Главный распорядитель бюджетных средств  несёт ответственность за:

  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • несвоевременное предоставление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
  • несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнований до бюджетополучателя;
  • несвоевременное доведение уведомлений о лимитах по обязательствам до бюджета до бюджетополучателя;
  • несоответствие росписи бюджетных расходов утверждённым расходам;
  • несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах по обязательствам бюджета утверждённым расходам и росписи бюджетных расходов за исключением обязательств, определённых статьями Бюджетного кодекса РФ.

Распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства между бюджетополучателями в пределах своей компетенции, а также осуществляет доведение до них уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах по обязательствам бюджета и сведений об изменениях бюджетных ассигнований. На основании поданной бюджетной заявки он утверждает смету доходов и расходов бюджетополучателям и осуществляет контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного возврата и предоставления отчётности.

Получатель  бюджетных средств (бюджетополучатель) – это бюджетное учреждение, или иная организация, имеющая право на получение средств из бюджета на основании решения соответствующего органа либо договора.

Бюджетополучатели имеют право:

  • На своевременное получение и пользование бюджетными средствами согласно утверждённому в росписи бюджетных расходов размеру с учётом сокращения и индексации;
  • На своевременное информирование об утверждённом размере причитающихся им бюджетных средств;
  • Не возмещение реального ущерба, причинённого неполным либо несвоевременным финансированием. Получение упущенной выгоды за счёт бюджета не допускается.

Бюджетополучатели обязаны своевременно подавать бюджетную  заявку или иной документ, подтверждающий право на получение бюджетных  средств; использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым предназначением; своевременно и в полном объёме вернуть  бюджетные средства, представленные на возвратной основе, и внести плату  за пользованием бюджетными средствами, предоставленными не возмездной основе, а также своевременно предоставить отчет и иные сведения об использовании  бюджетных средств.

Права бюджетополучателя при исполнении бюджета.

Если в течение нормативного срока лимит по обязательствам бюджета не финансируется в полном объёме (за исключением случая введения режима сокращения расходов), то бюджетополучатель имеет право на компенсацию ущерба, вызванную неполным финансированием, отсутствием финансирования или задержкой финансирования из бюджета.

Компенсация ущерба осуществляется по решению арбитражного суда в соответствии с действующим  законодательством в размере  объёма недофинансирования и пени в  размере 1/300 от ставки рефинансирования Центрального банка от суммы задержки финансирования за каждый день просрочки.

По отношению  к бюджету действует правовой режим (иммунитет), при котором органы судебной власти и правоохранительные органы не могут изымать и направлять бюджетные средства не цели, не предусмотренные  в утверждённом бюджете, за исключением  случаев компенсации ущерба бюджетополучателям по решению Арбитражного суда.

Задачами Министерства финансов Российской Федерации как участника бюджетного процесса является составление проекта федерального бюджета Российской Федерации и представление его Правительству РФ, а также составление проектов распределения федеральных налогов и сборов  между уровнями бюджетной системы, прогноза консолидированного бюджета РФ, разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы.

Информация о работе Составление отчётов об исполнении бюджетов и их утверждение